Международный день социального бизнеса: опыт России


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная Международному дню социального бизнеса. Он отмечается 28 июня. Эксперты рассказали про меры государственной поддержки социального предпринимательства в России, его состояние на данный момент, а владельцы бизнеса поделились своим опытом работы в социальной сфере. 

Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

В пресс-конференции участвовали директор Фонда поддержки социальных проектов Наталья Кремнева, заведующий Центра инновационных экосистем в социальной сфере НИУ ВШЭ, директор «Фабрики позитивных изменений» Владимир Вайнер, генеральный директор и сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский, руководитель образовательных программ «Наше будущее» Екатерина Бесшапошникова, основательница инклюзивных мастерских «Простые вещи», инклюзивного кафе «Огурцы», идеолог проекта «Нормальное мест» Мария Грекова, основатель инклюзивного кафе «Разные зерна» Юлия Володина и основатель, идеолог проекта VR GO Николай Муравьев.

Эксперты обсудили особенности бизнес-деятельности, помогающей решать социально значимые проблемы, модели социального предпринимательства, инструменты финансирования таких проектов и способах мотивации социальных предпринимателей.  

Директор Фонда по поддержке социальных проектов Наталья Кремнева рассказала, что в 2019 году в России законодательно закрепили критерии социальных предприятия и порядок их поддержки. На данный момент в реестре порядка 6000 социальных предприятий, но при этом субъектов среднего и малого предпринимательства в России порядка 6 млн. При определенной поддержки у данной категории есть огромный потенциал для роста. Сейчас социальных предпринимателей поддерживают, например, льготными кредитами, доступом к закупкам, бесплатными онлайн-сервисами и обучающими мероприятиями. А на региональном уровне власти могут расширять список поддержки.

“Социальное предпринимательство в России – это явление, появившиеся не так давно, естественным образом, текущее законодательство не успевает охватить все. Сейчас алгоритм есть только для социальных предприятий, которые хотят получить поддержку. Но по факту, конечно, социального бизнеса в стране намного больше. В какой-то степени многие компании могут сказать, что они – социальные. А многие НКО говорят, что они – социальные предприниматели. Происходит рассинхрон в коммуникации. Мы в Центре считаем, что оценка социального воздействия может быть общим основанием для некоммерческого и коммерческого секторов. Это  накопленный во времени положительный социальный эффект от деятельности социального предприятия. У социальных предпринимателей шире спектр воздействия, результаты не могут измеряться только в деньгах, это сложнее для расчета и трансляции.” – рассказал Владимир Вайнер, директор «Фабрики позитивных изменений».

Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

Федор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь Planeta.ru, поделился данными по тому, как социальные предприниматели сейчас запускают краудфандинговые кампании. 

“Если сравнивать прошлый и нынешний год, то у нас на платформе количество социально-предпринимательских проектов выросло в 2 раза, а собрали он на 86% больше. Такие проекты больше ориентированы на людей, они умеют общаться со своей аудиторией в разных ситуациях, поэтому мы видим позитивный рост. За 10 лет нашей работы мы собрали больше 1,7 млрд. рублей на проекты, из них треть – социальные. По данным нашего последнего исследования, 17% авторов в рамках кампаний получают дополнительные инвестиции: к ним приходят СМИ, инвесторы. Например, у нас есть проект инклюзивного кафе в Москве «Разные Зерна», заведение еще не открылось, а про него знают уже сотни людей. Но важно понимать, что это не благотворительность, а предпринимательство – как в краудфандинговых проектах ты предлагаешь участникам взамен вознаграждения, так и тут ты не забываешь про прибыль. Но из социального ты можешь черпать дополнительную энергию, это сильная мотивация.” – объяснил Федор.

Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

Основательница инклюзивных мастерских «Простые вещи», инклюзивного кафе «Огурцы», идеолог проекта «Нормальное мест» Мария Грекова рассказала о том, как она планирует запуск своих проектов и чем социальное предпринимательство отличается от других направлений бизнеса. 

“Несколько месяцев назад мы запустили в Санкт-Петербурге “Нормальное место” – объединение нескольких социальных проектов на территории большого кластера. Мы делаем комфортную площадку и для наших благополучателей, и для посетителей. Это комплексное взаимодействие: вот, например, приходит человек к нам на экскурсию, во время нее он взаимодействует с людьми с особенностями, видит там же людей старшего возраста, которые переодеваются занятия по цигуну – и понимает, что инклюзия не только возможна, но и может быть органично вписана в проекты. Социальное предпринимательство в нашей работе – про равенство, но не пошлое, когда “все люди равны, несмотря ни на что”, а про то, что наше отношение друг к другу зависит только от нас. При этом социальное предпринимательство должно быть качественным: человек может подписаться на ежемесячное пожертвование в 50 рублей, но пить регулярно невкусный кофе за 100 рублей он не станет. С одной стороны, у меня как у социального предпринимателя, больше ответственности и обязанностей, например, я должна думать про адаптацию пространства, но при этом у меня не должно быть кафе похоже на социальный центр, а с другой – не должна забывать про качество и прибыль, на которую все это будет дальше существовать” – говорит Мария

Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

Идеолог проекта VR GO, Николай Муравьев, занимается разработкой программы реабилитации опорно-двигательного аппарата с помощью технологий виртуальной реальности с 2014 года. 

“После полученной в 2010 году травмы, я несколько лет занимался реабилитацией: изучал разные технологии, пробовал техники, и однажды увидел VR-очки. Так появилась идея перенести движения из головы в виртуальную реальность: мысленное совершение движений – важный элемент реабилитации при потере возможности двигать конечностями. В 2017 году проект получил денежный приз на хакатоне «Кибер Россия», на эти средства был сделан первый прототип. Сейчас программа расширилась и подходит не только для нижних, но и для верхних конечностей. Планы большие: мы, как и другие предприниматели, столкнулись с санкциями, некоторые наши партнеры ушли с российского рынка, поэтому сейчас основная задача – разработать собственные очки виртуальной реальности, чтобы в следующий кризис мы и наша целевая аудитория не оказались в изоляции. Наша миссия – создавать как можно больше возможностей для социализации людей с инвалидностью” – говорит Николай.

Трансляция пресс-конференции доступна по ссылке