Эмпатичные игры: как научиться понимать людей с особенностями


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Как игра может помочь ребенку или подростку в детском доме? Могут ли современные технологии поддержать в трудную минуту или помочь найти работу? А если у ребенка есть сопутствующие особенности здоровья или психики, будет ли так же полезна игра? Ответы на эти вопросы уже больше 10 лет ищут в фонде «Полдень». Организация начинала работу как волонтерский проект и за 11 лет выросла в фонд, который системно занимается социальной адаптацией детей-сирот и подростков в трудной жизненной ситуации. Сейчас «Полдень» — это команда гейм-дизайнеров, тренеров, игротехников, психологов, а также региональные координаторы и сотни волонтеров.

Главный фокус работы — проведение обучающих игровых программ в детских домах. Программу социальной адаптации и профориентации подростков уже распространили в 36-ти регионах страны. Осенью 2021 года у фонда вышел игровой инклюзивный курс «ПРОчувствуй», разработанный совместно с общественной организацией «Игры будущего». В курсе пять игр, которые рассчитаны на детей от 12 лет, педагогов школ и домов-интернатов, членов семей. Каждая из игр обращается к отдельной сложной теме — депрессии, другим психиатрическим диагнозам, а также отношениям и чувствам родителей детей с особенностями. Так, игра «Не твой день» посвящена расстройства аутистического спектра, а «Конь и его рыцарь» — психосоматическим нарушениям.

Ведущий психолог проекта «Полдень» Анна Горовая в интервью «Филантропу» рассказывает, как игры помогают лучше разобраться в сложных диагнозах и развить эмпатию.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Об отношении общества

Сейчас в обществе много говорят про разные психические расстройства. И появляется много классных вещей — это и книги, и комиксы, и статьи с историями людей. Все они помогают понять, что происходит, но это не дает опыта сопереживания, потому что ты опыт сопереживания можешь получить только участвуя в процессе. Поэтому мы решили создать игры — это как раз смоделированная деятельность, которая помогает соприкоснуться с тем, что происходит с человеком, действительно прочувствовать всё на своем собственном опыте, понять, что с тобой происходит, а после отрефлексировать опыт. Собственно, поэтому программа и называется «ПРОчувствуй». Чтобы не просто умозрительно представить, что есть такое расстройство или нарушение, а действительно прочувствовать это изнутри.

Одновременно у нас в обществе достаточно большая стигматизация диагнозов в обществе. И еще со времен советского прошлого, действительно, есть стереотип, что если ты обращаешься к психологу, то значит на тебе клеймо.

О процессе создания игры

Мы в процессе создания этой программы активно подключали экспертов, которые работают с ребятами такого уровня. Разбирали поэтапно нарушения, из чего они состоят, какие есть критерии определения, какие есть нормы и патологии и т.д. И потом полученный опыт закладывали в содержание игры. Геймдизайнеры придумывали механики, с помощью которых можно продемонстрировать содержание определенного расстройства.

О роли игр

Когда ребенок участвует в игре, он участвует в некой смоделированной ситуации. И в этой ситуации он сталкивается с определенными выборами, которые ему предстоит делать с определенным эмоциональным опытом. И внутри этого опыта у него создается выбор его действий. То есть, по большому счету, он проживает такую же ситуацию, как если бы он проживал ее в жизни, просто в более безопасной атмосфере.

Об аудитории программы

Программа рассчитана на нормотипичных подростков, их окружение, на тех, кто сталкивается с ними, кто хочет понять, как с разными людьми взаимодействовать. Ну, или, может быть, даже и не хочет, но им приходится это делать, потому что ребята с ментальными нарушениями есть практически в каждом классе общеобразовательной школы. И некоторые игры, они как раз совершенно не показаны к тому, чтобы в них играли ребята с расстройствами. Исключение — разве что игра про расстройства пищевого поведения, потому что в нее можно сыграть и человеку с этим расстройством и дополнительно отрефлексировать какие-то моменты.

О помощи семье

Эта программа подойдет и для родителей, и для родственников. И тут вопрос даже не про подход, хотя мы в каждой игре разбираем, какие есть ресурсные моменты, при помощи которых ты можешь поддержать человека с расстройством. Но главное — это бережный, эмпатичный подход к другому. Эти игры позволяют не обесценивать то, что происходит с подростком, у которого есть нарушение. Не обесценивать, относиться к этому бережно и выстраивать взаимодействие из точки понимания «что происходит с другим».

О правилах проведения

Для каждой игры нужен ведущий. Это человек, который проходит обучение и понимает, как их вести. В каждой игре мы проводим рефлексивный разбор, когда нужно подумать, обсудить и присвоить полученный опыт. Игры можно проводить во время образовательных интенсивов, на группе поддержки родителей или на родительских собраниях.

О результатах

Мы тестировали эти игры в школе. И самое для нас ценное — это то, что ребята, играя в эти игры, узнавали своих одноклассников. А это очень важно! Ребята теперь могут сказать: «Так вот почему он такой! Я знал, что он особенный, но теперь я понимаю почему это так! Теперь я понимаю, что он чувствует!».

О полезных материалах

В рамках курса «Прочувствуй» фонд выпустил анимационные ролики, которые рассказывают, что чувствуют особенные дети, как им можно помочь, кроме того у нас в открытом доступе есть материалы игр и группа в VK.


Поддержать работу фонда «Полдень» можно на сайте

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий