«Портрет старшего»: итоги исследования Альянса «Серебряный возраст»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В прошлом году, Альянс «Серебряный возраст» провел исследование «Портрет старшего». В рамках проделанной работы был осуществлен анализ запросов 1355 граждан пенсионного возраста и возможностей НКО из 17 регионов России.

В стране растёт удельный вес жителей старших возрастов и снижается удельный вес младших, вследствие чего возрастает средний возраст. Среди основных вызовов экономике и социальной сфере в связи со старением населения можно выделить:

— изменение соотношения между численностью работающих и неработающих людей, что делает необходимым увеличение налогов;

— рост расходов на пенсионное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание, что требует источников дополнительного финансирования;

— изменение в пользу пожилых людей структуры общества, что делает их более значимыми в сфере потребления.

Активное долголетие – это основа социального, экономического, физического и психологического благополучия старшего поколения, которое обеспечивает им возможность для удовлетворения потребностей, включение в различные сферы жизни общества и достигается при их активном участии.

Согласно выводам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации в стране проводится работа, направленная на повышение уровня и качества жизни пожилого населения, но эта работа не носит системного и комплексного характера.

Решение этой проблемы требует формирования новых форматов взаимодействия между НКО, государством, рынком и ближним окружением.

Анкетирование старшего поколения было проведено с целью определения зоны интересов для участия в программах НКО, в т.ч. выявления запросов на антикризисную поддержку. В рамках опроса изучена жизнь старшего поколения с точки зрения экономического благополучия, расширения возможностей старших как в получении срочной помощи, так и в сохранении социальной, физической, умственной активности, а также вовлеченности пожилых людей в волонтерство и активный образ жизни.

Данные опроса говорят о том, что большинство пенсионеров – не в сфере круга деятельности государства и НКО. Нет доступного, грамотно выстроенного информационного поля с простой и эффективной системой оповещения о мероприятиях, услугах, возможностях, поддержке в сложной ситуации. И несущего в себе смыслы, которые помогут сосредоточиться на поиске самостоятельной ценности старости, открытии возможностей и перспектив старшего возраста.

Спектр услуг, предлагаемых НКО, ограничен стандартным набором и интересен для активных старших, а остальные из-за нехватки информации или отсутствия интереса к предлагаемому остаются не охваченными. В этой категории: «невидимые старики» (те, кому требуется помощь), старшие-профи (продвинутый уровень в профессиональной сфере, которым они готовы делиться) и неопределившиеся старшие, которые хотели бы быть полезными и чем-то заниматься, но не знают – где и чем.

Опрос показал, что старшее поколение заинтересовано в участии в общественной жизни, социальных активностях, активной экономической деятельности. Наибольшую заинтересованность выявили в вопросах улучшения здоровья, участия в творческих инициативах, волонтерской деятельности.

Необходимо увидеть то, что уже работает и дает эффект, и разработать новые подходы и «продукты», которые будут доступны и НКО, и старшим. Важно апробировать технологии и методики для их широкого распространения, развивать экспертно-проектную поддержку НКО в регионах. Альянсом «Серебряный возраст» за годы деятельности успешно создана система обучения НКО, учреждений, инициативных групп, которая дала актуальные знания и технологии, используемые в работе. За 9 лет работы из небольших инициатив выросли устойчивые проекты, через которые члены Альянса продвигают важные смыслы и ценности, объединяют людей, инициативные группы и организации (акция «(не)видимые старики, «Одобрено старшим поколением», «Вместе 1000лет», «Нужные люди»).

У фонда «Хорошие истории», который на протяжении нескольких лет проводит конкурс проектов «Серебряный возраст» на территории России, есть статистика, демонстрирующая направления деятельности НКО, используемые форматы, целевую аудиторию в сфере работы со старшими за 3 года, которая помогает спланировать эффективное взаимодействие.

В целях повышения эффективности деятельности Альянсом наработана База знаний с записями материалов конференций, вебинаров, информационных дайджестов по важным тематикам: https://silveragemap.ru/baza-znaniy .

С наступлением старости возрастает потребность человека в посторонней помощи. Это обусловлено состоянием здоровья старшего поколения, снижением мобильности, одиночеством и иными факторами, которые требуют постороннего вмешательства.

С развитием гериатрической помощи в России возникла проблема — неготовность старшего поколения к ее получению по причине низкой информированности и страха перед новым. Одним из направлений деятельности для НКО может стать внедрение обучающих программ для тех, кто ухаживает за пожилыми родственниками.

Информация об оснащении технологиями и специальными техническими средствами, позволяющим пожилому человеку жить на дому самостоятельно, также может стать компетенцией специалистов НКО.

Востребованность в услугах по взаимодействию с пожилыми людьми и необходимость вырабатывать маршрут пациента в связи с его потребностями – важное направление, требующее тщательной работы. Как и создание адаптированной инфраструктуры для пожилых как безбарьерной среды в самом широком смысле этого слова. Это не только пандусы и поручни, это все направления деятельности для того, чтобы пожилой человек мог спокойно жить и передвигаться.

В России старшее поколение — стабильно растущий потребительский сегмент. Это крупная категория потребителей практически любых видов услуг. Важно, чтобы социальные предприниматели и НКО учитывали их потребности и создавали для них новые услуги.

Люди старшего поколения могут стать предпринимателями практически во всех сферах, преимущественно малого и среднего бизнеса. Передача предпринимательских и управленческих компетенций – важная задача, которую может взять на себя сектор НКО.

Государственные программы для пенсионеров хорошо работают в крупных городах, но не в отдаленных населенных пунктах. В этом случае распространение интернета, цифровых сервисов и способность ими пользоваться способны улучшать качество жизни пожилых.

Необходима реализация единой площадки по объединению усилий для обеспечения комфортной старости. Размещаемая информация будет полезна как НКО и инициативным группам, так и самим пожилым людям, их детям и родственникам, так и врачам, и социальным работникам, имеющим дело с пожилыми пациентами.

Хорошо обеспеченное и здоровое стареющее население – ценный ресурс, раскрытие потенциала которого откроет перед обществом новые возможности. Необходимо понять, каким образом люди старшего возраста могут вносить свой вклад в развитие.

Реализация этих задач и участие в них сектора НКО позволит создать необходимые условия для самостоятельной, независимой и полноценной жизни пожилых людей.

Материал создан в рамках проекта Альянс «Серебряный возраст»: НКО + старшие» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.