«Люди просто не знают, как сделать первый шаг»: правила благотворительности Константина Хабенского


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Актер, режиссер и основатель благотворительного фонда для детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга Константин Хабенский в апреле выступил на SYNERGY INSIGHT FORUM 2018. Он рассказал проекте детских творческих студий, благодаря которым к работе вернулись пожилые актеры и люди творческих профессий, о детском благотворительном спектакле, о работе фонда и важности «шумной» благотворительности. «Филантроп» публикует тезисы выступления Константина Хабенского «Эволюция методом деления».

Константин Хабенский. Фото предоставлено пресс-службой

Умение делиться

«Что такое эволюция, вы все прекрасно знаете, — процесс развития. Медленный, неторопливый. Человечество выживает благодаря тому, что постоянно меняется, меняет мир вокруг.  Почему выбрана эта тема — «Эволюция методом деления»? Потому что развиваться, двигаться вперед может только тот человек, который умеет делиться с другими. Это важное отличие человека от всех остальных существ, которые населяют нашу планету.

С самого детства нам родители говорят: не жадничай, поделись — конфеткой, яблоком, печенькой, игрушкой. Я не видел ни одного ребенка, который сразу же, с удовольствием бы это делал. Но, наверное, умение делиться —  это и есть базовая штука для дальнейшего развития человека.

Для ассоциации: птенцы в гнезде. Вот взрослые птицы приносят им в клювике червячка и птенцы сразу съедают, не думают поделиться с братиком, с сестренкой.  Наверное, в этом и есть основное отличие. Делиться с ближним человеком — это и есть начало, старт развития человека.

Творчество — уникальный способ эмоциональной помощи другим

Я считаю, что творчество очень важная форма взаимообогащения. Мы делимся со сцены своей энергией со зрителем, который приходит в театр. Есть такое мнение, что театр — это храм. Почему? Потому что театр — это территория на которой люди могут выражать те эмоции, которые у них накапливаются в жизни. Это вот такое место, где они не боятся проявления своих эмоций. И тут, конечно же, без людей, которые выходят на сцену, ничего произойти не может. Чем честнее, чем стропроцентнее мы со сцены передаем свою энергию, пронизанную содержанием, эмоцией, парадоксом, тем быстрее происходит процесс эмоционального открытия зрителя. Эта эмоция потом обратно возвращается на сцену. И даже если ты сыграл сумасшедший спектакль с двухчасовым «забегом», максимально выложился и физически, и духовно, все это возвращается тебе обратно.

То есть чем больше ты отдашь, тем больше ты получишь! Многократно! Разговор один на один с человеком – это, примерно, сколько дал, столько вернулось. А в зрительный зал приходит от 300 до 1000 человек. Понимаете, какая возвратная энергия добра от всех вас приходит к нам. За это вам огромное спасибо.

Возвращение в обойму

Периодически возникает мысль: в каком государстве мы будем жить, какие люди будут нас окружать? Компьютерные технологии настолько быстро идут вперед, а вслед за ними меняется человеческое общение: совершенно другой сленг, совершенно другая скорость обмена информацией.

Я привык и люблю тактильное общение, не могу общаться, когда я не вижу глаз, не слышу интонации – серьезно или с юмором, подтекст или без подтекста.

Поэтому лет десять назад я придумал такой проект: мои коллеги в разных городах России из более старшего возрастного актерского эшелона приходят в обыкновенные школы и занимаются с детьми.

Эта идея возникла, глядя на то, в каких условиях я увидел актеров, вышедших на пенсию и которые жили в доме престарелого актера в Санкт-Петербурге. Я был потрясен их эмоциональным состоянием! Я подумал: пока есть силы и возможность, надо как-то помочь. Конечно, конвертики с деньгами  – это хорошо, но нужно было радикально что-то менять. И я придумал, как их обратно вводить в рабочую обойму. Это придает им силы и понимание того, что они еще нужны, дает пусть небольшую, но оплату труда.

Так возникли студии творческого развития в 11 городах России, в которых бесплатно занимаются обыкновенные  дети с пятого по десятый класс. Они занимаются нашими профессиональными актерскими дисциплинами – актерское мастерство, художественное слово, пластика, дальше уже в каждом городе добавляется по желанию кукольный театр, музыка, кино, анимация и так далее. Сделано это было, в первую очередь, для того, чтобы помочь моим возрастным коллегам.

Дети помогают детям

Дальше пошло интереснее. Этот проект стал востребован не только среди взрослых, актеров пожилого возраста, но и среди начинающих актеров в провинции. Этот проект стал интересен властям. Потихонечку нам стали предлагать переходить из обыкновенной школы во дворцы и более широкие помещения для того, чтобы студии, в которых занималось 30-50-70 детей расширялись и превращались в 250-350 студийцев в одном городе.

Для чего были придуманы эти студии? Для того, чтобы дети в них становились многограннее, для того, чтобы дети в них учились думать самостоятельно, выражать свои мысли, чувствовать, не бояться проявления собственных эмоций, не бояться публичного нахождения перед большой аудиторией.

Мы не были заточены на то, чтобы делать из детей актеров. Но тот багаж, который мы дали им в студиях, очень пригодился.

Сначала мы открыли студию в Казани, а потом стартанули дальше по стране. Дальше пошли фестивали, мы стали объединяться, чтобы дети из разных городов увидели друг друга, чтоб педагоги увидели, чем мы занимаемся, чтобы превратить эту историю в одно большое движение, которое сегодня носит название «Оперение». На фестивалях у нас призы «Гадкие утята». Вы сами знаете, во что потом превращаются эти гадкие утята.

В какой-то момент мы дали задание на фестиваль – сделать заявку на спектакль. Рассмотрели от каждого города творческую заявку, и звезды сошлись так, что выбор пал на Киплинга. Мы стали сочинять свою пьесу по мотивам  «Книги Джунглей». Спектакль в результате прошел пять городов, был поставлен в пяти студиях, на сцене находилось 100-120 детей и пять профессиональных актеров.

Получился мощный яркий, музыкальный благотворительный спектакль. Я наконец-то нашел этот мостик, который соединяет детей студий с детьми – подопечными нашего благотворительного фонда.

Дети, которые полны сил, которые хотят выпускать свой «пар», своим желанием, волей, мастерством, энергией заражают тысячные залы, а все средства от сборов попадают в наш благотворительный фонд. В конце спектакля появляется фотографии тех детей, которым мы помогаем именно в этом спектакле.

Таким образом, за время похождения спектакля «Поколение Маугли» по пяти городам, включая гастроли в Москве – один раз в театре «Современник» и два раза Большой кремлевский зал — мы собрали чуть больше 15 миллионов рублей, помогли 27 ребятам справиться со страшной болезнью под названием опухоль головного мозга.

Но самое радостное для меня было то, что когда они приехали в Москву: эти пять городов, за кулисы к ним, после спектакля, пришли ребята с экрана. Пришли здоровые, улыбающиеся и сказали им спасибо.

Эти 600 человек, которые прошли через спектакль «Поколение Маугли», — уже команда, дивизон милосердия.

Они сами, их родные, семьи, которые их окружают, 50 тысяч зрителей, которые посмотрели этот спектакль, — они уже являются большой армией милосердия. Они уже участвуют в благотворительном движении.

Эмоции – это одна из важнейших составляющих лечения

Для меня и для команды моего фонда благотворительность —  это ежедневная работа. В нашей команде 19 человек, каждый из которых контролирует свой вектор, свой отрезок работы. В нашей стране живет около 140 миллионов человек, и нужно сделать так, чтобы для них благотворительность стала понятной, легкой, ежедневной необходимостью. Такова одна из задач нашего фонда, которому в апреле исполнилось 10 лет.

Мы начинали с моей женой, Настей Хабенской, просто с одного человека, я пытался сделать так, чтобы в тот момент, когда врачи обнаружили у нее этот диагноз, она не замкнулась на себе, а наоборот стала заниматься помощью тем, кто столкнулся с тем же.

Потом я остался один, но я подумал, что грош нам цена, если мы бросим и превратим эту историю в однодневную.

Помимо того, что практически каждый день к нам обращаются люди за помощью – адресной – оплата операций, помощь после операций, очень необходима психологическая помощь.

Мы сталкиваемся с тем, что люди просто не знают, как сделать первый шаг – правой ногой, левой ногой, куда пойти, что сказать, о чем попросить и так далее. И наш фонд в том числе говорит очень простые вещи: идете вперед, повернули направо, пошли сюда, здесь остановились – подождите. Не суетитесь, не бегайте никуда. Мы вам поможем.

Эмоции – это одна из важнейших составляющих лечения любого человека. Помимо медицинского протокола существует негласный эмоциональный протокол. Все волонтеры, которые работают с нами, постоянно участвуют в каких-то акциях, чтениях, театральных зарисовках, анимационных представлениях, интерактивных событиях, которые проходят прямо в больнице. Это очень важно. Вплоть до того, что мы раскрашиваем стены больницы для того, чтобы пребывание там не было монотонным. Все должно вселять надежду и жизнь.

Время «шумной» благотворительности

Любой уважающий себя врач не стоит на месте, хочет развиваться. Мы помогаем врачам, с которыми мы работаем. Мы предлагаем им развиваться: привозим их на форумы, слеты, даем им максимум информации от мировых протоколах. Таким образом, мне кажется, многие врачи просто обрели новое дыхание в своей профессии. И конечно, необходимо, чтобы в клиниках была новейшая аппаратура, которой умели бы пользоваться врачи.

За десять лет мы собрали больше 800 миллионов рублей. Все развитие нашего фонда, все, что мы делаем, основано на благотворительных пожертвованиях. Все. Спасибо большое.

Мы продолжаем расти только благодаря тому, что вы не остаетесь равнодушными.

Часто мы сталкиваемся с тем, что люди помогают, но просят не называть своего имени, фамилии, название организации. Помогают тихо, скромно, не афишируя себя. Мы пытаемся изменить это представление о помощи.

Надо помогать, но при этом надо говорить – кто ты, что ты и зачем ты это делаешь. Для того, чтобы возбудить и подключить большее количество людей, которые на тебя смотрят, которые пытаются равняться или идти за собой.

Сейчас время шумной благотворительности. Это очень важно.

Потому что рождение благотворительного движения в России должно происходить сообща. Мы, люди, которые управляют нашей страной, который принимают законы, – они тоже должны знать, что в стране живут люди неравнодушные, люди, склонные к милосердию, люди, готовые, умеющие делиться с другими. Это очень важно».


+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий