Рыбаков фонд выпустил первый онлайн-курс для школьных комьюнити-менеджеров


В России появился бесплатный интерактивный курс по организации школьных сообществ от Рыбаков Фонда. Его инновационность в том, что:

  • это первый курс, который готовит комьюнити-менеджера для работы в школе,
  • полностью проходит в чат-боте в Telegram: @school_community_course_bot,
  • представляет собой симулятор, позволяющий окунуться в школьную жизнь и найти оптимальное решение для разных сложных ситуаций.

Комьюнити-менеджер – новая роль для российской школы. Он помогает формироваться сообществу на основе доверительных отношений всех участников образовательного процесса: сотрудников школы, учеников, родителей, выпускников, а также партнеров и местных жителей. В школах с сообществом дети лучше учатся, быстрее осваивают навыки для современной жизни и готовятся ко взрослому миру – это доказывают российские и зарубежные исследования.

Курс моделирует ситуации, в которых окажется организатор школьного сообщества: знакомство с коллегами на педсовете, родительское собрание, конфликты между учителями и родителями. Комьюнити-менеджеру предстоит решить реальные задачи: организовать наставничество или ученическое самоуправление, завоевать доверие родителей, провести событие. 

 

На курсе можно «проиграть» все эти ситуации (кейсы), выбрать вариант действия – и проанализировать его сильные и уязвимые стороны.

Кейсы сопровождаются короткими видео, где представители школ из сообщества Рыбаков Фонда поддерживают участников и рассказывают о своем опыте. Например, 

  • Лилия Каширина, школа №42 Белгорода – как создать управляющий совет,
  • Ирина Мохначева, школа №76 Перми – как вовлечь родителей в сообщество,
  • Алена Маскаева, школа №33 Иваново – как наладить сетевое взаимодействие, 
  • участники медиастудии школы №46 Ижевска – как развивать соцсети.

Каждый кейс завершается краткими практическими инструкциями: «Как создать просветительский контент для родителей», «Гайд по работе с возражениями», «Как разрешать конфликты», «Как организовать событие в школе, которое объединит все сообщество и местных жителей», «Как привлечь ресурсы».

Участники курса получат доступ к Инструменту для диагностики школьного сообщества. Этот цифровой сервис Рыбаков Фонда, созданный с Институтом образования НИУ ВШЭ, на диаграмме показывает продвинутость комьюнити по 9 направлениям, помогает планировать его развитие и отслеживать результаты.

Помимо интерактива и гайдов в курсе есть практика: написать письмо потенциальному партнеру с предложением поддержать школьное событие, отредактировать пост и т.д.

48-часовой курс предназначен сотрудникам школ, родителям, студентам / выпускникам педагогических направлений и всем, кто хочет стать комьюнити-менеджером в школе. Сейчас курс проходит утверждение в Минпросвещения России – весной у всех участников появится возможность получить официальное удостоверение о повышении квалификации на 48 академических часов.

«Это не обычный курс с “говорящими головами”, а симулятор: участник становится комьюнити-менеджером виртуального сообщества, проживает историю его развития, знакомится с задачами, которые будет решать в реальной школе. Наша цель – чтобы в каждой школе появился комьюнити-менеджер. И когда первые участники курса пройдут его и приступят к работе, мы увидим, как школьная жизнь в таких сообществах станет более наполненной, комфортной и осознанной. Уверены, что в будущем профессия комьюнити-менеджера будет полноценной ставкой в образовательных организациях», – сказал Глеб Лихобабин, директор программы Рыбаков Фонда по развитию сообществ.

Рыбаков Фонд уже четвертый год развивает школьные сообщества, в частности, проводит обучающую игру «Школа Рыбаков Фонда», онлайн-курс «Школа – центр социума» и совместный с ДВФУ курс для будущих учителей «Школьные сообщества». В проектах фонд применяет передовые способы обучения, основанные на сторителлинге, игрофикации, использовании ботов и соцсетей.

Отзывы о курсе

«Я в восторге! Это один из самых “живых” курсов, с которыми я встречался. С самого начала вы попадаете в школьную атмосферу, что самое важное – это школа, реальная школа. Где есть родители со списком претензий, учителя с большой нагрузкой и своими проблемами, учителя, горящие идеей, но не знающие, как ее реализовать. Вы возьмете на себя ответственность за формирование сообщества, куда войдут люди с разными запросами. У вас появится четкий план действий», – Владислав Васильев, учитель истории и обществознания, старший методист школы №1788, Москва.

«Как и конкурс “Школа Рыбаков Фонда”, курс превращен в игру. Участнику предлагают побыть в роли комьюнити-менеджера сельской школы. Учебный год идет – встают новые задачи. Чтобы справляться с ними, нужно вести диалог с придуманными персонажами курса (коллегами, родителями, учениками, партнерами) и перенимать реальный опыт учителей из сообщества школ Рыбаков Фонда. Курс интерактивен: помимо видео, аудио, иллюстраций, дополнительных материалов есть возможность выбирать ответ для продолжения диалога или шаг для решения задачи. В итоге каждый участник справится со всеми проблемами, но у него будет право на ошибку», – Любовь Дружинина, руководительница образовательного бюро «Розетка».

«Курс про школьный комьюнити-менеджмент – лучший способ погружения в профессию – такой, о котором мечтаешь украдкой, но редко встречаешь в реальной жизни. Когда все самое важное узнаешь в нужной последовательности, адекватной форме и от самых компетентных людей – тех, кто уже пробовал делать, а не просто размышлял. Важно, что все время пути ты – это ты-настоящий, у тебя есть возможность зафиксировать и отрефлексировать чувства и мысли от столкновения с людьми, их репликами и поступками – и тут же принять решение о дальнейших действиях, сделать шаг – и получить мгновенную обратную связь», – Татьяна Дик, учительница русского языка школы «Летово», Московская область, тьютор.

«Внимание акцентируется на том, что задача комьюнити-менеджера – поддержать участников в их самореализации, желании занять лидерскую позицию и взять ответственность. Подчеркивается, что комьюнити-менеджер должен создавать инфраструктуру для самостоятельного принятия решений участниками, а не навязывать свою точку зрения. В курсе простой язык и полезные реалистичные диалоги участников сообщества, которые помогают подготовиться к тому, с чем придется встретиться на практике!», – Ася Репрева, основатель агентства комьюнити-менеджмента в EdTech-сфере «Множество», лидер сообщества Russian Community Managers, преподаватель Нетологии и InLiberty.