Государственно-некоммерческое партнерство: допустят ли НКО к госзаказу


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Российское правительство утвердило программу финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) до 2020 года. Для организаций, 90% дохода получающих от предоставления социальных услуг, устанавливается нулевая ставка на прибыль. Льготы по налогу получат и жертвователи (юрлица). Организации получат доступ к государственным и муниципальным закупкам.

Фото с сайта www.lumen2b.ru

Фото с сайта www.lumen2b.ru

Программа будет выполняться в два этапа. В 2016-2017 годы «предусмотрено существенное увеличение объемов социальных услуг, оказываемых СО НКО, которым будут предоставляться субсидии на конкурсной основе». В законодательство предполагается внести изменения, устанавливающие для НКО квоты в закупке работ и услуг.

В 2018-2020 годах отдельным законом должен быть «запущен механизм государственного (муниципального) заказа на оказание услуг в социальной сфере». Для СО НКО, получающих не менее 90% дохода «от предоставления социальных, медицинских и образовательных услуг», возможно введение нулевой ставки налога на прибыль. Такие НКО будут включены в реестр поставщиков социальных услуг. Льготы по налогу на прибыль предполагается установить и для юридических лиц, которые жертвуют организации. Реализация программы должна увеличить доступность и качество социальных услуг, конкуренцию в этой сфере и расширить возможности населения в выборе поставщиков услуг.

О вхождении некоммерческих организаций в государственный соцзаказ говорят уже не первый год. Корреспондент «Филантропа» попросил экспертов дать оценку новым инициативам правительства.

Елена Альшанская, глава благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Елена Альшанская. Фото с сайта www.otkazniki.ru

Елена Альшанская. Фото с сайта www.otkazniki.ru

«Предлагаемых государством мер по поддержке НКО недостаточно. Ключевая мера, которая могла бы изменить ситуацию, изменение принципов бюджетирования. При сохранение того же объема бюджетирования государство предлагает часть денег отдавать некоммерческим организациям. Понятно, что руководитель ведомства, государственной структуры будет заинтересован в том, чтобы деньги оставались в организации, а не уходили на сторону. Если бы сумма бюджетирования увеличилась, то это был бы другой разговор. Но этого не происходит. Таким образом, скорее всего государственные деньги будут получать НКО, созданные самими же госучреждениями. Мы знаем регионы, где уже несколько лет работают автономные некоммерческие организации (АНО), созданные ведомствами и эти АНО получают бюджетные деньги. Те же самые люди, та же самая команда и проекты.

Второй момент: когда регионы начинают формировать законодательство о доступе в реестр организаций, выполняющих соцзаказ. Формируют его достаточно жестко. Не допускают практически никого. Мы видим мизерное количество НКО, которым удалось войти в число поставщиком социальных услуг государства.

Третий момент: расчеты, которые региональные власти делают сами для того, чтобы расплатиться с НКО. Существует определенный тариф. Например, тариф устанавливает часовую консультацию у психолога в Москве в размере 170 рублей. Соответственно при таких расценках работать на рынке соцуслуг абсолютно неинтересно. Тарифы не соответствуют реалиям рынка. Плюс имеет место стандарт социальных услуг. Таким образом, исключается всякое разнообразие социальных услуг, инновационность. В большинстве случаев эти стандарты подходят только под госучреждения.

Привлечение НКО в сферу социальных услуг повысит их качество заметно. Как это происходит? Есть некая государственная служба. Нужно содержать штат сотрудников, арендовать помещения. При этом работа службы может быть неэффективной.  У НКО есть мобильность и гибкость. Они могут привлечь дополнительных специалистов под проект. В случае если, организация не выполняет своих обязательств, то государственный заказчик сможет расторгнуть с ней договор. С госучреждением вы не сможете так поступить».

Александра Марова, директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства

Александра Марова

Александра Марова

«Социальный заказ уже много лет успешно работает в некоторых регионах. Например, в Новосибирской области. Вся целевая программа расписана под услуги местных НКО: профилактикой отказов от новорожденных занимается одна организация, постинтертаное сопровождение – другая и так далее. Это все государственные деньги. Правда, в те времена не было реестра, услуги по-другому тарифицировались. Сейчас организациям будет сложнее с учетом нового законодательства, потому что под социальными услугами подразумевается не общая комплексная деятельность, а разбивка на социально-бытовое, социально-педагогическое и прочее. Тарифы на оказание услуг — отдельная история».

Владимир Хромов, директор Союза волонтерских организаций и движений

Владимир Хромов

Владимир Хромов

«Пару раз я был на семинарах, которые проводят некоторые НКО по заказу органов государственной власти. Это оказались какие-то непонятные организации, деятельность которых никому не известна, и которые обычно весьма слабо владеют темами, по которым пытаются учить коллег. Не знаю, был ли это прямой социальный заказ? Сомневаюсь. Практика передачи части социального заказа некоммерческим организациям сегодня не имеет широкого распространения. Очевидно, что не всем министерствам и ведомствам нравится идея «отдавать» деньги на сторону. Более того, я слышал о нескольких случаях, когда для получения социальных заказов создаются близкие к отдельным чиновникам НКО, которые получают подряды (например в области образовательных программ, программ профессиональной подготовки и переобучения персонала государственных учреждений). Это подмена идеи вовлечения третьего сектора в государственный и муниципальный заказ.

Если говорить о государственном социальном заказе в области оказания социальных услуг людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, то тут есть необходимость изменения правовой и нормативной базы, в частности ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и ряда подзаконных актов. В этом законе описаны Стандарты социальных услуг — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг.  А также определены требования к поставщикам социальных услуг, которые обязательны к выполнению ими для получения социального заказа. Реальность такова, что в настоящее время лишь незначительное число НКО соответствует требованиям данного закона — по своим ресурсным возможностям, обеспеченности помещениями, наличию необходимого обученного персонала и прочим параметрам. Что существенно сужает возможности некоммерческого сектора по реализации государственного социального заказа. Возможно, решением может стать упрощение требований к НКО по тем направлениям деятельности, по которым это оправданно. Здесь есть большое поле совместной экспертной работы НКО, Общественных палат, представителей органов власти.

В целом для эффективной реализации некоммерческим сектором части социального заказа необходимо усиление поддержки некоммерческого сектора со стороны государства, и не только ресурсной. Сама идея вовлечения третьего сектора в соцзаказ очень здравая, поскольку в ряде случаев НКО могут работать эффективнее, чем учреждения госсектора. Но крайне необходим партнерский подход между федеральными региональными властями и некоммерческими организациями, совместная работа над развитием нормативно-правовой базы, расширение практики общественного контроля со стороны представителей нко за реализацией программы государственного социального заказа».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий