Участники игры «Школа Рыбаков Фонда» собрали 32 миллиона рублей на развитие школ


В Москве подвели итоги 3-го сезона обучающей игры «Школа Рыбаков Фонда» с тремя гран-при в 1 млн рублей. Часть финала одного из самых новаторских, технологичных и масштабных проектов в образовании прошла в формате пижамной вечеринки. Результаты опубликованы на сайте игры.

Кратко

  • «Школа Рыбаков Фонда» – первая обучающая игра по созданию сообществ, которые делают образовательную организацию сильнее и дают новые возможности для каждого.
  • В 3-м сезоне участвовала 4 351 организация из 84 регионов России и 20 стран – школы, колледжи, детские сады, центры допобразования. Почти вдвое больше, чем в прошлом сезоне.
  • Дети и взрослые создавали команду своей организации и выполняли задания марафонов по разным темам: фандрайзинг, брендинг, проведение событий. Они получили доступ к первому в стране Курсу школьного комьюнити-менеджера.
  • В игре нет заявок, это не конкурс отчетов о достижениях. Напротив, выполняя задания, участники создавали достижения в реальном времени.
  • Игра технологична. Чат-бот присылал задания, инструкции и принимал результаты. Участники измеряли продвинутость сообщества с помощью цифрового инструмента, разработанного Рыбаков Фондом и Институтом образования НИУ ВШЭ: им воспользовались 87 тысяч человек.
  • Участники опубликовали в соцсетях 7 тысяч постов с хештегом #rsa_3

Весь учебный год педагоги, директора, ученики, родители, выпускники выполняли задания: создавали школьное сообщество, привлекали ресурсы и партнеров, проводили неординарные события и обустраивали школьное пространство. За это они получали кристаллы, дающие право претендовать в финале на гран-при в 1 млн рублей и призы в индивидуальных номинациях.

Идея игры заключается в том, что каждый получает пользу прямо во время участия: развивает навыки, налаживает социальные связи, пробует себя в новой роли – например, в роли ивент-менеджера, фандрайзера, ведущего мастер-классов, создателя роликов, дизайнера школьной айдентики или автора постов в соцсетях. Шаг за шагом, каждый меняет свою жизнь и улучшает школу. 

Так, одно из заданий – привлечь партнеров и финансы – подтолкнуло участников через фандрайзинг собрать 32 млн рублей. На эти деньги школы смогли, например, обновить интерьер, купить оборудование для IT-классов, обустроить медиацентр, отремонтировать спортзал и лабораторию, создать коворкинг, перезапустить школьный музей, а кто-то пожертвовал средства на благотворительность.

Финал игры «Школа Рыбаков Фонда» в Москве

Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент Рыбаков Фонда, отмечает, что эмоции – часть образования, и на этом построена игра: «Знания усваиваются, когда мы испытываем эмоции. Не всегда это радость, удивление. Бывает трудно. Бывает страшно. Но когда есть поддержка, образовательные результаты не заставят ждать».

Кто получит гран-при по 1 млн рублей, выбирали не только организаторы игры, но и сами участники

Чтобы выбрать обладателя трех гран-при в 1 млн рублей, 78 команд-финалистов пригласили на онлайн-фестиваль. Они обменивались «рецептами» развития сообщества и рассказывали друг другу яркие истории из жизни своих комьюнити. Основатели фонда Игорь и Екатерина Рыбаковы вместе с сотрудниками выбрали 2 школы, чьи истории запомнились им больше всего, а за 3-го обладателя гран-при голосовали сами участники.

В итоге гран-при в 1 млн рублей получили:

  • МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм», село Валдгейм, Еврейская Автономная область;
  • СОШ №157, Екатеринбург;
  • МБОУ СОШ № 1, Гусь-Хрустальный, Владимирская область.

Андрей Бялик, директор МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм», обладатель гран-при игры «Школа Рыбаков Фонда» в 1 млн рублей с ученицей

Андрей Бялик, директор МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм», обладатель гран-при:

«Я мотивировал людей не тем, что мы можем выиграть миллион, нет, мы в это абсолютно не верили. Я мотивировал их тем, что вы таким образом развиваете свою школу, что на своем примере вы даете стимул детям активно проявлять себя в школе, активно проявлять себя по жизни. И это работает». 

Впервые в игре появилась номинация для детских садов

400 тысяч рублей получил детский сад «Елочка», г. Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа: «В детском саду появилось “Место силы”, мы разработали бренд организации, у нас стали ближе отношения с партнерами, выпускники стали интересоваться детским садом, родители стали активными помощниками в мероприятиях!», – делится результатами команда детского сада “Елочка”, г. Тарко-Сале на своей странице в ВКонтакте.

За необычные задания участники получили айфоны, сертификаты на 80 тысяч рублей и другие призы

В индивидуальных номинациях 5 педагогов выиграли по 100 тысяч рублей, 5 учеников получили айфоны, а по 5 выпускников, представителей семьи и представителей администрации получили сертификаты OZON на 80 тысяч рублей. 

Например, учителям нужно было рассказать в соцсетях, как они формируют в классе настоящее сообщество. Отношения в таком сообществе строятся на доверии, поддержке, взаимодействии, уважении. «На всю четверть ученики делятся на команды, вытягивая карточку с номером. Придумывают название, слоган и движения, которые показывают после заданий. Групповая работа в классе и общие проекты приносят баллы, их можно обменять на пятерки или отгул», – рассказывает призер номинации «Педагог» Елизавета Волканова, школа №98, Санкт-Петербург

Елизавета Волканова (справа), школа №98, Санкт-Петербург, призер номинации «Педагог»

«Порой настроение с утра удручающее: не сделал домашку, не выспался, была тренировка. Для таких ребят на доске висят грустные смайлы: можно взять смайл и обозначить, что сегодня не готов работать в полную силу. Защищенность в сложный эмоциональный момент», – делится призер номинации «Педагог» Юлия Казьмина, школа №28, Кемерово.

В номинации «Ученик» ребята публиковали в соцсетях резюме «лидера изменений». 

Среди призеров – 8-классница Лада Долгушева из Лицея г. Советска Кировской области, гордится, что в школе появилась «Охранная грамота» для учеников: «За время игры я поняла, что хочу быть лидером. Игра дала мне право смелого голоса, желание менять лицей и свою жизнь. Я хотела, чтобы голос лицеистов учитывали в формировании комфортной обстановки, и это получилось. Горжусь нашей с подругой идеей по снижению стресса учеников. Мы открыто сказали о стрессе из-за оценок и объема домашних заданий. В таких условиях нет мотивации участвовать в лицейских конкурсах “за шоколадку”. После обсуждения учителя, администрация, выпускники и родители заявили: нужно прислушаться к нам. Так в нашем лицее появился официальный документ – “Охранная грамота”. Она разово освобождает участника конкурсов от двойки или домашки. А интерес к лицейским конкурсам действительно вырос!».

Лада Долгушева, Лицей г. Советска, призер номинации «Ученик» игры «Школа Рыбаков Фонда»

Партнеры игры подарили призы на 37 млн рублей и помогли создать бренд организаций

Более 50 партнеров игры подарили участникам призы на 37 млн рублей. Кроме того, партнеры запускали задания и марафоны в игре. Например, фонд помощи хосписам «Вера» помог провести уроки доброты по собственной методике, благотворительная организация «Журавлик», занимающаяся профилактикой буллинга, предоставила материалы для уроков дружбы, а сообщество PRO Женщин поделилось методикой, по которой участники обсуждали, каким должен быть лидер сообщества и как им стать.

Создать бренд и айдентику школы смогли в марафоне, который запустила студия образовательного дизайна Design For School. Команда вела прямые эфиры и рассказывала об основах брендинга. 

Коммуникационное агентство SETTERS помогло школе №82 Нижнего Новгорода «докрутить» идею логотипа, предложенную учеником, и разработали целый брендбук с блокнотами, футболками, стикерами для соцсетей и другой школьной атрибутикой. 

Команда игры «Школа Рыбаков Фонда» и YouTube-канала «Нормальные люди» поддержала участников и запустила флешмоб #нормальныелюди, чтобы подбодрить тех, кто сомневается в себе. 5 финалистов получат gift-box от Игоря и Екатерины Рыбаковых. Среди них команда медиацентра школы №46 Ижевска, которая участвует в игре уже второй год. Посмотреть их видео можно по этой ссылке.

Пижамная вечеринка для финалистов наглядно проявила ценности игры: поддержку вместо конкуренции, доверие, неформальную интонацию

Пижамная вечеринка для финалистов игры «Школа Рыбаков Фонда»

«Школа Рыбаков Фонда» – первый в России проект в сфере образования, который объединяет учеников, педагогов, администрацию, родителей, выпускников и всех неравнодушных в равноправную команду. В игре люди учатся взаимодействовать, доверять друг другу, выражать себя и слышать другого. Они улучшают образовательную и эмоциональную среду, благодаря чему растет и качество обучения. Организаторы каждый сезон проводят опросы участников (см. результаты ниже).

Наглядно ценности доверия, поддержки и неформального общения проявились после официального финала игры, когда для финалистов устроили пижамную вечеринку. Трудно где-то еще увидеть директоров и учеников, учителей и родителей, которые сидят в пижамах на ковре и подушках и рассказывают друг другу о самых ярких провалах и достижениях в развитии образовательных сообществ. 


Игра «Школа Рыбаков Фонда» в цифрах: 

  • более 17 тысяч человек из 4 351 организации зарегистрировались в 3-м сезоне,
  • 351 организация создала с нуля или прокачала свое сообщество,
  • более 7 тысяч постов с хэштегом #rsa_3,
  • 34% участников – ученики, 28% – педагоги, 13,6% – представители семьи, остальные – представители администрации, выпускники и партнеры,
  • 96,5% активных участников признали, что игра повлияла на них позитивно, 90% заметили личностный и профессиональный рост, 87% учеников сказали, что им стало интереснее учиться, 93% педагогов стали больше доверять ученикам и действовать с ними вместе,
  • 32 млн рублей привлекли участники в свои школы через фандрайзинг,
  • 37 млн рублей составила сумма призов от партнеров,

Партнеры:

Главный информационный партнер – информационное агентство ТАСС

Официальная соцсеть –  ВКонтакте.

Инфопартнеры: интернет-издание МЕЛ, издание «Педсовет», образовательный портал ActivityEdu, общероссийская образовательная газета «После уроков», журнал EdExpert, газета «Вести образования», издательство «МИФ»,  издательская группа Эксмо-АСТ, информационно-образовательный проект Ньюм, журнал Вестник образования, онлайн-проект для современных родителей Letidor. 

Партнеры: студия образовательного дизайна Design For School, программа «Учитель для России», благотворительный фонд «ВЕРА», Образовательный проект SETTERS EDUCATION, кроссплатформенный сервис для графического дизайна Canva, благотворительный фонд «Журавлик», мультимедийный сервис ОККО, программа «Травли нет», образовательная платформа Skillbox, натуральная косметика Green Mama, фонд культурных проектов «Четверг», образовательная платформа Синхронизация, электронная библиотека ЛитРес.