«Выражение мнений граждан по любым вопросам». Что прокуратура считает политикой


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

4 сентября на встрече с Владимиром Путиным члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) планируют поднять вопрос о создании «рабочей группы, которая займется изменением закона об НКО». Докладывать по этому вопросу будет Елена Тополева-Солдунова, пишет 23 августа «Коммерсант».

А накануне на заседании СПЧ выступил представитель Гепрокуратуры Алексей Жафяров. Он рассказал о результатах массовых проверок НКО, которые проводились весной 2013 года. Три НКО признали экстремистскими; проверяющие нашли более 500 нарушений законодательства со стороны НКО; в России финансируются из-за рубежа более 2 тыс. 200 НКО (за пять месяцев 2013 года они, по данным Генпрокуратуры, получили 18 млрд рублей). При этом «иностранными агентами» (это те, что получают иностранные деньги и занимаются политической деятельностью) прокуратура признала 22 организации.

Общественников больше всего смущает расплывчатость формулировки «политическая деятельность». Сделать ее более ясной Алексею Жафярову не удалось. По его словам, после «консультаций в Центризбиркоме, научно-исследовательских институтах» прокуратура к «формам участия в политической деятельности», в частности, отнесла участие в выборах и референдумах, формирование общественного мнения, политическое образование граждан. Также прокуратура считает политической деятельностью «выражение мнений граждан по любым вопросам и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и госвласти», организацию, финансирование, участие в мероприятиях с целью выражения и формирования мнений; выдвижение требований по вопросам внешней и внутренней политики.

Мнения экспертов

Валентин Гефтер, директор Института прав человека:

«Тщательная проработка определений видов деятельности для НКО – тупиковый путь. Дело не в источнике финансирования или направлении работы, а в том, какие действия можно признавать неконституционными. В этом случае прокуратура и Минюст смогут предъявлять претензии НКО. Сюда можно отнести финансирование политических кампаний. Притом, такие дела надо рассматривать в досудебном порядке. Если же это невозможно, то уже на суде, но публично и открыто. У нас есть избирательное законодательство, закон о противодействии экстремизму. Зачем нужно придумывать поправки в закон «О некоммерческих организациях» — не понимаю».

Григорий Мельконьянц, замдиректора общественной организации «Голос»:

«На самом деле, здесь есть два пути: первый — отменить закон (об иностранных агентах. — Ред.), второй – четко сформулировать понятие «политическая деятельность», как ведение борьбы за власть. Сюда не входит наблюдение за выборами, поскольку это гражданский поступок, а не политический. Также нельзя называть политической правозащитную деятельность, социологию. Меня беспокоит другая норма закона «об иностранных агентах» — факт получения денежных средств и иного имущества. Опыт показывает, что деньги может перевести любой человек (в том числе иностранный гражданин) и сам факт перевода считается иностранным финансированием. Это благодатная почва для провокаций. Любой человек, имеющий иностранный паспорт, может отправить 100 рублей, а организацию, в конечном счете, признают «иностранным агентом». Сам платеж не может быть доказательством, НКО должна его принять и поставить эти деньги на баланс. Надо внимательно смотреть приняла ли организация платеж или вернула деньги отправителю. Необходимо уточнить данную норму».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий