Эксперты о корпоративном волонтерстве. Опыт Фонда «Старость в радость»


Алла Романовская, директор по развитию Благотворительного фонда «Старость в радость», рассказывает о том, как НКО может выстроить отношения с корпоративными волонтерами — постоянные, взаимовыгодные и главное — полезные для непосредственных благополучателей.

Алла Романовская. Фото Юлии Маковейчук с сайта pravyakutia.ru

Алла Романовская. Фото Юлии Маковейчук с сайта pravyakutia.ru

Корпоративное волонтерство — это…

В моем понимании корпоративное волонтерство – это регулярное взаимодействие сотрудников компании с благотворительной организацией. Отличительной особенностью является то, что корпоративное волонтерство организовано компанией. Для благотворительной организации эта помощь может быть совершенно разноплановой. Все зависит от специфики фонда.

Опыт фонда «Старость в радость» основывается на внешних предложениях от компаний. Помощь домам престарелых – не самое простое направление, но люди хотят помогать пожилым, и обращаются к нам за советом, как сделать это эффективнее, совместив несколько целей: быть полезными, объединить сотрудников, повысить командный дух и, при этом, чтобы помощь была понятной, доступной неподготовленному человеку.

Мы стараемся учитывать все аспекты, поэтому если к нам обращается компания, то у фонда есть готовый набор предложений, своего рода пакеты.

Пакеты для корпоративного волонтерства

Первый — это поездка в дом престарелых. Просто: с концертом или на субботник (осень весна – самые популярные времена года). Мы договариваемся с домом престарелых. Они формируют какой-то перечень работ. Сотрудники приезжают: кто-то деревья сажает, кто-то забор красит, кто-то с бабушками общается, на улицу их выводит, поет с ними песни.

Тут тоже очень важно понимать, что не все сотрудники захотят общаться со стариками. Каждому нужно предоставить возможность сделать доброе дело, не заходя к бабушкам, а, например, просто забор покрасить и облагородить территорию.

Второй: сбор натуральной помощью. Мы предлагаем сотрудникам собрать у себя в компании подгузники, средства по уходу, сладости, чистящее-моющие средства. Мы заранее даем список нужд. Сотрудники компании привозят нам собранное, а мы отдаем это в интернат. Случается, что представители компании едут вручить собранное лично. Мы этому еще больше рады, ведь люди воочию увидят тех, кому помогают.

Один из самых доступных и распространенных способов поучаствовать в помощи пожилым целой компанией – это подписать открытки к праздникам. Сотрудники компаний пишут именные поздравления для бабушек и дедушек. Поздравляют и с праздниками, и с днем рождения. Мы предоставляем списки (ФИО и год рождения), даем рекомендации: о чем лучше писать, что пожелать. Компания может купить открытки, но интереснее сделать самим.

Четвертый: мы предлагаем брать шефство над каким-нибудь конкретным домом престарелых. Не просто разок съездить, а поддерживать на регулярной основе. Мы по сути презентуем некоторые дома, чтобы компания могла соизмерять возможности с объемом нужд, ведь интернаты есть гигантские и, при этом, совсем домашние. Затем представители компании съездят, познакомятся с бабушками и персоналом, узнают нужды и сами начнут его поддерживать: регулярно ездить, навещать стариков, привозить всякие нужности, сладости. В некоторых случаях к сотрудникам подключается и сама организация, тогда возможна более крупная помощь, например, ремонтные работы. При регулярной поддержке кто-то из сотрудников ездит лично, а кто-то жертвует деньги или вещи.

Плюсы такого предложения в том, что компания и сами сотрудники привыкают к дому престарелых, инициируют дополнительную помощь.

Еще один очень доступный вариант – принять участие в новогодней акции по сбору подарков. Тут компаниям даже не нужно ничего изобретать, они просто подключаются к процессу: знакомятся со списком того, что нужно, предлагают сотрудникам это пожертвовать, собирают, упаковывают и привозят нам на склад. Мы все это дополняем, сортируем и развозим по домам престарелых. Сложности порой возникают с тем, что люди хотят делать именные подарки и выполнять желание конкретных бабушек и дедушек. Тогда мы объясняем, что с пожилыми, как в пионерском лагере, все должно быть одинаковым, иначе возникнут обиды и ссоры на тему, кому чего не дали. Лучше сделать всем красивые качественные и одинаковые подарки.

Сотрудники посещают бабушек

Организовать посещение сотрудниками компании дома престарелых – это совсем непростой процесс. Вроде все понятно: есть дом, есть пятнадцать человек, которые хотят в него поехать, есть список задач. Но! Каждый раз это отдельная история со своей географией.

Во-первых, есть ограничения по количеству. Если ехать в маленький интернат, то командой не больше десяти человек; если в большой, то не больше 25 – иначе всех работой не обеспечить. Люди будут слоняться без дела и переживать о собственной неэффективности. Во-вторых, непросто выбрать дом престарелых и согласовать его с компанией, потому что порой люди далеко ехать не хотят, а близко у нас подопечных учреждений почти нет.

В-третьих надо договориться с администрацией интерната. Сообщить о приезде определенного количества человек, узнать, что им нужно сделать. Обычно начинается: «Ничего нам делать не нужно» или абстрактное «нам нужно территорию убрать». Уточняем, затем спрашиваем, что привезти с собой? Нам отвечают также абстрактно, например: «Лопаты привезите». Снова уточняем детали. И вот вроде все уже согласовали, звонишь за пару дней напомнить, а тебе говорят, что территория уже убрана, но можно покрасить забор. А у нас уже люди с лопатами…

Тут важно прежде всего, чтобы с домом-интернатом были хорошие отношения, чтобы относились с пониманием. Ведь корпоративные волонтеры – это новички, не бывавшие в таких местах раньше, но очень желающие быть полезными. Важно эти стремления в них не загасить.

Есть компании, которые сами все сделают. Мы им просто даем контакты дома престарелых, и дальше они действуют сами: созваниваются, узнают что нужно, покупают, приезжают, затем отчитываются. А есть такие, которых надо сопровождать, все на месте организовывать, мониторить ситуацию. Мы же чувствуем ответственность за отношения с интернатом. И за отношения с компанией, конечно. Если они приезжают не в первый раз, а им дают по пятому разу перекрасить забор, то они тоже чувствуют какую-то ненужность.

Все-таки важно, чтобы в этом был смысл, чтобы это не было потехой.

Что конкретно делают волонтеры?

Приезжают люди в незнакомое место, там живут незнакомые бабушки. И мы обязательно проводим инструктаж: рассказываем об интернате, о деятельности фонда, о возможностях применить себя во время данной поездки. Например, часть группы берет кисточки и идет красить забор или деревья пилить. Другая часть, которая хочет общаться с бабушками, отправляется в экскурсию по палатам. Наконец, третьи получают задание погулять с теми из лежачих, кто не прочь выехать на коляске на свежий воздух. Таким образом, дело находится для всех приехавших.

Можно, конечно, посадить их рисовать, окна мыть или делать что-то еще, но мы выбираем самое простое, доступное для всех сразу.

Во время поездки и на этапе подготовки необходимо учитывать и психологические моменты.

Приехавшие сотрудники-волонтеры вполне мотивированы, но часто чувствуют себя растерянными в незнакомой обстановке. Многие никогда не были в домах престарелых и не представляют, что это. Здесь нужен посредник — сотрудник компании, который все продумал. Это, к примеру, представитель фонда, способный ответить на вопросы, разъяснить сложные моменты. Направить.

Глядя с психологической точки зрения, угадать, что будет в результате, довольно сложно. Кто-то приезжает и говорит: «Здесь лучше, чем я думал», а кто-то наоборот начинает рыдать, уходит сидеть в беседке или копать. Мы обязательно предупреждаем, что, какие бы у вас ни были эмоции – не стесняйтесь их. Не можете быть внутри дома, сходите прогуляйтесь – ничего страшного в этом нет.

В чем интерес Фонда?

Для нас важны партнерские отношения с компаниями. Если они нас знают, доверяют нам, и мы их знаем, то в случае, если у компании проснется более серьезная программа внутренней благотворительности, мы вместе сможем сделать для стариков гораздо больше.

Но, пожалуй, главное то, что, так или иначе, люди лишний раз едут к старикам. И у нас есть надежда, что кто-то из этих людей захочет ездить в дальнейшем.

Пока компании, с которыми мы сотрудничаем, ездят регулярно, но не часто. Раз-два в год.

Для нашего фонда это пока своего рода благотворительность в отношении бизнес-компаний. Они не платят нам за организацию таких корпоративных волонтерских поездок, и у нас пока не было другого опыта. Но, конечно, наша естественная реакция на желания людей поехать к бабушкам – «УРА!»

Сейчас мы задумываемся над тем, чтобы и фонду как организатору такого корпоративного мероприятия была оказана финансовая поддержка. Мы подготовили для компаний такой пакет предложений, где просим внести пожертвование в фонд.

Если рассказывать о примерах успешного сотрудничества, то вот, например, к нам недавно обратились компания. Мы предложили им ездить в маленький дом престарелых под Тверью. Они съездили, им понравилось. Они увидели, как там убого и подумали: «А почему бы не помочь?» И компания выделила большую сумму на ремонт всего помещения.

В идеале, конечно, хочется, чтобы компании брали под шефство домики. Мы помогали бы в процессе знакомства, а дальше они уже сами бы навещали, узнавали нужды, собирали и привозили. Если маленький домик, то можно на несколько месяцев вперед подгузников насобирать и привезти. Вообще, есть очень разные и интересные способы помогать.

Корпоративное волонтерство – это обоюдовыгодное явление, которое становится все более и более популярным. Как для компаний, так и для фондов. И компании могут сказать: «Мы сотрудничаем с фондом», и мы можем сказать: «Да, нас поддерживает компания». Это повышает и наш авторитет.

Мы, конечно, надеемся, что фонд «Старость в радость» выйдет на новые уровни сотрудничества с организациями в плане корпоративного волонтерства, потому что это огромное поле для деятельности, вовлечения людей и ресурсов в прекрасное дело помощи другим людям. В нашем случае, одиноким бабушкам и дедушкам в домах престарелых, о которых узнают десятки, а то и сотни сотрудников компаний и прикладывают усилия, чтобы сделать их мир чуточку лучше.

Справка

Этот материал подготовлен в рамках проекта Школы социального волонтерства и Добровольческого движение «Даниловцы». Каждая статья серии – это мнение эксперта, представляющего бизнес или благотворительное сообщество. «Для нас важно, чтобы корпоративное волонтерство перестало быть диковинкой и чудачеством, а стало одной из публичных и обсуждаемых тем, а со временем и традиционной составляющей работы бизнес компаний и корпораций», — говорят авторы проекта.

Добровольческое движение «Даниловцы» – это общественная организация, которая с 2008 года непрерывно организует долгосрочную и регулярную работу волонтерских групп в больницах и сиротских учреждениях, работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, бездомными, заключенными. «Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

Стать волонтером и помочь волонтёрскому движению может каждый, имеющий хотя бы искорку желания делать добро.

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply