Рассылки, CRM, гранты: на что менять привычные онлайн-сервисы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Как НКО перестраивать работу в эпоху масштабных санкций? Чем заменить привычные сервисы покинувших Россию компаний? Какими платёжными системами теперь можно пользоваться? На эти и другие вопросы отвечает Сергей Исаков, IT-аналитик, руководитель проекта «Мост данных», администратор базы данных фонда помощи хосписам «Вера».

Unsplash

Базы данных и CRM

В части баз данных и CRM организации использовали отечественный софт, поэтому нас эти изменения не коснулись. Я не знаю ни одного фонда, у которого была бы база на SAP, Oracle, Microsoft.

В принципе, базы делятся на классы. К примеру, бухгалтерские базы на 99% разработаны российским 1С, потому что только они форматируют данные под постоянно меняющиеся требования российского бухучёта.

Есть CRM базы: Bitrix24, 1C опять же, DRM, AmoCRM, самописные. Теперь о нюансах. В РФ запрещено хранить данные на зарубежных серверах. По этой причине организации пользуются отечественными продуктами. Второе: все базы имеют ту или иную региональную специфику, есть недорогие международные CRM, например ZOHO. Однако международные CRM не интегрируются с локальными сервисами «ВКонтакте» и аналитикой «Яндекса», которые в РФ доминируют, не говоря уже о сервисах СМС-рассылок, телефонии.

Как обеспечить техническую и цифровую безопасность: советы IT-экспертов

Платёжные системы

Уход ApplePay, GooglePay, Visa, Mastercard болезненно сказался на работе НКО. Весной, после отключения Visa, Mastercard, Applepay, Googlepay, выключились и связанные с ними подписки на рекуррентные списания. Кроме того, многие доноры с конца февраля начали отказываться от рекуррентных подписок из-за финансовых трудностей.

Некоторые организации потеряли до 30% рекуррентных подписок. Но ApplePay, GooglePay уже активно заменяются сервисами YandexPay и SberPay, а «МИР» заменяет Visa и Mastercard. Ещё об одной системе, которая перестала работать в России: Paypal у многих НКО составлял 5–10% сборов (сообщество русскоязычных людей Америки, Канады, Израиля, Германии).

Но часть регулярных жертвователей возвращается. Некоторые фонды уже вернули и перевыполнили объём подписок за счёт активных компаний.

Начали с марта переоформлять карточки на «МИР», вышла система YandexPay, которая была интегрирована в Cloudpayments в марте – апреле. НКО вели активные фандрайзинговые кампании по привлечению новых рекуррентов. В итоге люди стали подписываться с карт Master и VISA напрямую, без сервисов-посредников (Applepay, Googlepay), также появились подписки с системы «МИР». Можно сказать, что объём подписок растёт.

Привычка помогать: 20 июля НКО отмечают день рекуррента

Сервисы рассылок

Довольно болезненным было сокращение международных сервисов рассылок, особенно Sendpulse. От Mailchimp был массовый отказ в 2018–2019 годах, когда он ужесточил ценовую политику. В начале 2021 года Mailchimp был у очень небольшого числа фондов.

Уход этой компании оказался чувствительным, потому что примерно половина НКО пользовались этим сервисом. 

Моё мнение: есть Unisender — прекрасный сервис мирового уровня. Дело в том, что Unisender обладает всем стандартным набором функций мейлера, который у Sendpulse, Mailchimp одинаков: рассылки, вёрстка писем в визуальном редакторе, транзакционные рассылки, АБ-тесты, аналитика по рассылкам, обход спам-защит. По цене Unisender и Sendpulse были на одном уровне, однако Sendpulse был технологичнее (например, интеграция с «Битрикс-24» у Unisender неудобная и платная, у Sendpulse — удобная и бесплатная). Mailchimp и западные мейлеры существенно (в 2–3 раза) дороже.

Другие программы, скажем так, догоняют. Базовый пакет услуг у них примерно одинаков. Однако организации могут перейти на российские аналоги: Sendsay, Unisender, Dasha.

Microsoft и параллельный импорт

Уход Microsoft пока не сказался на работе организаций, поскольку сроки лицензий ещё действуют. Например, в личных кабинетах многих хостеров мы можем развернуть сервер на Windows. Уход Microsoft, скорее, скажется на работе государственных структур. Для многих остальных организаций решение о параллельном импорте развязывает руки в части использования серых схем. Понятно, что ни о какой техподдержке и речи не идёт.

Но! Использование лицензионных продуктов Microsoft, таких как Microsoft Teams, в РФ нелегально. Даже если вы купите через третьи страны лицензионный ключ, это считается пиратством.  Другой вопрос — будут ли ловить и наказывать за нелицензионный софт? Пока никаких официальных решений на этот счёт нет.

Грантовая поддержка

Грантовая поддержка Microsoft

Microsoft свернул грантовую программу. С её помощью фонды могли получить много полезного офисного софта. В основном все брали Windows, но были возможности получить почтовые серверы MSEXCHANGE, СУБД MSSQL, ERP AXAPTA.

Можно найти бесплатные аналоги, хотя продукты от Microsoft пользовались большой популярностью. К примеру, MSEXCHANGE был очень популярен как сервер корпоративной почты: удобен, практичен, легко найти специалистов по обслуживанию.

Грантовая поддержка Google

Google тоже приостановил грантовую программу. Компания предоставляла много полезных продуктов — G-suite (корпоративные порталы, почтовые ящики, календари) и гранты на рекламу. Чем можно заменить G-suite?

Есть варианты. Например, «Яндекс 360» — прекрасный сервис, у которого есть корпоративная почта, файловое хранилище, календари, организация работы, то есть весь ключевой набор функций, как в G-suite. Кроме того, у компании «Яндекс» также есть гранты для благотворительных фондов, можно получить доступ к «Яндекс 360» и облачному сервису Yandex Cloud.

Сложность только в том, что «переезд» требует больших трудозатрат: это перенос всех почт сотрудников, календарей.

Что такое гранты на рекламу? Google выделял фондам бюджет (грантовый, то есть бесплатно перечислял на счёт организации несколько тысяч долларов) на прокрутку социальной рекламы на платформе YouTube вместо коммерческой рекламы. Гранты на рекламу можно получить в компании «ВКонтакте». Подробнее о них можно узнать в группе «Благотворительность «ВКонтакте»». 

Другие грантовые возможности

Другие российские компании тоже дают гранты на серверные мощности. Есть совместный проект «МойОфис» и «Добро Mail.ru». «МойОфис» — это российских аналог Word, Excel и PowerPoint. НКО могут получить доступ к этим продуктам бесплатно. Если вы зарегистрированы на сервисе «Добро Mail.ru», доступ к продуктам предоставляется сразу. Если не зарегистрированы, нужно оставить заявку, которая будет рассмотрена в течение трёх дней.

Собственно, скачать «МойОфис» для НКО можно вот по ссылке.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий