Как работает АНО помощи детям с нарушениями в развитии «Семья»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Ни для кого не секрет, что дети с нарушениями в развитии — это далеко не редкость. И дело даже не в генетике, или нездоровом образе жизни родителей. Проблемы у ребенка могут возникнуть в любой семье.

Руководитель АНО помощи детям с нарушениями в развитии “Семья” Гульназ Камалова рассказывает о своем центре и отвечает на вопросы родителей.

“Нарушения в развитии могут быть абсолютно разными. Как по виду, так и по степени тяжести. Это могут быть временные трудности в развитии или постоянные — стойкие ограничения жизнедеятельности (инвалидность). 

В центре «Семья» есть три направления помощи: 

  1. Детям от 0 до 7 лет помогаем преодолеть нарушения в речи, в поведении и при других трудностях. Сопровождаем в случае, если ребенку установлена инвалидность. Для этого в центре проводятся индивидуальные и групповые занятия, осуществляются домашние визиты к детям с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР), организуются родительские школы и обучения специалистов из смежных организаций.
  2. Для детей и подростков с инвалидностью с 7 лет проводим социальную реабилитацию для того, чтоб подготовить их к самостоятельной жизни. Для реализации этого направления проводятся групповые занятия для детей и подростков по программе «Лекотека», а также занятия в кулинарной и творческой мастерской, организуются родительские школы и марафон «Расцветай» для профилактики родительского выгорания, реализуется программа «Давай дружить», в которой молодые люди с ментальной инвалидностью посещают лежачих ребят с тяжелыми множественными нарушениями, а также ежемесячно проводятся мастер-классы в стенах центра с участием волонтеров для создания инклюзивного пространства.
  3. Для старших ребят с ментальной инвалидностью мы организовали швейную, графическую, творческую и кулинарную инклюзивные мастерские, в которых они могут работать, общаться, зарабатывать деньги на цели, мечты и желания, а главное ощущать себя полноценными членами общества. В рамках мастерских ребята участвуют на ярмарках и выставках, готовят корпоративные заказы, проводятся мастер-классы с привлечением всех желающих, тиражируется продукция.

Наша цель — помочь тем, кто в силу состояния здоровья, не может самостоятельно справиться с жизненными обстоятельствами” 

Подскажите, сколько времени требуется, чтобы разговорить молчуна?

“Всегда по-разному, конечно. Все зависит от самого ребенка, его индивидуальных особенностей. Одному ребенку достаточно 1 месяца, чтобы начать говорить простые слова и фразы, а другому нужно пол года. Но нужно понимать, что это для детей, у которых нет диагноза ментальной инвалидности.»

Какие вообще диагнозы ментальной инвалидности существуют?

“Это все нарушения психических и умственных функций организма: аутизм, шизофрения, эпилепсия, умственная отсталость, дефекты речи, генетические заболевания, органические поражения ЦНС и другие”

Как маме справится с обрушившейся на нее новостью, когда ребенку ставят какой-либо диагноз ментальной инвалидности?

“Конечно, главное это эмоциональная поддержка близких и окружающих. Но зачастую этого нет. Поэтому мы в этом году ввели индивидуальные сессии с психологом, уже не первый год проводим родительские школы и марафоны “Расцветай” для таких мам. На марафонах мамы общаются друг с другом, получают поддержку психологов, участвуют в трансформационных играх и фотосессиях, меняют образы со стилистами и визажистами, посещают творческие мастер-классы, ходят на бизнес-завтраки и многое другое. После марафона мы видим, как они по-настоящему расцветают.Кстати, в ноябре у нас снова запланирован такой марафон. Заявки на участие можно оставлять в нашей группе ВК” 

Чем занимаются дети в программе “Лектоека”?

“Младшие ребята, в первую очередь, научаются навыкам взаимодействия и коммуникации, выполнению простых инструкций, затем выполняют задания на координацию, знакомятся с новыми текстурами, тренируют мелкую моторику, отрабатывают уже имеющиеся навыки. Все это они делают, конечно, в форме увлекательных игр. 

Ребята постарше обучаются навыкам самообслуживания, приготовления пищи, самостоятельному походу в социально-значимые места (магазин, аптека, банк и др.) и правилам безопасности в помещениях и на улице. Мы обучаем всему тому, что ребятам пригодится в реальной самостоятельной жизни.”

А как проходят занятий у детей без инвалидности, но с какими-либо нарушениями в развитии?  

“На данный момент занятия проводятся только индивидуально, и поэтому программа для каждого ребенка определяется в соответствии с его трудностями. В основном это занятия в форме игр на развитие речи, слухового восприятия, коммуникативных навыков, моторики и так далее. Также наши педагоги учат мам упражнениям для дома, массажу и другим необходимым способам развития, которые они могут осуществить самостоятельно. 

Все ваши занятия бесплатные?

“Нам бы очень хотелось иметь возможность оказывать все свои услуги бесплатно. Но пока мы не можем себе этого позволить. У нас очень много затрат: 

  • оплата труда педагогов, администратора, бухгалтера, организатора мероприятий, smm-специалиста и других сотрудников;
  • аренда, коммунальные платежи, уборка, интернет, охрана;
  • затраты на бумагу, мыло, полотенца, туалетную бумагу, обслуживание техники;
  • закупка техники, мебели и прочего.

И это только основные затраты. А финансирование от государства, гранты и пожертвования пока не позволяют покрывать все расходы. Поэтому наши занятия частично платные, льготные и бесплатные. 

Льготные условия для детей до 5 лет со справкой от невролога с диагнозами ЗРР, ЗПР. Бесплатные занятия для тяжелых деток и детей-инвалидов до 4 лет. Программа социальной реабилитации бесплатна, в мастерских напротив — мы сами платим ребятам зарплату и гонорары”

А какие товары есть в ваших инклюзивных мастерских?

“В швейной мастерской ребята изготавливают кухонные полотенца, декоративные наволочки, шопперы со стильными принтами, экомешочки. В кулинарной — тыквенное и сливовое варенье, натуральный мёд с орешками. В планах изготовление травяного чая и шоколада. В творческой они делают мыло и свечи. А в графической рисуют наклейки, открытки и календари. Все это — ручная работа ребят с ментальной инвалидностью. Они очень кропотливо относятся к труду, поэтому все изделия действительно качественные.”

 В мастерские может прийти работать любой желающий?

“Нет, к сожалению, не все ребята с ментальной инвалидностью способны работать в мастерских в силу своих особенностей. Для того чтобы понять, сможет ли человек у нас работать, ему нужно пройти сначала собеседование со специалистом. А также курс в нашей программе “Лекотека”. И, конечно, у нас ограниченное количество рабочих мест. О вакантных местах мы всегда сообщаем в группе ВК нашей мастерских.”