Крупные филантропы: исследование Sber Private Banking, Frank RG и Philin Philgood


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Sber Private Banking провёл масштабное исследование благотворительного сектора вместе с консалтинговой компанией Frank RG и Philin Philgood, группой сервисов для профессиональной благотворительности.

В 2021 году россияне отдали на благотворительность 360–380 млрд рублей. Эта сумма не учитывает пожертвования в религиозные организации и пополнения фондов целевых капиталов (44 млрд рублей). 

Исследование фокусируется на вкладе крупных филантропов в общую систему. В общемировой практике именно крупные филантропы — самые щедрые доноры некоммерческих организаций (НКО). Так, в США до 80% частных пожертвований направляют 20% семей.

В России же, как показало исследование, средства крупных филантропов с капиталом от $1 млн — это лишь 37% всех частных пожертвований. К тому же из всех денег, направленных на благотворительные цели, частные пожертвования составляют только 21%. Большинство (75%) благотворительных средств — корпоративные пожертвования и траты компаний на корпоративную социальную ответственность.

Российские крупные филантропы отличаются следующими чертами. Во-первых, половина из них не публичны и не рассказывают о своих благотворительных проектах. Хотя даже они признают, что о филантропии важно говорить публично.

Во-вторых, для них важны эффективность трат и эмоциональная сопричастность проектам. Большинство опрошенных осознанно вкладывают деньги в социальные проекты и не любят, когда их называют донорами, меценатами или благотворителями.

В-третьих, планируя свою благотворительную деятельность, они руководствуются прежде всего тактикой, а не стратегией.

Охотнее всего российские НКО помогают детям (36% средств) и другим социально уязвимым группам населения (16%). На культуру, медицину и образование жертвуют 10%, 9% и 9% соответственно.

Крупные доноры обеспечивают от 20 до 40% сборов российских НКО. И тем не менее НКО не работают с состоятельными филантропами системно: нет чётких критериев для их сегментации, принципов и правил работы. Развитие этого направления может существенно увеличить объём собираемых НКО средств. В то же время исследователи прогнозируют, что в 2022 году объём пожертвований без учета КСО может уменьшиться на 30–40% по сравнению с прошлым годом. 

Вадим Мошкович, филантроп, основатель школы “Летово”:

«Я верю в общее доброе начало людей: неважно, богатый ты или не богатый человек, у тебя есть внутренняя потребность делать добро. Все остальное – это вопрос культуры и воспитания. В России еще не сложилась культура и традиции благотворительности – и, возможно, это задача совместной работы фондов, меценатов в формировании общестрановой повестки и ее продвижения. Это важный элемент общего образования, общей планомерной работы».

Евгения Тюрикова, глава Sber Private Banking: 

«Мы видим, что российская благотворительность на сегодняшний день – это в первую очередь эмоциональный отклик, готовность помочь тем, кому сегодня это нужнее всего. Мы видим свою задачу как банк в том, чтобы выстраивать системную благотворительность. Это развитие эндаументов, продвижение регулярных пожертвований и другие технологические решения, которые сделают системные пожертвования удобными и доступными для всех и позволят развивать индустрию благотворительности на другом уровне, наращивая объемы и расширяя сферы влияния».

Роман Троценко, Председатель совета директоров «Корпорации АЕОН»:

«Частные филантропы как правило, закрывают те направления и сферы, которые в силу разных обстоятельств не могут быть сегодня закрыты государством. Наша семья, например, много лет поддерживает образование для детей из нуждающихся семей, программы поддержки молодых художников. 

Частные поступления в благотворительные фонды действительно последние два года сокращаются. Но благотворительность в России в большей степени зависит от корпоративного сектора, где бюджетное планирование, как правило, годовое. Объем поддержки от корпораций в этом году практически не изменился, но происходит перераспределение этих бюджетов – деньги выделяются на решение насущных и острых проблем и первоочередных задач регионов и городов присутствия бизнеса, которые не могут быть закрыты из региональных и муниципальных бюджетов».

Наиля Новожилова, директор благотворительного фонда «Арифметика добра»: 

«Мы видим, что исследование очень правдивое. Спасибо за проделанную работу! Интересно было бы посмотреть показатели в динамике, например, какую долю в структуре ВВП составляла сфера благотворительности в начале зарождения сектора в России и сейчас, и как это было в других развитых странах. Ведь в России этой культуре не больше 30 лет. Факт падения сборов и прогнозы по их снижению заставляют нас работать с утроенной силой и скоростью, чтобы хотя бы обеспечить покрытие действующих программ, и ставят на паузу развитие новых проектов. В нашем направлении работы с детьми-сиротами очень важно вовлечение общества, компаний и их сотрудников и клиентов – люди принимают детей в свои семьи, становятся их наставниками, и именно от них зависит адаптация ребенка с сиротским опытом в школе».

Юлия Пересильд, соучредитель благотворительного фонда «Галчонок»: 

«Очень интересное исследование, которое, на мой взгляд, отражает изменение отношения благотворительности в России в течение последних лет. Во многом благодаря поддержке бизнеса наш фонд «Галчонок» за последние 4 года смог перейти к выстраиванию системных проектов. Текущая ситуация не могла не отразиться на наших планах. В этом году мы уже испытываем дефицит финансирования в сравнении с прошлым годом почти в два раза, при этом помощь нельзя отложить до лучших времен»

Илья Зибарев, член попечительского совета благотворительного фонда Константина Хабенского:

«Когда мы с коллегами несколько лет назад выбирали фонд, то для нас именно был важен критерий системности работы – с врачами, сообществом, с поставщиками оборудования. Многие российские фонды были основаны хорошими неравнодушными людьми, которые не всегда думают на перспективу 5-10-15 лет. Переход от адресной к системной благотворительности решается через приглашение в попечительский совет людей из бизнеса, предпринимателей, которые через свой управленческий опыт помогают филантропам посмотреть на проблему под другим углом. Цифры исследования показывают, что мы находимся в самом начале этого процесса, но это хороший результат, означающий, что впереди много работы и много интересного».

Екатерина Шергова, директор благотворительного фонда «Подари жизнь»:

«Спасибо за полноценное исследование, оно крайне важно, как для сектора, так и для крупных благотворителей. События 2022 года внесли довольно серьезные коррективы, как в жизнь благотворителей, так и в жизнь благополучателей. И наш фонд, к сожалению, не исключение. Однако, несмотря на все проблемы, мы решили не отказываться от нашего самого крупного проекта и не останавливать строительство пансионата для детей, проходящих лечение от онкологических заболеваний в Измалково. Правда, нам пришлось сократить количество домов с запланированных 15 до 8».

Евгений Фонталин, управляющий партнер группы компаний Philin Philgood:

«Сегодня сектор благотворительности встретился с «черным лебедем», который сократил короткий планирования, привел к отвалу фандрайзинговых проектов и недополучению бюджетов. Эта неопределенность во многом ставит в тупик, влечет за собой необходимость переформатировать программы и свою работу в целом. Важным инсайтом также оказалось то, что зачастую сектор мыслит стратегическими целями и системными проектами, а для жертвователей в большинстве случаев важен как раз тактический результат вложений. Надеюсь, что исследование, которое мы провели вместе с коллегами, даст возможность найти новые тактические решения в этот непростой период, в том числе скорректировать фандрайзинговую стратегию».

Сооснователь и президент сообщества Noôdome Вероника Зонабенд: 

«Объём благотворительности — важный показатель зрелости и состоятельности общества. Понимание этой истины пришло в Россию не так давно, но хотелось бы верить, что надолго. Любые трудности в сфере благотворительности касаются не только конкретных людей — это испытание для общества как такового. Мы очень рады, что столь важная дискуссия прошла именно здесь, в Noôdome. Импакт-проекты и благотворительность — сквозная тема для нашего сообщества и для нас с Рубеном лично. Мы верим, что самые актуальные и непростые вопросы можно решить только вместе, и благодарны авторам исследования и участникам дискуссии».

В исследовании приняли участие 10 банков из топ-20 в России по размеру активов. Более 40 НКО были проинтервьюированы, ещё 37 использовались для сравнения. Также проведено 10 глубинных интервью с состоятельными филантропами, обработано 1250 анкет респондентов. 

Презентация результатов исследования прошла 30 ноября в теплой и интеллигентной атмосфере пространства Noôdome в центре Москвы, созданном Рубеном Варданяном и Вероникой Зонабенд. В закрытой дискуссии «Добро и деньги. Выживание фондов и выгорание меценатов: как быть?». Дискуссию модерировал редакционный директор Forbes Николай Усков, а среди ее участников — председатель совета директоров «Корпорации АЕОН Роман Троценко, директор благотворительного фонда «Арифметика добра» Наиля Новожилова, основатель школы «Летово» и филантроп Вадим Мошкович, соучредитель благотворительного фонда «Галчонок» Юлия Пересильд, директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова, член попечительского совета благотворительного фонда Константина Хабенского Илья Зибарев, другие крупные благотворители, представители бизнеса и НКО. Мероприятие посетило более 100 гостей. 

Полная версия исследования — на сайте Sber Private Banking.

Sber Private Banking — подразделение Сбера, которое занимается обслуживанием частных клиентов с активами от 100 млн рублей. Входит в блок «Управление благосостоянием» Сбербанка. 

# # #

 

ПАО Сбербанк — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает одну из крупнейших долей на рынке вкладов. Основным акционером ПАО Сбербанк является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО Сбербанк плюс 1 голосующая акция. Оставшимися 50% минус 1 голосующая акция от уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы. Банк располагает обширной филиальной сетью в России: около 14 тысяч точек обслуживания. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015. Официальные сайты банка: www.sberbank.com (сайт Группы Сбербанк), www.sberbank.ru.

 

Frank RG — российское аналитической агентство, которое специализируется на исследованиях рынка финансовых услуг и аффилировaнных с ним сегментов.

Официальный сайт: https://frankrg.com 

 

Группа компаний Philin Philgood – партнёр НКО, бизнеса и владельцев капиталов в решении социальных задач. Сервисы для профессиональной благотворительности, которые предоставляет группа, работают в формате 360° и позволяют оказывать инфраструктурную поддержку на всех этапах — от запуска организации до реализации проектов. Среди услуг группы присутствуют стратегический консалтинг и планирование, фандрайзинг, digital, коммуникации, рекламная поддержка, мероприятия, спецпроекты, финансовое, юридическое и грантовое сопровождение, HR-менеджмент, кадровое делопроизводство, проверка и оценка рисков, запуск НКО и GR-сопровождение. Официальные сайты группы: https://www.philin.org/ , https://philgood.ru

Noôdomeсоциальный проект, объединяющий в рамках одноименного пространства в центре Москвы сообщество единомышленников. Он нацелен на формирование и поддержание высокоинтеллектуальной среды, способной к генерации нетривиальных идей и новых культурных кодов. Сообщество объединяет более 500 участников и ежегодно проводит более 300 культурных, образовательных, деловых мероприятий различного формата, в том числе выездных, которые посещают около 5000 человек. Проект поддерживает инициативы участников сообщества, отвечающие критериям доверительности, социальной ответственности, равенства всех участников, уважительного отношения к убеждениям и традициям. Noôdome создан в 2020 году социальными инвесторами и филантропами Рубеном Варданяном и Вероникой Зонабенд.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий