«Министр культуры глухих в Москве»: интервью с Еленой Митрофановой


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В мире глухих Елена Ивановна Митрофанова в представлении не нуждается. Организатор самых масштабных и интересных мероприятий Московского общества глухих (МГО ВОГ), начальник отдела проектного развития МГО ВОГ, активистка, культурный деятель. Накануне Дня работника культуры Елена Ивановна поделилась своим многолетним опытом и планами на будущее.

— Елена Ивановна, как давно вы работаете в сфере культуры?

− Мне кажется, что я всё время в культуре. С детства родители водили меня в театры, на концерты, в кино. Перед этим знакомили с материалом, чтобы понятно было, что смотришь. После просмотра − беседы, объяснения, размышления. В школе и в институте я организовывала мероприятия, конкурсы.

Еще во время учебы в МВТУ им. Баумана в 1986 году я пошла работать во Дворец культуры при театре Мимики и Жеста. Начала с культорганизатора и выросла до художественного руководителя. Работала в школе 25 лет − художественным руководителем жестово-хореографического ансамбля «Чудеса». Параллельно был взрослый коллектив «Зримая песня», который перерос в Ведущий коллектив концертно-театральной шоу студии «Вместе» при ГМКЦ «Интеграция». Я руководитель этого коллектива.

Но уже работаю в МГО ВОГ начальником отдела проектного развития. Глухие в шутку называют меня «министром культуры глухих Москвы».

− Вы помните самое интересное или сложное мероприятие, которое организовывали?

− Моё хобби было и остаётся жестовая песня. И я начала проводить конкурсы и фестивали не только для взрослых, но и для детей. Одно время «гремел» Московский конкурс при Департаменте образования «Песенка-Чудесенка».

Самое сложное и ответственно для меня – это подготовить делегацию на Российский или Международный уровень. Надо угадать момент, почувствовать пульс, правильно подобрать материал. А уже отрабатывать номера для меня огромное удовольствие. Если честно, каждое мероприятие по-своему интересно и сложно своей новизной.

− Что вас вдохновляет в вашей работе?

− В первую очередь, общение с людьми, желание создать праздничную атмосферу с познанием чего-то нового. В общении будто за спиной вырастают невидимые крылья и хочется создавать что-то новое. А когда получается, то на душе радостно. И хочется еще больше сделать.

− В чем, на ваш взгляд, особенность культурных мероприятий для глухих людей?

− Сейчас все внимание на интеграцию и инклюзию. Мы всё прекрасно понимаем. Мы не отказываемся проводить совместные мероприятия. Поможем организовать, примем участие, сделаем всё, что надо.

Но разрешите мне общаться с теми, с кем я хочу, с кем мне интересно и комфортно. А именно − с подобными себе. С подобными себе мы растем и развиваемся быстрее, используя свой жестовый язык. У глухих всё же своя субкультура со своими законами.

В России социокультурная реабилитация глухих не является тщательно продуманной в правовом аспекте. Нет нормативных документов в этой сфере, нет прямых государственных гарантий для проведения социокультурной реабилитации инвалидов, ни отдельных положений, определяющих роль и место культуры в процессе реабилитации инвалидов по слуху.

В России до сих пор недостаточно специалистов социальной реабилитации со знанием РЖЯ в соответствующих государственных учреждениях. Надеюсь, что со временем их всё же станет больше.

− Как изменилось общество, на Ваш взгляд, за последние 10 лет? Отразилось ли это на формате культурных мероприятий?

− Изменения произошли, и большие. Стало больше информации про инвалидов. Это у нас раньше стеснялись инвалидов: «их у нас не было».

Большую помощь оказывает Департамент социальной защиты. В городе появилось больше экранов с субтитрами.

− А какие мероприятия нравятся глухим москвичам больше всего, по Вашим наблюдениям?

− Зрелищные мероприятия: меньше слов, больше действия. Но опять же, конкретно трудно сказать. Ветераны любят наши лекции. Программ по телевидению им мало. Им нужно всё объяснить, рассказать.

Среднее поколение выбирает театрализованные представления, конкурсы.

Семейные – с удовольствием посещают массовые спортивно-культурные мероприятия, театральные постановки, музеи с переводом на РЖЯ, клуб «В гостях у сказки» на РЖЯ.

А молодежь − дитя Интернета. У них свои тусовки. У детей тоже есть разделение: слабослышащие предпочитают мероприятия с музыкой, глухие – только на РЖЯ.  

− Поделитесь, пожалуйста, планами на ближайшее будущее.

− Работы много, скучать не приходится. Ближайшее − Фестиваль русского жестового языка, по итогам которого мы должны отобрать две делегации на VI Российский фестиваль концертных программ в Хабаровске и I Международный фестиваль художественного творчества ветеранов.

А как чиновнику по культуре мне бы очень хотелось наладить контакт с Департаментом культуры и совместно проводить хотя бы 1-2 мероприятия в год. Нам есть куда расти.