Как краудфандинг 10 лет помогает социальным проектам: цифры и опыт авторов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

7 июня в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, приуроченная ко дню краудфандинга и 10-летию крупнейшей в России краудфандинговой платформы Planeta.ru. Эксперты рассказали о том, как изменился краудфандинг за 10 лет, а авторы успешных проектов поделились своим опытом реализации инициатив с помощью народного финансирования.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Разнообразие проектов

Сооснователи Planeta.ru Федор Мурачковский и Макс Лакмус изначально придумывали ресурс как способ борьбы с пиратством, некую социальную сеть для музыкантов. Однако впоследствии стало понятно, что придуманная схема работы подходит не только для творческих, но и научных, предпринимательских, а также социальных и благотворительных проектов. На старте лишь 7,9% от общего оборота платформы приходилось на социальные инициативы, а сейчас почти треть (27%) от собранных за 10 лет 1,7 млрд рублей приходится на эти кампании. Музыка в 2012 году составляла 80% от общего числа запущенных на платформе проектов, а сейчас, наряду с социальными проектами составляет 18%. Это говорит о том, что краудфандинг активно развивается в разных направлениях.

Регулирование отрасли

Исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский рассказал, что за 10 лет краудфандинг в России развился до краудлендинга и краудинвестинга – бизнес-инструментов, предполагающих участие в проектах за финансовое вознаграждение. В отличие от них, классический краудфандинг построен по принципу предзаказа или меценатской поддержки. Инвестиционные платформы регулируются ФЗ-259. В реестр Центробанка входят уже 63 таких площадки. Классический краудфандинг регулируется Гражданским кодексом и отдельного регулирования не требует.

Мы сумели убедить государство, что не нужно регулировать то, что не создает рисков. Краудфандинг наоборот позволяет отслеживать, что именно ты покупаешь, автор прозрачно показывает на странице проекта, какие лоты можно получить за поддержку. Если проект не собирает заявленную сумму, платформа возвращает деньги аудитории, и это защищает пользователя, – объяснил Кирилл Косминский.

Кирилл Косминский, фото: Артем Геодакян/ТАСС

Опрос авторов успешных проектов

К десятилетию Planeta.ru провела опрос авторов успешных проектов. В нем поучаствовали 306 респондентов, собравших от 50 тысяч до 5 млн рублей. По мнению большинства опрошенных (83,5%), самое сложное в краудфандинге – это продвижение проекта. В плане продвижения, по словам авторов, лучше всего срабатывают соцсети (79%), личные обращения к потенциальным спонсорам (59%), а также ресурсы платформы (24%).

28% участников опроса отметили, что у них был опыт неуспешных проектов. Интересно, что ровно такое же количество респондентов признались, что до запуска кампаний не изучали никакую обучающую информацию, в то время как остальные перед стартом проектов читали статьи и «Практическое пособие по краудфандингу», смотрели вебинары и курсы.

45,5% авторов сказали, что результатом успешного проекта стало расширение аудитории, 39% вышли на новый уровень взаимодействия с имеющейся аудиторией, 33% прокачали личный бренд. Также краудфандинг помог в привлечении новых партнеров (29% ответов), в появлении публикаций у СМИ и блогеров (27%), в получении дополнительного финансирования, типа грантов или инвестиций (17%). Самым популярным ответом на вопрос о дополнительных результатах крауд-кампании стал шутливый вариант «прокачка стрессоустойчивости», его выбрали 49% опрошенных. При этом лишь 4% участников опроса больше не планируют запускать крауд-кампании.

Примеры проектов

За 10 лет фотограф, основатель виртуального музея наличников Иван Хафизов собрал с помощью краудфандинга более 17 млн рублей. Народное финансирование позволило Ивану выпустить несколько календарей, сборную модель и даже книгу о наличниках Центрального региона России.

Когда я успешно собрал деньги на книгу, моя дочка заболела лейкозом, и я на два года выпал из проекта. Его поддержали больше тысячи человек, и лишь один из них за это время потребовал вернуть ему деньги. Я понял, что краудфандинг очень построен на доверии. В 2019 году книга, наконец, вышла, и люди получили долгожданные предзаказы, – поделился Иван. – С самого первого проекта идея была в популяризации наличников, и сейчас, спустя 10 лет, могу сказать, что о наличниках в России стали знать гораздо больше, хоть и самих наличников теперь значительно меньше.

Иван Хафизов, фото: Артем Геодакян/ТАСС

Благотворительный фонд «Ника» стал рекордсменом благотворительного краудфандинга в России, в ходе 4 проектов собрав на строительство многофункционального приюта для животных «Мокрый нос» больше 21 млн рублей. 

«Планета» подарила нам понимание того, что нужно знать свою аудиторию и уметь общаться с ней. Как и благотворительность, краудфандинг про людей. Что бы ты ни делал, это должно быть кому-то нужно и полезно, – подчеркнула президент фонда «Ника» Вера Митина. – Для нас участие в крауд-проектах стало точкой отсчета фонда, ростом его узнаваемости. В 2014 году 5 млн рублей, которые мы собрали в первом проекте, было годовым бюджетом фонда. Я не очень верю в чудеса, но должна признать, что в краудфандинге чудеса бывают. Среди сотен других проектов ваш проект могут заметить люди, которые захотят стать частью вашей мечты. Во время наших кампаний мы познакомились с двумя семьями, которые стали частью нашего фонда – крупными частными донорами, попечителями, проводниками, друзьями. Где бы в обычной жизни мы с ними познакомились?

Выступление Веры Митиной, фото: Артем Геодакян/ТАСС

На недавно завершившейся в Музее русского импрессионизма выставке «Авангард. На телеге в ХХI век» была представлена забытая двусторонняя картина Алексея Моргунова «Композиция», на реставрацию которой с помощью народного финансирования удалось собрать почти 1 млн рублей.

Сотрудники одного маленького краеведческого музея города Слободской Кировской области рассказали, что были бы рады экспонировать на нашей выставке авангарда картину Алексея Моргунова, но уже 30 лет она пребывает в чрезвычайно плачевном состоянии. Не секрет, что в государственных музеях очередь на реставрацию очень длинная. Музей обратился к частным реставраторам, получили огромную смету в 800 тысяч рублей. Мы тоже не могли взять на себя эту финансовую нагрузку, но и бросить их в этом положении с картиной, нуждающейся в спасении, мы не могли. Мы не особенно верили, но решили запустить крауд-кампанию на Planeta.ru. Собранных денег хватило не только на реставрацию, но и на создание тактильных копий картины для слабовидящих людей, которые сейчас, после выставки, тоже отправились в Слободской музей, – рассказала директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

Юлия Петрова, фото: Артем Геодакян/ТАСС

Завершилась пресс-конференция небольшой презентацией проекта инклюзивного кафе «Разные зерна», где будут работать люди с ментальными особенностями. Основательница Школы профессий, социальный предприниматель Юлия Володила сейчас ведёт активную крауд-кампанию а открытие этого кафе. Из заявленных 1,2 млн рублей пока удалось собрать чуть больше 500 тысяч рублей.