«Инклюзия в действии. Доступно всем» во Владикавказе подвел итоги обучения


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» во Владикавказе стартовал в 2021 году. Уникальность «Инклюзии в действии. Доступно всем» в параллельном развитии социальных навыков участников проекта: родителей и их детей с ОВЗ.

Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Во Владикавказе проект реализуется на базе АНО поддержки и реализации социальных инициатив «АРКТУР». Помещение и техподдержку предоставил Депутат Парламента РСО-Алания, генеральный директор ООО «Да», секретарь Промышленного местного отделения партии «Единая Россия» Дмитрий Петрович Дюбуа.

Занятия с ребятами с ОВЗ и их родителями стартовали в январе 2022 года. Всего в обучающем цикле прошло 24 занятий, индивидуально разработанных командой специалистов АНО «АРКТУР» при методическом сопровождении экспертов БФ «Гольфстрим» для родителей и подростков с ОВЗ.

Заключительное занятие социально-психологического тренинга (СПТ — активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения) для ребят с ОВЗ и их родителей состоялось 5 июня и было направленно на закрепление уже полученных в ходе обучения социальных компетенций.

Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» помогает ребятам с особыми потребностями чувствовать себя увереннее в социуме, мотивирует на развитие лидерских качеств и выражения активной жизненной позиции.

Развитие таких сложных личностных конструктов стало возможно благодаря применению игровой терапии, которая вошла в основу курса проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» во Владикавказе. Целью курса являлось развитие осознанной системы саморегуляции или совершенствование навыков коммуникации.

В течение пяти месяцев подростки с особенностями здоровья и развития учились соблюдать правила поведения в группе сверстников и эффективно взаимодействовать друг с другом, а также осваивать нормы поведения в социальных институтах и в обществе в целом.

Участники проекта также обучались правилам общения человека с человеком: умению выслушать партнера; высказать свою точку зрения; попросить помощи; оказать поддержку. Ребята учились общаться так, чтобы не нарушать границы другого человека.

«Занятие проводится по схеме, где фиксируется самочувствие ребенка до и после. Обязательно существуют разогревающие и концентрирующие внимание короткие упражнения, где основное – игра, имеющая своей целью сформировать социальные компетенции. Игра выбрана потому, что специалисты работают с группой детей с разными нозологиями», — рассказывает сотрудник БФ «Гольфстрим» Анна Калашникова, клинический психолог, ведущий тренер, специалист высшей категории.

«В основе терапевтической работы – игра, как оптимальное средство для достижения целей в группе ребят с разными особенностями. Играть может любой ребенок: с сохранным интеллектом, с ментальными нарушениями, умеющие ходить и передвигающиеся на инвалидной коляске, умеющие говорить и имеющие проблемы речевого развития, имеющие дефекты сенсорных анализаторов или без таковых. Игра — уникальный способ взаимодействие человека с человеком по правилам без ущемления индивидуальности, имитирующая правила в человеческом обществе», — объясняет Ирина Скуратовская, практический психолог, психотерапевт, специалист высшей категории, руководитель направления «Инклюзия в действии. Доступно всем» Благотворительного фонда «Гольфстрим». «Например, игра с клубком обучает ребят говорить по очереди, проявлять уважение к другому говорящему; соблюдать тайминг, предположим, когда один человек говорит, а остальные ждут и слушают; задавать вопросы, не перебивая», — продолжает она. 

В результате обучающей программы у ребят вырабатываются навыки осознанной регуляции поведения: говорить не тогда, когда тебе хочется, а когда это уместно в диалоге; слушать и понимать не только свои потребности, но и чужие; быть терпеливым к окружающим; сдерживать свои импульсы – негативные эмоции.

Группы с детьми с ОВЗ были подобраны таким образом, чтобы они включали различные нозологии участников. Этот особенный метод позволил детям с разными особенностями обогатить друг друга.

Уникальность проекта заключается в том, что параллельно с детьми социальные компетенции развивали и родители.

Специалисты учили родителей слышать и договариваться с детьми. Особенный акцент специалисты сделали на обучении родителей сепарироваться от детей, показывая на примерах, что гиперопека не всегда играет в пользу ребенка с особенностями здоровья и развития, объяснили, как развивать в ребенке самостоятельность.

На обучающих занятиях родители и дети занимались параллельно, укрепляя отношения внутри семьи, что позволила родителям пусть ненадолго, но собираться вместе, чтобы лучше понять природу развития своего особенного ребенка, осмыслить собственную родительскую позицию выбрать наиболее эффективные модели взаимодействия.

Изменения стали заметны уже через пару месяцев, когда мамы стали больше уделять внимание себе, так как осознали, что они главный ресурс для своих детей, а стало быть мама должна быть наполненная и ресурсная.

В рамках проекта БФ «Гольфстрим» проводит обучающие мероприятия для специалистов, работающих с подростками с ОВЗ и их семьями. В основе проекта лежит социальная технология — интеграция людей с инвалидностью в общество, в рамках инклюзивного подхода, вовлекающая представителей социокультурных институций и волонтеров.

Интерактивный обучающий онлайн-комплекс «Инклюзия в действии. Доступно всем»разработан для специалистов, помогающих социализации и бесконфликтной интеграции семей с подростками с ОВЗ в социум. Комплекс сочетает онлайн-блоки занятий и очные тренинги, а так же консультации с преподавателями – экспертами фонда. Уникальность проекта в параллельной работе, по авторской методике фонда, с родителями и детьми с ОВЗ прошедшими обучение специалистами.

Кто проходит курсы проекта? Родители детей с ОВЗ, члены их семей, а также сотрудники НКО, молодые специалисты — педагоги, дефектологи и психологи.

Подробнее о проекте

Цель проекта – повышение компетенций специалистов, помогающих социализации и бесконфликтной интеграции семей с подростками с ОВЗ в социум.

У «Инклюзии в действии» есть три программы:

«Шаги навстречу» — Курс по работе с подростками с ОВЗ, курс по работе с родителями

Что это: обучение по подготовке, организации, ведению, анализу деятельности по социализации подростков с инвалидностью и работе с членами их семей. Для кого: специалисты НКО, общественных объединений, студенты и молодые специалисты.

«Ценность каждого» — Курс по созданию инклюзивной среды в организации

Что это: обучение по подготовке организации к приему людей с ОВЗ в качестве посетителей или работников.

Для кого: социально ориентированный бизнес, специалисты НКО, образовательных учреждений, организаций культуры, досуга, планирующих развитие доступной среды и сотрудничество с людьми с ОВЗ.

«Школа осознанного волонтёрства» — Курс по работе с волонтёрами

Что это: обучение эффективной работе с волонтёрами. Для кого: специалисты, организующие и проводящие подготовку и организацию деятельности волонтеров в проектах, где участвуют люди с особыми потребностями.