Инклюзивные танцы как социальный проект, или как танцы помогают стать самостоятельным


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Участник Конкурса СОЛь Леонид Тарасов рассказывает о международном благотворительном танцевальном фестивале InclusiveDance, который в 2022 году пройдет в юбилейный, десятый раз, и совместном проекте с Правительством Москвы «Быть самостоятельным».

— Первый фестиваль мы провели в 2013 году, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В тот год коллектив Центра социокультурной анимации «Одухотворение» подошел к некоему рубежу развития, нам не было понятно, куда двигаться дальше. До этого мы в основном занимались танцевальной реабилитацией только людей с инвалидностью, а она имеет свои границы. К тому же, мы начали активнее привлекать волонтеров (танцующих и не танцующих) и стали получать иной результат от работы. Это первое, что привело нас к идее InclusiveDance

Леонид Тарасов на семинаре Inclusive Dance в Краснодаре

Вторым было то обстоятельство, что хороших событий, на которых наш коллектив мог бы выступать, просто не было. Не было понимания инклюзии, не было хорошего художественного оформления, не было стремления к высокому уровню качества. 

Поэтому мы решили сделать такой фестиваль — для всей страны, для всего мира. На самом деле, это была очень амбициозная задача, и рождалась она очень тяжело: мы тогда не располагали необходимыми ресурсами и даже не имели четкого представления о том, как фестиваль должен проходить, было только ощущение, некий образ. Но в итоге, благодаря нашим невероятным усилиям, нашему подвижничеству, мы провели фестиваль. Он вызвал невероятный эффект, мы такого даже не ожидали!

Дальше эта первоначальная аутентичная идея получила развитие — мы ее  ни у кого не «списывали»: понятно, что инклюзивные коллективы существуют и в Англии, и в Америке, и в Европе, но у нас был свой, особый образ фестиваля, было важно создать его именно таким, каким мы его видели. И в итоге за десять лет существования у нас выкристаллизовалась концепция, методология нашего особого подхода. Благодаря ей мы создали нечто вроде того, что сейчас можно назвать модным словом «экосистема» — или, по крайней мере, стали двигаться в ее сторону, развиваться в этом направлении. Сами по себе фестивальные дни — это, скажем так, только вишенка на торте. Но он стимулирует очень важный момент, а именно, развитие студий инклюзивного танца по всей стране. 

Ведь что означает работающая студия? Что человек с инвалидностью может в течение года или даже многих лет постоянно участвовать в какой-то деятельности — творческой, танцевальной — совместно с обычными людьми. Происходит интеграция, социализация, адаптация, развитие. Разовые проекты не дают такого эффекта, в то время как постоянная студийная активность, особенно обучающая и с хорошими возможностями для коммуникации внутри, — дает, и притом очень мощный. А когда студия к тому же имеет коллектив, способный выступать на тех или иных мероприятиях, то позитивный эффект становится еще больше. В этом случае студии являются отправной точкой дальнейшего развития человека с инвалидностью. 

InclusiveDance, в свою очередь, помимо того, что поддерживает создание студий, также обучает специалистов, способных работать и создавать, ставить хореографию и обучать. Организует выездные школы танца, где мы делимся своей методологией, но уже со всеми — и с родителями, и с волонтерами, и с людьми с инвалидностью, и с хореографами. Мы проводим конкурсные мероприятия, которые помогают коллективам расти и развиваться, ведь конкурс создает естественную среду для конкуренции. Кроме того, мы устраиваем шоу-программы, где показываем лучшие номера — с правильным, хорошим оформлением, на очень хороших площадках, с хорошим светом и звуком, при поддержке профессионалов как внутри коллективов, так и снаружи. В итоге получается продукт для общества, который показывает, что инклюзия — это действительно ценно, и в конце концов меняет само общество.

Такая вот у нас многоплановая работа, направленная и на инвалидов, и на волонтеров, и на родителей, на сами коллективы как творческие единицы и учреждения, которые их поддерживают. Мы создаем совершенно уникальные образцы настоящего искусства, и поскольку наше искусство — сценическое, то мы, к тому же влияем на широкую среду, а далее — на общество в целом. 

Точнее, искусство преимущественно сценическое, хотя есть продукты и танцевального характера: например, существует известный спортивно-бальный танец, и у нас есть нечто подобное (только в основе лежит не бальный танец, а импровизация — она дает больше возможностей для самовыражения и коммуникации людям с инвалидностью). 

Фестиваль — это особая конкурсная система с множеством элементов: это и большой онлайн-конкурс с завершающим мероприятием, которое обычно проводится в Москве. И большой кубок, где собираются лучшие из лучших, и гала-концерт. Помимо таких базовых мероприятий мы также проводим межрегиональные фестивали в городах России — за последние годы побывали в Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Владивостоке, Екатеринбурге, Саратове… Вот что такое наш фестиваль. Это движение, которое, с одной стороны, направлено на создание студий, на то, чтобы в них могли заниматься тысячи людей с инвалидностью. Сейчас в нашей орбите находится уже 450 коллективов из 72-х регионов и 36-ти стран. 

Кроме того, мы делаем множество специальных проектов, которые обращаются к широкому зрителю. Из особенно ярких стоит вспомнить проект «Балет без границ» в партнерстве с Большим театром, который мы собирались организовать вместе с Андреем Меркурьевым (артисты Большого театра должны были участвовать совместно с нашими лучшими коллективами на равных). К сожалению, пандемия не дала возможности его завершить, поскольку за две недели до концерта — это был 2020 год — ввели карантин… 

Зато первого декабря этого же 2020-го года мы провели IncusiveDance World Vision. Мы были вдохновлены Евровидением, онлайн-возможностями, которые позволили нам тогда просто распахнуть окно в мир. Никто не мог никуда выезжать, но благодаря инструментам организации live-мероприятий мы сумели устроить событие мирового уровня, на котором собрались участники из 30-ти стран, от Филиппин и Чили до Мексики. Частично это были записанные в высоком качестве танцевальные номера, частично — онлайн-воркшопы национальных танцев: например, люди из Швеции или Эстонии могли танцевать и русские танцы, и мексиканские, то есть все было перемешано, создавалась единая танцевальная культура.  Мы были очень вдохновлены самим мероприятием, вдохновлены возможностью организовать нечто подобное во время пандемии.

 Недавно Центр «Одухотворение» при поддержке  Правительства Москвы запустил проект «Быть самостоятельным». Он не только об искусстве, профиль гораздо шире. 

5 февраля 2022 года центру исполнилось 20 лет, его миссия — преодоление отчуждения человека от общества, культуры, искусства. Когда танцевальное мероприятие InclusiveDance разрослось и стало по-настоящему международным, всероссийским, мы поняли, что его нужно оформлять в отдельный полноценный проект. К тому же, стало ясно, что на это потребуются ресурсы. Тогда был создан фонд InclusiveDance, сейчас он достаточно молодой, ему всего три года. 

А задачи, связанные с самостоятельностью людей с инвалидностью, возникли неслучайно. Как я уже говорил, наша изначальная миссия — преодоление отчуждения. В 2005 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждениях культуры». Так что и я, и центр фактически занимаемся формированием жизненной устойчивости, всегда занимались. Просто в танце, в искусстве это не всегда стоит на первом месте. Точнее, когда мы решаем социальные задачи, искусство становится, скажем так, инструментом; когда мы занимаемся вопросами искусства — оно становится в том числе и целью. 

В работе Центра «Одухотворение» именно искусство является инструментом решения социальных задач. И эти задачи — как раз про способность ребят быть самостоятельными. Причем речь здесь идет не только о бытовой самостоятельности, это ведь только прикладная сторона чего-то более фундаментального. Для того, чтобы инвалиды были действительно самостоятельными, им нужно воспитывать мышление, воспитывать определенную дисциплину. И танец как творческая дисциплина очень эффективно формирует самостоятельность. 

Только представьте: у нас занимаются и самые сложные ребята; им нужно приходить на занятия в определенное время (в независимости от того, нравится это или не нравится, хочется или нет). На занятиях требуется запоминать свои шаги, соотносить их с музыкой, потом согласовывать с движениями партнера — если это парный танец. И даже в коллективном танце обязательно есть некоторое партнерское взаимодействие. 

Наконец, есть движение на площадке среди других пар, других участников — получается достаточно большая нагрузка на интеллект. Получается, что кроме физической нагрузки, ребята развивают  коммуникативные способности — ведь им приходится и помогать, и принимать помощь, как-то контактировать с окружающими. Это и делает их самостоятельными!

Мы никогда не говорим ребятам: ты пришел на реабилитацию, мы тебя реабилитируем! Мы говорим: «Ты пришел танцевать, ты пришел заниматься искусством, у тебя есть хореография». В рамках нашей работы мы организуем среду, которая позволяет инвалидам развиваться именно в этом направлении. Они растут в плане физической выносливости, в плане коммуникативных навыков, в плане мышления, они меняются. Да, изменения происходят медленно, но это важные изменения: человек не стоит на месте, и если он не меняется в лучшую сторону, то меняется в худшую. 

Поэтому программа «Быть самостоятельным» возникла совсем неслучайно — эта работа позволяет нам достигать больших результатов. Когда мы занимаемся новыми проектами, вся наша деятельность проходит этап доработки, рефлексии. Мы учимся, смотрим, что работает, а что нет. То, что не работает, откидываем, а работающее развиваем дальше. Так что данный проект —  это этап развития нашей деятельности.  И мы очень благодарны тому, что Департамент труда и социальной защиты населения очень высоко оценивает ее и поддерживает вот уже два года — мы во второй раз победили в конкурсе грантов «Москва — добрый город».

Сейчас мы планируем проводить мероприятия в России. Запланированы Дни инклюзии в Москве, где будем знакомить людей с инвалидностью с нашей инклюзивной работой. Самое ближайшее мероприятие — Международный день танца 28 апреля, он пройдет в Музее Николая Островского (Тверская улица, дом 14). Это мероприятие для хореографов по инклюзивному танцу. Также пройдет семинар по основам инклюзивной танцевальной реабилитации в Мурманске, тоже в апреле. Потом состоится отборочный тур фестиваля InclusiveDance в Карелии… 

Наши студии работают как обычно, на постоянной основе. А в декабре 2022 года запланирован десятый международный фестиваль InclusiveDance в Москве. Мы собираемся провести его на трех площадках: в Музее Победы, в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя и Крокус Сити Холле — различные мероприятия в течение трех дней.

Из личной программы развития — я второй раз подал заявку на Конкурс СОЛь, конкурс лидеров социальных инноваций (прием заявок продлен до 27 марта 2022 года). Он ведь для социальных инноваторов, а им я и являюсь, причем являюсь всю жизнь. Поэтому когда я узнал о конкурсе, то подумал: «О, это же про меня!». Когда только начал участвовать, на самом деле был не очень глубоко знаком с темой импакта как социального воздействия. В прошлом году я дошел до полуфинала, а в этом рассматриваю возможность поучаствовать снова! Хочется попытаться пройти дальше. 

Когда я ближе познакомился с Центром СОЛь, то подумал, что конкурс организуют очень интересные люди, что у них системное, глубокое мышление, что они — настоящие методологи социальных изменений. Тогда меня стала меньше интересовать собственно конкурсная часть, появилось сильное желание быть рядом с людьми, которые так глубоко и интересно смотрят на мир. Я иду в конкурс не только за победой, но в первую очередь потому, что мне нравится быть с этими людьми на связи, получать какие-то инсайты, получать всяческую поддержку — в общем, быть с ними своего рода командой. Я чувствую, что эти люди мне близки!

Центр СОЛь, занимается именно социальными инноваторами, то есть не проектами, а людьми, составляющими основу этих проектов, и поступает в этом плане очень правильно. Мне это очень близко, мы же не просто представители наших проектов, мы этими проектами живем, это часть нас, это как бы наше социальное тело. Если нас не будет, то проекты, может быть, и продолжат существовать в каком-то виде, но уже не в таком, как сейчас — ведь то, что они собой сейчас представляют, создано силами нашего сердца, нашего ума, нашей энергии и времени, мы не одной мерой меряем все, что вкладываем в нашу деятельность. Важно внимание именно к персоналиям и поддержка персоналий — и за это я Центру СОЛь очень благодарен.

Подготовил Всеволод Муронец по заказу Центра содействия инновациям в обществе СОЛь