Родителей привлекли к профориентации школьников: итоги университетского курса «Школьные сообщества»


В Москве на Летнем педагогическом форуме в Институте образования НИУ ВШЭ подвели итоги университетского курса «Школьные сообщества». Это первый в России образовательный проект по основам комьюнити-менеджмента для будущих учителей. В частности, студенты педагогических направлений учатся строить коммуникации с родителями и вовлекать их в образование детей. Курс разработан Рыбаков Фондом и Школой педагогики Дальневосточного федерального университета.  

На университетском курсе «Школьные сообщества» студенты изучают, для чего и как создавать комьюнити: налаживать отношения с коллегами и учениками, вовлекать родителей и выпускников в жизнь школы, вести социальные сети и проводить события, искать партнеров и финансирование. Также они знакомятся с опытом реальных школ – это участники программ Рыбаков Фонда, которые уже успешно формируют сообщество. 

Во время педагогической практики студенты применяют полученные знания. Их практический кейс посвящен профориентации. Студенты приглашали родителей прийти в школу и рассказать ученикам о своей профессии либо провести экскурсию на свое предприятие. 

Курс «Школьные сообщества» 2021/2022 учебный год в цифрах:

  • 40 университетов интегрировали курс в свою программу
  • 2900 студентов – будущих педагогов – прошли курс
  • в 325 школах студенты провели профориентацию с участием родителей
  • более 3000 родителей пришли в школу рассказать о своей профессии
  • почти 22000 школьников участвовали в профориентационных уроках или экскурсиях

Более 3000 родителей сделали первый шаг к тому, чтобы стать частью школьного сообщества. Врачи, страховые агенты, сотрудники МЧС, журналисты, дизайнеры, визажисты, флористы, банковские работники, музыканты, директора агроферм – спектр профессий оказался очень широким. 

Родители часто признавались, что для них волнительно рассказывать о своей профессии всему классу. Студенты писали в отзывах, что кто-то отказывался от этой непривычной роли, кого-то было сложно убедить. Но те, кто согласился, остались довольны.

Олеся Константиновна, Теоретический лицей с.Чишмикиой, 2А класс, Республика Молдова, родитель: «Знаете, я когда ребят приглашала в пекарню, боялась, что им там будет скучно, не интересно. Но их так увлекла работа с тестом, мы сделали с ними два вида булочек, и это было здорово. После этого мероприятия я считаю, что детям, особенно в старших классах, обязательно нужно проводить встречи с родителями. И по возомжности приглашать их на своих предприятия, ведь услышать рассказ про ту или иную профессию – это одно. а попробовать себя в роли сотрудника – совсем другое».

А отзывы родителей, чьи дети участвовали во встречах, были от «мой ребенок в восторге» до «спасибо, что показали, как важно говорить с детьми о своей профессии».

Студенты признают, что перед разговором с родителями часто испытывали страх и неуверенность, но с поддержкой организаторов курса и координаторов в вузах они преодолевали стеснение и внутренние барьеры.

Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент Рыбаков Фонда: «Ребенок приходит в школу не сам по себе, а как представитель семьи. Молодому учителю важно быть готовым работать со всей семьей. Университетский курс “Школьные сообщества” развивает этот навык уже в студенчестве, чтобы взаимодействие с родителями не было для педагогов чем-то, чего они не умеют – и поэтому боятся. Но создание сообщества – это не только вовлечение родителей, это и отношения с коллегами, и выстраивание связей с внешними партнерами. Курс дает будущим учителям новое понимание своей роли в обществе. И я надеюсь, студенты увидят в нем мощный инструмент профессиональной самореализации»

По итогам работы с родителями будущие учителя получили навыки формирования школьного сообщества, а сами родители убедились, как важно для них находиться рядом со своим ребенком и помогать преобразовывать школьное пространство.

Благодаря курсу вузы России и стран СНГ получили доказательства, что участие будущего учителя в жизни школы на раннем этапе обучения является эффективным для дальнейшей профессиональной деятельности.