Нужны ли НКО консультанты?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Полина Филиппова, независимый эксперт, председатель ​​управляющего совета Благотворительного фонда развития филантропии, член советов фондов «Дети Марии», «Линия жизни» и ассоциации «Все вместе», в колонке для «Филантропа» размышляет, как работает консультирование в некоммерческом секторе и какая роль у консультанта в общении с НКО. 

Полина Филиппова, фото автора

Консультирование как явление пришло в некоммерческий сектор более десяти лет назад, а за последние пять лет консультирование приобрело большой масштаб. Уже есть признанные эксперты в конкретных областях (например, в фандрайзинге), есть те, кто готов работать с разными задачами. Известные инфраструктурные организации, такие, как ЦРНО, Благотворительный фонд развития филантропии, ассоциация «Все вместе» предоставляют консультационные услуги и обучают консультантов. Теперь некоторые грантодающие организации, например, Фонд Владимира Потанина, стали включать консультантов в бюджеты, выделяют ресурсы для их привлечения. 

Я тоже давно помогаю как консультант, супервизор самостоятельно и в рамках больших проектов. Мне показалось интересным и важным разобраться, как консультирование работает в нашем секторе и работает ли оно в принципе. Какие формы наиболее результативны, кто может выступать в этой роли? Я уверена, что консультирование работает, если соблюдены обязательные условия, если каждая из сторон добросовестно к ним относится.

Было бы интересно узнать мнение коллег, которые предоставляют подобные услуги или получают их. Часто одно не исключает другого, и настоящие профессионалы, понимая границы своих компетенций, время от времени обращаются за внешней поддержкой. 

Но вначале – несколько слов о терминах. Я буду использовать термин консультант/консультирование для очень широкого круга профессиональных экспертных услуг, привлекаемых на временной основе. Речь идет об услугах и экспертизе, связанной с деятельностью некоммерческого сектора. Под НКО я подразумеваю любые организации, существующие для создания социального блага и не извлекающие прибыли из своей деятельности, вне зависимости от их конкретной правовой формы. 

Первое, и, наверное, самое главное условие как для консультанта, так и для НКО, получающего помощь, – реалистичность ожиданий, что может и чего не может консультант.

Я часто слышу от консультантов, для которых являюсь супервизором, о том, что они боятся обмануть ожидания своих клиентов и испытывают нечто сходное с синдромом самозванца. Это серьезная проблема, особенно для начинающих консультантов, она часто вызвана не четко сформулированным правилами взаимодействия, отсутствием подробного технического задания, а часто и действительно нереалистичными ожиданиями НКО. 

Какие ожидания можно назвать нереалистичными? Прежде всего, речь идет о ситуациях, когда предполагается, что консультант что-то сделает за клиентов. Консультант не может в одиночку найти ответы на вопросы заказчика и предложить готовые решения. Он не может вместо заказчика заниматься фандрайзингом, пиаром или управлением командой. Он не может вместо заказчика принимать решения. Даже в тех случаях, когда консультант разрабатывает для НКО регламенты или другие документы, внедрять их придется самой организации. То есть важно понимать и помнить обращаясь к консультанту, что груз ответственности за организацию переложить на него не получится. 

Зачем же тогда нужен консультант? Ведь он отнимает не только финансовые ресурсы, но и время руководителя и всей команды, а это ценнейший ресурс. Вот несколько ответов на этот вопрос. 

Консультант совершенно незаменим при оценке ситуации в организации в целом или в определенном проекте, направлении работы или подразделении. Самодиагностика – вещь небезопасная, и точно требует внешней обратной связи.  Именно этого не может человек изнутри – дать НКО внешнюю обратную связь. Если такая связь исходит от человека с большим опытом, релевантным, но отличающимся от опыта заказчика, она может оказаться очень ценной. Опираясь на этот опыт, консультант предлагает успешные и неуспешные примеры решения проблем или задач, стоящих перед заказчиком. 

Консультант может обладать специальными знаниями и навыками, которых нет внутри организации. Если эти специальные знания нужны краткосрочно, то консультант может сэкономить НКО значительные ресурсы, избавив НКО от необходимости расширять штат. 

Присутствие внешнего человека, проведение встреч и сессий с ним очень важно для саморефлексии. Наши организации обычно очень перегружены решением конкретных сиюминутных проблем и задач, они редко находят возможность остановиться, оглядеться, подумать о настоящем и будущем своей НКО в более широком контексте, чем текущее выживание. Присутствие консультанта вынуждает к этому, что время от времени совершенно необходимо всем. 

Наличие внешней экспертизы часто может стать важным аргументом для потенциальных грантодателей и других стейкхолдеров. Консультанты могут подтвердить жизнеспособность организации. Сам факт их привлечения говорит о внимании руководства НКО к улучшению внутренних и внешних процессов, повышению эффективности. 

Еще одно – хотя консультант и не снимет с плеч руководителя груз ответственности, он может оказать ту неоценимую поддержку, которую сотрудники оказать не могут в силу близости и вовлеченности. «Человеку нужен человек» — сказала Саша Роднищева, директор воронежского фонда ДоброСвет, одна из участниц проекта «Практикум» ассоциации «Все вместе». Проект предоставлял консультационную и менторскую помощь руководителям НКО. Возможность обсудить свои профессиональные проблемы, тревоги, надежды почти недоступна руководителям. Речь не идет о психотерапии, а о профессиональной поддержке от равного или немного более опытного  консультанта изнутри сектора. 

Все перечисленные виды помощи могут сыграть решающую роль на разных этапах развития организации. Однако для того, чтобы это произошло, консультант должен обладать конкретными качествами и навыками, а также следовать определенным правилам. Этому я хотела бы посвятить следующую колонку. 

В будущей серии публикаций я постараюсь проанализировать и представить информацию, собранную коллегами из инфраструктурных организаций. Возможно, какие-то соображения покажутся очевидными, но очевидное для одних часто бывает новостью для других.  Надеюсь, что тема будет интересна и очень рассчитываю на вашу обратную связь, ваше мнение, истории и находки. 

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий