Зачем школе театр: как театральная педагогика помогает в образовании и почему не все должны становиться актерами


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Театральная педагогика – это междисциплинарное направление на стыке педагогики и театрального искусства, которое помогает ученикам проживать образовательный процесс на эмоциональном уровне. 

Татьяна Климова, психолог, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ, выделяет три способа существования театральной педагогики – как использование методов на уроках, как просветительский театр в школе, как организованную «встречу с искусством» во всех аспектах образования, которая возвращает масштаб человеческой личности. 

Театральная педагогика не подразумевает, что ребенок на выходе из школы обязан выбрать актерскую профессию и поступать в театральные вузы. Задача театральной педагогики сделать занятия интересными, помочь прокачать мягкие и твердые навыки, создать дружное сообщество в коллективе. 

«Это универсальный инструмент, нет такого ребенка, которому не найдется места в театре», – подчеркивает важность театральной педагогики Вадим Злотников, режиссер Московского педагогического театра подростков.

Учитель, работающий по методике театральной педагогики, стремится увлечь ребенка через понимание его потребностей. «Кого-то пробуждают интеллектуальные вещи, кому-то надо двигаться, другому нужно что-то загадочное. Школа должна объяснять не простое, а сложное. Когда ребенок сам себе всерьез задает вопросы – то это путь развития». Олег Долин, режиссер, преподаватель центра образования №686 «Класс-Центр».

Сергей Казарновский, директор центра образования №686 «Класс-Центр», заслуженный учитель России, считает основной задачей школы и театральной педагогики – научить детей получать удовольствие через уроки. «А удовольствие мы получаем, когда мы нужны, и счастье – это быть нужным». 

Татьяна Медюх, директор по развитию Центра «Инклюзион», рассказала, как театральная педагогика помогает в вопросах инклюзии. «Надо ставить тему шире – не “зачем школе театр”, а “зачем обществу театр”. Мы пытаемся методами театра включить в общество людей, которых не видно и не слышно. Одним из первых вопросов был, как говорить о теме слепоглухоты с обществом».

«Мне кажется, очень много педагогических практик, созданных как инклюзивные, потом становятся общими, универсальными для всех учреждений, потому что они отвечают задаче вовлечь разнообразных участников, у каждого из которых свои способности и свои потребности», – говорит Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь Рыбаков Фонда. 

Среди практик театральной педагогики спикеры отметили сторителлинг, урок-событие, захват внимания, перенос события, взаимодействие по теме с другими учителями-предметниками. «Важен процесс, а не конечный продукт – презентация, спектакль, театрализованная миниатюра, чтобы дети собирались и играли. Наш путь со школой – постоянный поиск форм». Виктория Вишневская, заведующая педагогической частью Санкт-Петербургский государственный «Детский музыкальный театр «Зазеркалье».

Спикеры отмечают, что для внедрения театральной педагогики в школы необходимо обучать работающих и будущих учителей азам актерского мастерства и режиссуре. Школы также могут искать варианты сотрудничества с действующими актерами и режиссерами. Важно и взаимодействие между школами – обмен опытом и знающими специалистами, что возможно, если объединяться в сообщества.