#неткибербуллингу: VK проводит ежегодный День борьбы с травлей в сети


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Большая социальная кампания VK в этом году посвящена пассивной агрессии —  скрытой форме буллинга в сети 

11 ноября стартовал ежегодный проект против травли в сети — День борьбы с кибербуллингом. Информационная кампания проходит с 2019 года с целью привлечь внимание к проблеме, изучить ее причины, последствия и пути решения. 

В этом году авторы и эксперты проекта изучили пассивную агрессию как не открытую, но социально одобряемую форму кибербуллинга. 

За четыре года существования проекта «День борьбы с кибербуллингом» мы изучили травлю с разных сторон —  жертвы, свидетеля и агрессора. Сегодня мы обращаем внимание не только на необходимость борьбы с  открытой травлей, но и на то, что зачастую служит ее причиной, при этом часто маскируется под доброжелательное общение — пассивную агрессию, отмечает автор проекта, директор социальных проектов  VK  Александра Бабкина. Нам важен комфорт пользователей в сети и на площадках VK, мы стремимся создать максимально безопасное пространство для них и поэтому вместе с другими экспертами продолжим рассказывать, как не стать жертвой кибербуллинга.  

Исследование 

Совместно с командой исследований VK создатели проекта опросили 1 200 пользователей ВКонтакте и Одноклассников старше 18 лет из российских городов с населением более 100 000 человек, а также провели серию глубинных интервью с респондентами — жертвами, наблюдателями и агрессорами.

По полученным данным, 24% людей становились жертвами пассивной агрессии, 41% респондентов видел проявление пассивной агрессии по отношению к другим, а 7% признались, что сами проявляли пассивную агрессию.

Каждый пятый россиянин, наблюдавший  пассивную агрессию в интернете ответил, что заступался за жертву. Если человек сталкивался с пассивной агрессией в интернете, то чаще всего блокировал обидчика — так ответили 42% пострадавших. Еще 28% респндентов отправляли жалобу модератору через специальную кнопку в соцсети.

Большинство респондентов распознает яркие причины проявления пассивной агрессии. Треть считает, что пассивный агрессор заставляет других людей чувствовать себя виноватыми, 28% респондентов уверены, что под видом заботы человек высказывает агрессивную критику.  26% добавили, что под вежливыми советами скрывается желание обесценить собеседника или показать, что последнее слово должно быть не за ним.

Опрос показал, что пассивная агрессия не связана с определенным полом. Больше половины опрошенных уверены, что так себя проявляют в равной степени и мужчины, и женщины. Похожие цифры можно увидеть в ответах на вопрос о жертвах пассивной агрессии. По мнению 68% респондентов, столкнуться с ней может любой человек. 

— Пассивная агрессия — это провокационные действия в отношении оппонента. Их цель — вывести человека на негативные эмоции, например, через критику или неприятные комментарии», — объяснила эксперт проекта Мария Зеленова, клинический и кризисный психолог

Несмотря на то, что пассивная агрессия не выражается открыто, в ее основе лежит обычная агрессия, то есть желание причинить другому боль, наказать, подчинить или унизить. Эксперты добавляют: в случае открытой агрессии — крика, удара, оскорбления и других вербальных проявлений — человек может понести наказание, а вот пассивный агрессор часто остается  безнаказанным. 

Вместе с экспертами практикующими врачами-психиатрами, психотерапевтами и кризисными психологами Марией Зеленовой, Даниялом Ибрагимовым (консультативно-психологический центр «Элементарно»), Марией Афониной (программа «Травли NET» благотворительной организации «Журавлик») — создатели проекта разработали практические советы и рекомендации, которые помогут пользователям справиться как с агрессией в своей адрес, так и ее последствиями. 

Что делают в VK 

День борьбы с кибербуллингом — проект VK. Ежегодно продукты и бренды компании запускают в этот день собственные социальные инициативы, чтобы поддержать тех, кто столкнулся с травлей и выступить против этого явления. В этом году: 

  • Почта Mail.ru разработала для пользователей тест «Токсично или экологично», который поможет определить пассивную агрессию и манипуляции, и вместе с психологом подготовила чек-лист, как защитить свои границы. 
  • ВКонтакте запустила режим «Личное пространство» — специальный набор настроек приватности, который позволяет оперативно оградить себя от нежелательных собеседников.
  • Одноклассники разместили на своем логотипе в тулбаре желтое сердце — символ дня борьбы с кибербуллингом. Кроме этого, в ОК пройдет эфир о пассивной агрессии в семье и том, как ее избежать.
  • VK Образование, Учи.ру, Сферум и Департамент образования и науки города Москвы проведут серию бесплатных образовательных мероприятий «Другие уроки» для учителей, учеников и родителей. Первое образовательное мероприятие пройдет 15 ноября и будет посвящено теме безопасности детей в интернете. VK Образование и Учи.ру также представят результаты опроса среди педагогов и школьников о травле в сети. 
  • Команда Сферума провела для учителей вебинар, мастер-класс и бесплатные анонимные консультации с психологом для обсуждения и решения проблем, связанных с буллингом.
  • Образовательная платформа Skillbox 11 ноября в 14:00 проведет дискуссию «Буллинг в IT: как не ввязываться в травлю» вместе с приглашенными экспертами: психологом Александрой Долгих, сертифицированным коучем Евгенией Михайловой и руководителем отдела сопровождения курсов в Skillbox Анастасией Долгих. Модератор: Кира Мамедова, продюсер направления «Управление» в Skillbox и ведущая подкаста «Оффер на почте». Зарегистрироваться на вебинар можно по ссылке.
  • В VK Клипах создали подборку «Нет кибербуллингу». Блогеры рассказывают личные истории про буллинг в сети, а профессиональные психологи делятся советами, как распознать и обезвредить травлю.
  • Платформа  VK Видео собрала подборку, благодаря которой пользователи смогут узнать больше о проблеме кибербуллинга и получить необходимые знания о том, как с ним справляться.
  • Boosty рассказывает авторам контента о проекте LoveAlerts, цель которого — помощь инфлюенсерам, столкнувшимся с травлей, насилием и преследованием.
  • Команда устойчивого развития VK вместе с экоблогерами разработала  рекомендации для ответа на токсичные комментарии.
  • Команда информационной безопасности VK подготовила 5 простых способов, как защитить свой аккаунт от взлома и кражи личных данных. Практические советы, как предупредить кибербуллинг.
  • Голосовой ассистент Маруся выяснила, проявляют ли пользователи негативные эмоции в общении с  голосовыми помощниками — выяснилось, что около трети относятся к ассистентам как к приятелям и могут нагрубить. 
  • Игровая площадка VK Play провела исследование по теме кибербуллинга среди геймеров.
  • Добро Mail.ru собирает деньги на поддержку антибуллинговых проектов.
  • Дети Mail.ru совместно с экспертами-психологами изучил проблему пассивной агрессии в семьях.
  • В Здоровье Mail.ru рассказали, как пассивная агрессия влияет на самочувствие.

В этом году проект поддержали более 50 российских брендов и компаний, среди них: Билайн, МТС, Lamoda, Kaspersky, Zigmund.Online, Ситидрайв, Альянс по защите детей в цифровой среде. Каждая из компаний и брендов 11 ноября запускает спецпроекты, посвященные теме борьбы с кибербуллингом. Пользователи также размещают посты в социальных сетях под хештегом #неткибербуллингу и ставят символ акции — желтое сердце — чтобы привлечь внимание к проблеме кибербуллинга и поддержать тех, кто столкнулся с онлайн-агрессией в сети.