В Петербурге состоялась дискуссионная встреча «Особенности работы с клиентами, живущими с социально значимыми заболеваниями (СЗЗ)»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

29 октября 2022 года в конференц-зале гостиницы Октябрьская Фонд ПОЗИТИВНАЯ ВОЛНА провел встречу, на которой в формате дискуссии психологи и социальные работники разбирали особенности работы с клиентами, живущими с социально значимыми заболеваниями (СЗЗ).

Ситуация в России, когда увеличивается количество традиционных семей, затронутых ВИЧ, и растет средний возраст людей с положительным статусом, побуждает психологов корректировать работу. Важно, чтобы специалист знал об услугах, связанных с профилактикой, лечением, уходом и поддержкой в отношении ВИЧ/СПИДа, был знаком с программами профилактики особых рисков, связанных с передачей ВИЧ-инфекции и сопутствующих инфекционных заболеваний.

Встречу вели психологи Фонда Анастасия Пилипенко и Радмир Исмагилов. В ходе дискуссии были рассмотрены особенности работы с клиентами разных конфессий, придерживающимися разных традиций с каким запросом обращаются, как составить дорожную карту (план) разрешения проблемы клиента, например, как рассказать близким о статусе.

Пришедшие на встречу психологи разбирали проработку страхов, вопросы информирования клиента (если клиент не знает чего-то  о ВИЧ), в том числе о 122 статье УК РФ («Заражение ВИЧ-инфекцией»), статье 6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией и контактов, создающих опасность заражения), п.1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ (согласно которой, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд вправе возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда) и статье 150 Гражданского кодекса РФ (в ней установлено, что к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье гражданина).

Участники встречи обсудили почему работа без запроса неэффективна. Какие есть стадии горевания, когда эмпатическое слушание не панацея. 

Анастасия Пилипенко делилась опытом, как помочь человеку, который только узнал о диагнозе или уже записан в Центр СПИД, за  что можно “зацепиться” в ходе кризисного консультирования клиента близкие, родители, дети, человеческие ценности. Особенности интервенции. Что проходит человек, когда только узнает о ВИЧ. Что ему говорят в муниципальных учреждениях, государственных и частных клиниках. Что происходит в Центре СПИД.

Много времени было уделено суицидальным рискам клиентов, когда нужна помощь не только психолога, но и психиатра. Необходима социальная поддержка со всех сторон. Как связаны суицидальные мысли и дезинформация. Разбирали чувство вины  стадию, когда обычное чувство вины становится токсичным. Ситуации, когда есть чувство стыда, чем может помочь проработка принятия.

Радмир Исмагилов вспоминал наиболее сложные случаи из психологической практики в Фонде когда у клиента была связка гепатит и ВИЧ, ВИЧ и сифилис или ВИЧ и Туберкулез. Отвечал на вопросы: какой нужен подход в этих условиях, как его подобрать, насколько это долгий процесс.

Отдельно рассматривали вопрос трудоустройства. На каких профессиях люди каждый год проходят тестирование. Нужно ли бояться увольнения. Разбирали случаи, когда могут перевести на другую должность или когда положительный ВИЧ-статус может стать ресурсом, чтобы бросить нелюбимую работу.

Также коснулись отличий индивидуальных и семейных консультаций, важности информирования и разбора мифов (в свое время информирование школьников и студентов помогло снизить прирост новых случаев). Какие социально значимые заболевания вынуждают родственников пациентов обращаться к психологам (например, онкология). Почему человек, который отрицает диагноз, не обращается к психологу.

Психологи рассказывали как справляются с профессиональным выгоранием, какие посещают поддерживающие мероприятия. Обсуждали ситуации, когда нужно обращаться к коллегам, реакция на смерть клиента.

Целью дискуссионной встречи было повышение качества психологической помощи, оказываемой людям с ВИЧ. На мероприятии дали актуальную информацию, обсудили препятствия и трудности, которые есть у специалистов социальной сферы.

Участники дискуссии рассмотрели психологические причины, мешающие адекватному взаимодействию с ВИЧ-позитивными людьми. Почему возникают предрассудки и стигма в 2022 г. Каждый смог высказать представления и опасения, связанные с повседневными и профессиональными взаимодействиями с людьми с положительным статусом

В результате встречи была увеличена информированность среди специалистов, работающих с клиентами с социально значимыми заболеваниями. Участники получили справочную информацию о ВИЧ и СПИД от Марии Годлевской, в том числе данные мировой статистики, практические инструменты и методические рекомендации.

Встреча прошла при поддержке Фонда президентских грантов.