Фонд «Друзья» рассказал, как НКО работать с партнерами в условиях неопределенности


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Директор по фандрайзингу фонда «Друзья» Мариам Маргарян рассказывает, как некоммерческим организациям выстраивать коммуникацию с корпоративными донорами и грантодающими организациями в новых условиях.

Проведите аудит фандрайзинга

Самое важное, что нужно понимать о происходящем — никто и никогда не был в подобных условиях, тем более в таких масштабах. Поэтому не существует универсальных решений, которые позволят выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. И это относится не только к НКО, но и к партнерам, которые их поддерживают: корпоративным донорам и грантодающим организациям.

Когда количество неизвестных переменных стремится к бесконечности, начните с известных.

Во-первых, проведите аудит текущих проектов, посмотрите, что меняется из-за внешних факторов: ход реализации, сроки и KPI, коммуникационный план, партнерские взаимодействия и т. д.

Во-вторых, актуализируйте свой фандрайзинговый план. Оцените, как долго вы сможете финансировать существующие проекты, и доступны ли прежние каналы привлечения средств.

В-третьих, напишите, позвоните, встретьтесь со своими партнерами и донорами, узнайте, как они себя чувствуют в текущей ситуации, изменилось ли что-то в их работе. Сообщите о своих ближайших планах и изменениях, которые возникнут в ваших первоначальных договоренностях. Обсудите вместе возможные пути решения и альтернативные способы достижения общих целей.

Как взаимодействовать с существующими партнерами

Честно и открыто разговаривать с партнерами, вместе искать решение возникающих проблем — пока единственные понятные действия, доступные для всех.

Важно помнить, что партнерские отношения должны учитывать интересы обеих сторон. Узнайте, какие задачи сейчас ставит перед собой ваш партнер и подумайте, как адаптировать свое предложение, чтобы не только реализовать свои проекты, но и помочь ему их достигнуть.

С иностранными компаниями, которые покинули рынок или приостановили свои инвестиции, планировать дальнейшую работу будет сложнее, так как оперативно принимать решения они не смогут. Однако, большинство бизнесов не отказывается от поддержки социальных проектов, а лишь берет паузу для того, чтобы сориентироваться в новых условиях. Как долго продлится эта пауза никто не знает, поэтому держите руку на пульсе и не прекращайте коммуникацию. При этом параллельно ищите партнеров на внутреннем рынке среди российских компаний.

Если какие-то договоры уже были заключены, а выплаты еще не получены — обсудите, как можно решить возникшую проблему. Никто не готов обнулять проделанную работу, поэтому все стороны заинтересованы в поиске оптимального решения.

Как искать новых партнеров

Прежде, чем обращаться к новым корпоративным донорам, тщательно изучите интересные им направления социальной поддержки. Как правило, всю необходимую информацию можно найти в годовых CSR/ESG отчетах. Адаптируйте ваше предложение под текущую повестку. Попробуйте подумать о потенциальном партнерстве шире — возможно, вы сможете предложить проекты, интересные для HR-подразделения или PR-отдела. У win-win сценариев всегда больше шансов на успех.

Как работать с грантодающими организациями 

С грантодающими организациями также работает главное правило — не терять связь и сообщать об изменениях в своих проектах. Заранее подумайте о том, какими альтернативными способами сохранить обещанные качественные и количественные показатели и выходите на обсуждение с готовым решением. Обратите особое внимание на показатели в коммуникациях (охваты и количество публикаций в социальных сетях и медиа), если такие есть в вашем проекте. Обсудите возможность исключения или изменения этих пунктов из-за объективных сложностей с их исполнением.

Предварительно перечитайте условия заключенного договора. В отличие от договоров пожертвования с коммерческими компаниями, договоры с грантодающими организациями четче регламентируют взаимодействие сторон: порядок внесения изменений в проект, сроки выплат, предоставление отчетности, прекращение договора. В пунктах, вызывающих вопросы, свяжитесь с вашим координатором и уточните все нюансы, при необходимости подключите юриста.

Что касается получения средств от иностранной грантодающей организации, обратите внимание на два аспекта:

1) риск получения статуса иностранного агента (в случае, если вы ведете политическую деятельность);

2) технические сложности получения иностранного финансирования в связи с ограничениями и санкциями.
Проконсультируйтесь с вашим юристом и бухгалтером. Если оба аспекта не вызывают вопросов, порядок работы для вас не меняется.

С большой вероятностью проектную заявку вы подавали до всех событий февраля, а значит до подписания документов подумайте над актуальностью проекта в том виде, который вы описали в заявке. Обсудите возможность внесения изменений сразу в договор.

Общие действия грантодающих организаций и порядок работы как с уже выданными грантами так и с планируемыми к выдаче индивидуальны. Следите за новостями на официальных ресурсах организации, задавайте вопросы кураторам или на общую почту.

Мониторьте объявления грантовых конкурсов по профильным темам (telegram-каналы «Капитан Грантов», «Филантроп», «Нужна помощь» и др) и подавайте заявки на все подходящие конкурсы. Я не рекомендую полностью переходить на грантовое обеспечение, однако, в условиях неопределенности, гранты дадут вам возможность перестроить ваш фандрайзинг тактически и стратегически, а не заниматься “тушением пожаров” в вашем бюджете.