Зачем некоммерческим проектам консалтинг и как работать с консультантами


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Как узнать, что вашей организации нужен консультант? На какие вопросы ответить перед тем, как обращаться к консультанту? Как подготовиться к первой встрече ? На эти и другие вопросы попыталась ответить Олеся Радилова, консультант по фандрайзингу и стратегическому развитию.

Когда стоит обращаться за консультациями?

  • Если вы чувствуете, что экспертиза, которая вам нужна находится за пределами вашей организации. Например, организация выросла, столкнулась с новыми проблемами и вызовами, а внутри организации не хватает навыков или знаний для их решения.
  • Вам необходимо внедрить новые инструменты для планирования, учета или продвижения.
  • Если вам нужен профессиональный взгляд на ваши продукты, коммуникацию или презентационные материалы со стороны. Например, презентацию для корпоративных партнеров, грантовую заявку, рассылку или шаблоны писем для доноров.
  • Если вы сталкиваетесь с одной и той же проблемой, но никак не можете ее решить своими силами. Например, у организации нет фандрайзера, нет возможности найти и привлечь готового специалиста и нет навыков, чтобы обучить нового фандрайзера из своих сотрудников.
  • Организация находится в финансовом кризисе по разным причинам: не получили грант, ушел основной донор, попали в кассовый разрыв по проектам. В таком случае консультант нужен скорее для того, чтобы увидеть пути выхода из кризиса, и начать совершать планомерные шаги при поддержке профессионала.

Какие вопросы стоит обсудить в организации перед тем, как обращаться к консультанту

1)Какая у нас проблема?

Первое и самое важное, что стоит очень четко сформулировать перед тем, как начать искать консультанта — проблему. Когда ко мне приходят некоммерческие организации, часто их запрос звучит так: «Нам нужен стратегический план развития, мы хотим запустить европейский грантовый фандрайзинг, проведите для команды серию воркшопов по корпоративному фандрайзингу или нам необходимо разработать фандрайзинговую стратегию на год». Перед тем, как идти к консультанту, соберитесь командой и ответьте на вопрос о том, какая проблема стоит перед вами. Если вам нужен фандрайзинговый план, воркшоп по фандрайзингу или интервью с 10-ю донорами, с какой реальной проблемой вы столкнулись? Ваш бюджет на 100% зависел от грантов, а в этом году вы не получили грант? Вы хотите развиваться, но для реализации планов у вас не хватает людей? Вы не знаете где взять фандрайзера для работы с бизнесом и как его обучить? Вы не знаете на какие данные опираться, чтобы выстраивать коммуникацию с частными донорами и развивать частные пожертвования? Чем четче описана проблема, тем больше понимания у консультанта что стоит за вашим запросом, и тем продуктивнее будет работа.

2) Все ли согласны, что проблема существует и что для ее решения нужна помощь со стороны?

Действительно ли вы готовы инвестировать время и деньги в решение этой проблемы, обращаясь за помощью консультанта? Часто бывает, что руководитель видит проблему в одном, а когда начинаешь работать с командой, оказывается, что проблема совсем другая. В этом случае, время консультанта тратится на то, чтобы вернуться к первому пункту, выяснить проблему, прояснить готовность команды инвестировать время в решение этой проблемы. Например, недавно ко мне обратился руководитель некоммерческой организации за запросом на тренинг по корпоративному фандрайзингу. Но когда мы начали  обсуждать с командой реальную проблему, оказалось, что в организации не налажено планирование проектов, команда не может ответить на вопрос, что будет через полгода в организации и поэтому не знает, что предлагать корпоративным донорам. В итоге мы начали не с тренинга по корпоративному фандрайзингу, а с разработки и внедрения инструментов организационного планирования.

3) У кого из команды есть время для решения этой проблемы и сколько этого времени? 

Основная проблема, почему проекты проваливаются, заключается в том, что у команды просто не хватает времени на работу над проектом, для которого привлечен консультант. Например, у директора организации есть понимание, что для развития частного финансирования нужен маркетинговый план. У организации есть деньги на его создание, найден консультант по маркетингу, но в организации в это время проходит три проекта. Проект по созданию маркетингового плана проваливается, потому что у проекта нет ответственного со стороны организации, сотрудникам некогда вовлекаться в еще один сложный проект. Поэтому, перед тем, как идти к консультанту, договоритесь с командой, когда сотрудники идут в отпуска, когда будут заниматься реализацией проекта, для которого нанят консультант, кто в организации будет исполнителем и кто ответственным по этому проекту, какой у вас дедлайн по этому проекту. Если у вас сейчас нет организационного времени и энергии, возможно, инвестировать в консалтинг — не самый подходящий момент.

4) Какой бюджет есть на решение этой проблемы?

Это помогает понять на самом начальном этапе, есть ли ресурсы для того, чтобы решать этот вопрос сейчас. Когда вы обозначаете сумму, которая у вас есть на решение той или иной проблемы, это помогает консультанту сформулировать предложение и возможные варианты реализации. Например, вы намерены запустить корпоративный фандрайзинг. У вас есть согласованный бюджет 20 000 рублей в месяц в течение года. Этих денег вам хватит на оплату консультанта, который предложит вам идеи и варианты их реализации, но нужен ли вам этот консалтинг, если у вас нет бюджета на оплату работы фандрайзера?

5) Каких результатов вы ждете от консалтинга?

Важно понимать, что консультант — это не наемный менеджер проекта. Консультант не реализует ваши проекты за вас. Консультант может помочь с разработкой идей, с формулировкой целей и задач, с трекингом задач и поддержкой сотрудников при реализации поставленных целей. Консультант может дать обратную связь, провести стратегическую сессию и помочь посмотреть на организацию и ее процессы со стороны. Консультант поможет вам найти варианты решения проблемы, но результат зависит только от вас. Если вы ожидаете, что делегируете задачи консультанту, отойдете и будете смотреть со стороны, как все в вашей организации расцветает, то лучше искать наемного менеджера проекта или персонального помощника.

Где искать эксперта?

В России появляется все больше профессионалов, которые предлагают консалтинговые услуги некоммерческим организациям и социальным предпринимателям. Большинство экспертов имеют узкую специализацию, и это важно учитывать при выборе.

  • Евгений Зубов — консультант по диджитал маркетингу, продвижению НКО в социальных сетях и фандрайзингу в интернете.
  • Евгения Корытина — консультант по продвижению некоммерческих проектов, PR-стратег,  ведущая телеграм канала #причини_добро.
  • Светлана Горбачева — консультант по стратегическому развитию, маркетингу и коммуникациям в социальных и филантропических проектах.
  • Ирина Меньшенина — консультант по управлению НКО и фандрайзингу, коуч руководителей и фандрайзеров.
  • Олеся Радилова — консультант по фандрайзингу и стратегическому развитию, специализация корпоративный фандрайзинг и международный грантрайтинг.
  • Егор Рафиков — консультант по грантрайтингу.
  • Ирина Шауфлер — консультант по продвижению НКО.
  • Алексей Газарян — консультант по развитию социальных проектов, фасилитатор, тренер.
  • Екатерина Гришунина — консультант по волонтерскому фандрайзингу.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий