Большинство представителей МСП считает, что в России необходимы общие национальные и отраслевые стандарты в сфере устойчивого развития


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Однако у 95% МСП нет сертификатов ESG, и о том, что такое «зеленая» цепочка поставок, не знают тоже 95%

Согласно исследованию «Интеграция МСП в повестку устойчивого развития и ESG», проведенному Лигой зеленых брендов совместно с аналитическим партнером — компанией IFORS Research — и партнером Лиги, общественным объединением «Опора России» и его Комиссией по социальному предпринимательству в мае 2023 года, каждый второй бизнесмен России (МСП) считает, что в стране необходимы общие национальные стандарты и требования для всех отраслей (51%), а также национальные отраслевые стандарты и требования (50%) в сфере устойчивого развития. Запрос бизнесменов стабилен с 2022 года.

Однако у 95% тех, кто знает, что такое ESG, нет сертификатов в области ESG, а о существовании рейтингов в области устойчивого развития 61% бизнесменов слышит впервые. Еще 95% МСП не знают, что такое «зеленая» цепочка поставок.

Также важно отметить, что 87% МСП не имеют опыта подписания кодекса поставщиков. При этом 67% МСП так или иначе входят в цепочку поставок крупного и среднего бизнеса, 58% являются поставщиками крупного и среднего бизнеса уже более двух лет, а еще 16% стали поставщиками крупного бизнеса за последний год. Вместе с тем более половины, 53%, МСП отмечают, что готовы понести дополнительные финансовые траты на выполнение требований, относящихся к устойчивому развитию, от крупного клиента.

Исследование проходило по выборке 1000 представителей МСП России различных отраслей и стало продолжением аналогичного исследования прошлого года. По сравнению с данными 2022 года, исследование 2023 года также показало, что доля МСП, не знающих, что такое ESG, незначительно понизилась (68% в 2022 году и 59% в 2023 году). Однако определения, которые дают предприниматели терминам «ESG» и «устойчивое развитие», чаще всего однонаправленные, они охватывают только одно из направлений повестки. Полного определения, включающего в себя весь комплекс инициатив и направлений устойчивого развития, среди ответов МСП не было.

«Подобные исследования наглядно демонстрируют реальное проникновение повестки устойчивого развития в российский рынок. Оно, к сожалению, невысоко. Почему мы второй год исследуем эту проблематику совместно с партнерами? Потому что считаем важным для российских производителей, включая компании МСП, знать, что устойчивая, зеленая и климатическая повестка сегодня это не только требование международных инвесторов при принятии решений об инвестициях в компанию, это не только инструмент конкуренции на международных рынках неважно, западные они или восточные, это инструмент конкуренции и на российском рынке: при попадании в цепочки поставок крупных компаний это инструмент конкуренции на полках в магазинах свежие исследования убедительно показывают, что спрос российских потребителей продиктован не только экономией, но и заботой о своем здоровье и окружающей среде. Быть ответственным производителем сегодня означает уметь управлять рисками и уметь конкурировать», — прокомментировала Анастасия Попова, президент Лиги зеленых брендов, CEO проекта об устойчивом развитии +1.

«Исследование, которое мы с коллегами проводим уже во второй раз, играет очень важную роль в распространении повестки устойчивого развития на российском рынке. Практика показывает, что крупный бизнес намного больше включен в повестку ESG и применяет самые различные практики и инструменты строит экономику, основанную на эффективном управлении ресурсами, внедрении чистых технологий и создании ответственных цепочек поставок. МСП же, наоборот, недостаточно погружен в это понятие, что и демонстрируют результаты исследования. МСП это сердце экономики, только предприниматели, которые осознают важность экологии и социальной ответственности, создают прочные основы для процветания своих бизнесов и благополучия общества. Исследование в том числе показывает важность и нужность образовательных и просветительских программ, которые смогут повысить осведомленность МСП о повестке устойчивого развития, а также обучат тем практикам и инструментам, которые предприниматели смогут внедрить уже сейчас», — заявила Марина Додонова, ответственный секретарь Федеральной комиссии по социальному предпринимательству «Опоры России».

О Лиге зеленых брендов

Лига зеленых брендов — объединение компаний/брендов, внедряющих в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития. Лига — это одновременно методологический центр и коммуникационная площадка для бизнеса, на которой в рамках открытого диалога бизнес может найти оптимальные для повседневной практики пути трансформации деятельности в контексте устойчивого развития.

Лига зеленых брендов была создана в 2019 году по инициативе компании Unilever совместно с коммуникационной экосистемой, поддерживающей развитие отрасли УР в России, — Проектом +1. На этапе создания Лиги ДРТ разработала двухэтапную методологию оценки уровня устойчивого развития для крупного бизнеса. Данная методология учитывает ключевые международные показатели. Прохождение оценки уровня соответствия экологическим, управленческим и социальным критериям данной методологии позволяет компании или бренду стать членом Лиги зеленых брендов. На данном этапе методология передана Роскачеству и легла в основу разработки Национального стандарта и Зеленого сертификата.

В 2021 году ДРТ разработала для Лиги зеленых брендов методологию оценки уровня устойчивого развития для малого и среднего бизнеса (МСБ) в цепочке поставок.

В 2022 году Лига зеленых брендов разработала методологию оценки климатической ответственности совместно с «КарбонЛаб» и ДРТ. В дальнейшем эту методологию планируется положить в основу Национального углеродного стандарта.

Сегодня Лига зеленых брендов включает 43 бренда/компании в статусе членов и порядка 15 компаний/брендов в статусе ассоциированных членов.

www.greenbrands.ru

 

Об IFORS Research

IFORS Research исследовательско-консалтинговая компания. Она занимается изучением взаимодействия бренда компании с потребительскими и непотребительскими целевыми аудиториями общественностью, сотрудниками, представителями МСП, государственными органами, СМИ, инвесторами, партнерами. К нам обращаются владельцы и руководители компаний, руководители по связям с общественностью, руководители по персоналу и внутренним коммуникациям, руководители по маркетингу, руководители консалтинговых и коммуникационных компаний.

www.ifors.ru

 

Об «Опоре России»

«Опора России» общественное объединение малых и средних предпринимателей России. Это площадка для эффективного профессионального диалога владельцев и руководителей предприятий и представителей федеральных органов исполнительной власти, региональной власти и муниципалитетов, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также представителей экспертного сообщества.

 Организация создана 18 сентября 2002 года. Основная цель деятельности «Опоры России» содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в РФ, обеспечивающих эффективное развитие экономики. Президентом организации с 2014 г. по настоящее время является Калинин Александр Сергеевич.

 «Опора России» объединяет более 400 000 предпринимателей, 100+ отраслевых союзов, ассоциаций, гильдий, иных членов в составе Ассоциации «НП “Опора”» (структура в составе «Опоры России») проводит 1000+ федеральных и региональных мероприятий в год. Подробная информация о деятельности «Опоры России» доступна на официальном сайте  www.opora.ru