Чтобы решить проблему, ее надо трансформировать в задачу: Мария Большакова


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Общественный деятель Мария Большакова участвует в благотворительном аукционе Meet For Charity в пользу Благотворительного фонда «Гольфстрим» и на своем примере делится опытом «Как научиться помогать другим».

Мария Большакова — автор и ведущая проекта #социальныйлоцман на канале «Медиаметрикс», общественный деятель, первый главный редактор Грамота.ру, эксперт в области социального предпринимательства, председатель экспертного совета конкурса Грантов Мэра Москвы, преподаватель программы «Лидерство в управлении гражданскими и общественными инициативами» в Московском институте психоанализа, ведущая лекций и семинаров «НКО Лаб» — образовательного проекта для руководителей и сотрудников НКО правительства Москвы, член Общественной палаты Московской области, эксперт многих федеральных, региональных и частных грантовых конкурсов и инициатив принимает участие в крупнейшем в России благотворительном аукционе встреч с известными людьми Meet For Charity с темой «Как научиться помогать другим» по организации социальных проектов, в том числе — по формированию гуманитарной помощи. Мария встретится с победителем аукциона в Москве и поделится опытом. Собранные по итогам аукциона средства будут направлены в благотворительный фонд помощи тяжелобольным людям Гольфстрим.

Мы побеседовали с Марией Большаковой  о ее социальных проектах и теме аукциона.

Мария Александровна, Вы занимаетесь решением социально-культурных задач с 1991 года. Как Вы пришли в социальное предпринимательство?

Скорее, социальное предпринимательство пришло к нам в страну, когда я уже была в активной фазе самостоятельного плавания по волнам микробизнеса. Со всеми обязательствами, даже если нет прибыли. Впервые я открыла свое дело, когда осталась одна с двумя маленькими детьми на руках и без всякой экономической поддержки. На работу, которая окупала бы хотя бы базовые запросы (ничего особенного, просто 3-х месячному младенцу нужна няня, пока мама на работе), оказалось устроиться практически невозможно. Вот я и попробовала сама. Сделала проект «Вся Рублевка» еще в 2008 году, который, можно сказать, прокормил нас с детьми. Я брала к себе на работу, таких же как я, женщин, которым надо было прокормить своего ребенка и у которых не было никаких ресурсов кроме знаний, умений и навыков. Условия были простые: ты можешь работать, откуда тебе удобно, важен только результат. В принципе, за год мы вышли на узнаваемость и стабильность, но тут я свалилась с жестким переутомлением и пришлось выкручиваться, чтобы найти способ выплатить людям зарплату. Это был суровый урок, с тех пор я очень боюсь брать людей в штат. Буквально через несколько лет я познакомилась с принципами социального предпринимательства и осознала их как спасение для таких, как я. И я абсолютно уверена, что если немного счистить бюрократический налет, то это замечательная история для микробизнеса и решения большого числа социальных задач, которые сейчас финансируются целиком государством в режиме «дырявого ведра».

Расскажите про Ваш опыт работы в крупных финансовых структурах?

После Грамоты.ру меня заметили и пригласили в крупный холдинг. Но я игрок командный, но не офисный. И многое в «бюрократии отношений» мне было не понятно. Я по сути человек проектный, а не процессный. Шесть лет я занималась выстраиванием коммуникаций в развивающемся секторе банковской розницы, в том числе и социально-благотворительных. В то время желание сделать доброе дело часто выглядело как «медвежья услуга» ради собственного пиара. Надо было объяснить людям, которые смогли заработать много денег и считали себя всемогущими, что они могут быть не правы в выводах о том, что такое счастье для простых людей. Сейчас уже и владельцы бизнеса, и топ-менеджеры, и вообще все грамотные люди понимают, что не стоит заниматься самолечением, что важно не знать ответы на все вопросы, важно знать, у кого спросить. Считаю, что внесла в этот цивилизационный скачок определенную лепту.

Вы много консультируете бизнес по вопросам, связанным с мотивацией и вовлечением сотрудников. Почему это важно на Ваш взгляд?

Потому что репрессивная модель мотивации – это рабство на плантациях и в колониях. Знаете ли Вы, что по версии Ключевского, крепостное право отменили потому, что крепостные перестали трудиться и, извините, размножаться, стали страшной обузой для владельцев. Отвечать за них было дороже, чем объявить им свободу. Это произошло потому, что несколько поколений подряд они не принимали никаких решений самостоятельно.

Сейчас Ваш флагманский медиапроект — #социальныйлоцман. Это проект для решения социальных задач, поиска ответов на значимые социальные запросы всех социальных групп. Какие социальные задачи помог решить этот проект?

Я начала проект, когда решила разобраться с проблемой экспертности. Почему везде одни и те же лица, почему «параллельные прямые не пересекаются» там, где есть и общественный запрос, и политическая воля, а всё стопорится и все не довольны. Я представляла себе, визуализировала (это модно) лоцмана как маленький кораблик, который оказывается рядом с большим, потерявшимся где-то в морской пучине, в темноте, и не понимающим, как пройти между Сциллой реальности и Харибдой желаемого. Ну и где та самая бухта, в которую он стремится, хотя бы примерно. И тут подплывает лоцман, бросает веревочку и говорит: «Цепляйся за нее, представляй цель, рассказывай, чтобы я понимал, к чему ты стремишься и куда тебя вывести и поплыли». Поскольку это мой личный проект, я не ставлю себе свои KPI. Но уже неоднократно было так, что когда во время эфира мы обсуждаем проблему, гость приводил примеры, потом выходим из студии, а гостю уже поступила информация, что проблема решена. Известный принцип проблемологии: чтобы решить проблему, ее надо трансформировать в задачу. А вот задачу уже можно решить. Чем мы и занимаемся.

Как председатель экспертного совета конкурса Грантов Мэра Москвы порекомендуйте, пожалуйста, некоммерческим организациям, какие проекты в условиях текущей ситуации будут актуальны?

Все, кто так или иначе связаны с развитием общества в совершенно разных его сегментах: это и «социальные боли», которые надо лечить долго, поступательно, это и поддержка тех, кому нужна постоянная помощь (орфанники, люди с тяжелыми неизлечимыми нозологиями), это и работа по сохранению и восстановлению исторической памяти, по налаживанию коммуникаций самого широкого спектра, это и работа с культурной идентичностью, причем она вообще должна бы быть перестроена, но тут отдельный разговор, на который я тоже в принципе готова. В общем, спектр самый что ни на есть широкий, средства выделяются большие. Только в Москве мэр выделяет на гранты для НКО в общей сложности почти миллиард. Другой вопрос, что проектная деятельность — это не текущая деятельность организации. А многие НКО воспринимают эти средства как обязательства. Но конкурс есть конкурс, он предполагает, что кто-то победил, а кто-то – нет. К тому же, например, мы очень горды были тем, что в 2020 году гранты мэра выиграли 136 (примерно 2/3) новых участников, которые до этого даже подойти к этой теме боялись. Опять же тема «грантоедства» достаточно остра. Это круто – получать гранты из всех возможных источников на один и тот же проект. Но со стороны грантодателя задача немного иная: помочь встать на ноги как можно большему числу социальных проектов.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельности в сфере благотворительности?

Я занималась становлением не только отдельных фондов, но целых направлений, в том числе в крупных бизнес-структур, Как итог сегодняшнего дня отмечу, что два сезона подряд я являюсь Председателем экспертного совета конкурса грантов Мэра Москвы. Я единственный общественник, который был награжден благодарностью Мэра Москвы и Губернатора Московской области за общественную работу. При этом на сегодняшний день у меня нет НКО, я работаю как ИП, поэтому у меня нет прямой заинтересованности в лоббизме кого бы то ни было. Я могу себе позволить быть объективной. Это – огромная преференция, поверьте.

В теме встречи заявлена консультация по формированию гуманитарной помощи. Это очень актуальная тема. Вы являетесь экспертом в этом вопросе. Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте.

Я очень давно, с начала 90-х, так или иначе была связана с различными формами и форматами помощи. Правда, тогда терминология и риторика были немного иными, но модели в принципе остались такими же. И когда «расхламление» подают под соусом «доброго дела» — это всегда видно и мне это не приятно. Также как и лукавый запрос на помощь. Здесь важно соблюдать win-win, иначе много сил и ресурсов уходит в песок, а стороны все равно не довольны. Ну и кто-то готов просто отдать и забыть (бросить добро в реку), а кому-то нужно это больше для пиара, или может быть отчета перед партнерами или учредителями. Не важно. Но, кстати, благодарности много не бывает. Это тоже надо помнить.

Средства от аукциона на Meet For Charity будут направлены в благотворительный фонд «Гольфстрим». Почему Вы выделили фонд «Гольфстрим» среди других?

Потому что фонд «Гольфстрим» отличается профессионализмом, системностью, и что важно моей личной экосистеме восприятия информации, эмоциональностью, адекватной моей.