«Голос НКО: связи с общественностью». Глава 9 — как подготовиться к интервью
«Филантроп» продолжает публиковать сборник «Голос НКО: связи с общественностью». В девятой главе — о том, как правильно подготовиться к разным типам интервью на радио или телевидении: что вспомнить, как говорить, даже как одеться.
Все опубликованные главы сборника →
Глава 9. Как подготовиться к интервью для радио и телевидения
Помимо ваших профессиональных знаний, журналистов привлекает умение излагать эти знания четко, логично, образно, интересно. И если печатное интервью можно улучшить качественными редакторскими правками, то в теле- и радиоинтервью такой возможности нет. Что сказано, то сказано.
Помните, что интервью берутся для разных типов передач. Основных три.
- Большое интервью с вами, которое раскрывает вас не только как эксперта по определенной проблеме, но и как интересную, многогранную личность. Классический пример — вечерние беседы с Владимиром Познером на Первом канале. Как правило, они записываются в телевизионной или радиостудии, куда вас специально приглашают. Или идут в прямом эфире с возможными вопросами не только от журналистов, но и от слушателей. Если это такое интервью, просите заранее определить круг тем, на которые с вами собираются беседовать. Идеально, если журналист заранее сформулирует вопросы. Но будьте готовы к тому, что в процессе беседы он задаст вам дополнительные или уточняющие вопросы.
- Для большой передачи, где представлены мнения и точки зрения разных экспертов. Это могут быть круглые столы или ток-шоу, а могут быть передачи повествовательного характера, где эксперты по очереди комментируют ту или иную проблему либо ситуацию.
- Интервью, которые журналисты берут для новостных сюжетов. Это очень короткие (как правило, длиной до 1 минуты) комментарии о том событии, которое происходит здесь и сейчас.
Все типы интервью предполагают точные формулировки ваших мыслей, яркие, понятные, запоминающиеся фразы.
Освежите в памяти важные цифры и факты. Точно отвечайте на поставленный вопрос. Говорите понятно, образно, не очень длинными фразами. Не начинайте ответ издалека, если это не какая-то очень точная и короткая предыстория, которая необходима, чтобы полнее и понятнее ответить на поставленный вопрос.
Но уж точно ответ на вопрос: «Что важного и полезного было на этой конференции»? не нужно начинать с фразы: «Наша организация была создана в 2001 году, мы занимаемся проблемой спасения редких видов животных».
Если это не прямой эфир, а запись, и вы в ответе допустили какую-то неточность или неудачно сформулировали свою мысль, — остановитесь, извинитесь и начните фразу с начала. Журналист будет вам за это только благодарен.
Не тараторьте. Ставьте интонационные точки в конце фразы.
Не скачите с мысли на мысль.
Не бойтесь делать большие паузы между фразами.
Следите за речью. Интервью всегда смотрятся и слушаются лучше, если не засоряются «эканьем» и словами-паразитами. Этим вы также существенно облегчите журналисту монтаж, если интервью с вами — записное.
Если это телевизионное интервью, то прежде всего постарайтесь не замечать камеру. Разговаривайте с журналистом. Камера — это всего лишь техническое средство записи беседы.
Не жестикулируйте и не мотайте головой, но и не стойте (не сидите), как «оловянный солдатик».
Поза должна быть удобной, естественной.
Смотрите только на корреспондента (ведущего) и разговаривайте именно с ним. Не переводите взгляд на других людей или посторонние предметы. Иначе в кадре у вас будут «бегающие глаза».
Если интервью проходит в телевизионной студии, то ни в коем случае не надевайте зеленую и синюю одежду. Это цвета фона в большинстве современных профессиональных студий, вы сольетесь с ним.
Пестрая и слишком яркая одежда (мелкая клетка, полоска, горох и т. д.) также нежелательна. У зрителя от вас будет «рябить» в глазах. Это раздражает и отвлекает от восприятия того, что вы хотите донести до аудитории.
Об авторах сборника «Голос НКО: связи с общественностью»
Надежда Брейман – выпускница Московского Государственного Университета имени Ломоносова. Более 25 лет опыта работы в радиожурналистике. С 1995 года – редактор «Немецкой волны» (Кёльн, Германия). В 2000 году работала экспертом по социальной политике Фонда «Институт экономики города». В 2007-2015гг. – сотрудник Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Редактор и ведущая цикла радиопрограмм «Азбука благотворительности» – совместного проекта с Форумом Доноров (проект удостоен Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник»). Внештатный преподаватель кафедры редакционно-издательского дела факультета журналистики МГУ. Социальный предприниматель. Соавтор кондитерского проекта «Сладкая Эн». Со-организатор фестиваля «Сладости и радости» в пользу благотворительного фонда «Старость в радость».
Инна Волкова с начала 1990-х освещала социально-бытовые темы, вопросы образования и культуры в газете «Алтайская правда» (Барнаул). Магистр журналистики (выпускная работа «Гуманитарная парадигма отечественной журналистики»). В конце 1990-х преподавала журналистику в Алтайском госуниверситете и лицее при вузе. В то же время начала работать в некоммерческой сфере – реализовала проекты по сбору частных пожертвований, формированию взаимодействия СМИ и НКО.
В Москве разрабатывала политические информационные проекты, программы социальной ответственности бизнеса и антикризисных информкампаний. В 2006 году получила степень МВА «Политические и бизнес-коммуникации» (НИУ ВШЭ, выпускная работа «Корпоративная культура клиентоориентированной организации»).
Является основателем и руководителем проекта РИА Новости «Жизнь без преград». В агентстве занимается контентным планированием и информационной поддержкой социально-благотворительных проектов. Входила в состав жюри Международного фестиваля социальной рекламы «Лайм», конкурса журналистских работ об онкологии «ЗдравоПисание», Всероссийского конкурса «Беззвучный диалог» (фонд «Со-единение») и др. Участвует в публичных мероприятиях в качестве эксперта в сфере благотворительности и взаимодействия СМИ и НКО.
+ There are no comments
Add yours