«Русфонд.Навигатор»: главные цифры о работе благотворительных фандрайзинговых фондов


На сайте Русфонда опубликован новый выпуск ежегодного справочника о деятельности благотворительных фандрайзинговых фондов «Русфонд.Навигатор». Это данные о работе 545 этих НКО из 67 регионов России в 2018 году. Основные цифры — в обзоре «Филантропа».

Сборы и расходы

Совокупный сбор этих фондов в 2018 году увеличился на 10% по сравнению с 2017 годом и составил 17,432 млрд руб.

Многолетняя тенденция к увеличению объемов пожертвований в благотворительном секторе сохраняется, однако сборы многих крупных НКО, обычно входящих в первую двадцатку «Навигатора», – таких как «Подари жизнь», Русфонд, Фонд помощи хосписам «Вера» – в прошлом году уменьшились. Авторы справочника предполагают, что это связано с появлением новых фондов, подходов, направлений помощи – и, соответственно, с новыми возможностями для благотворителей.

Растут сборы организаций, которые занимаются поддержкой пожилых людей и бездомных: фондов «Старость в радость» и «София», организации «Ночлежка».

55% молодых выпускников не находят работу по профессии: исследование «Молодёжь на старте карьеры»

Пожертвования и реклама

Авторы отмечают рост пожертвований в НКО, которые активно вкладываются в рекламу. Речь не только о громких пиар-акциях или коллаборациях с медийными персонами, но и о покупке рекламных площадей по коммерческим расценкам. Российское законодательство не запрещает тратить на это пожертвования благотворителей. В десятку лидеров по сумме сборов за прошедший год вошли WorldVita и Благотворительный фонд помощи нуждающимся «Алеша», которые выделяют значительные суммы на размещение в медиа платных объявлений в формате социальной рекламы.

Больше 1 млрд

Стоит отметить неравенство в распределении средств: половину совокупного сбора благотворительного сектора, как и в прошлые годы, сделали десять крупнейших фондов. У трех из них сборы превышают 1 млрд руб. – это Русфонд, «Подари жизнь» и Фонд продовольствия «Русь». Еще три НКО – WorldVita, «Алеша» и Благотворительное медицинское частное учреждение «Детский хоспис» – привлекли за год больше 500 млн руб. каждая. Сборы каждого из остальных фондов первой десятки «Навигатора» превышают 300 млн руб. Это «Со-единение», Фонд помощи хосписам «Вера», «Линия жизни» и Фонд Хабенского.

85% на программную деятельность

Большинство благотворительных фондов, которые подробно расписывают свои расходы, по-прежнему заверяют, что тратят на программную деятельность не менее 85% всех собранных пожертвований. А 8% организаций сообщили, что программные расходы составляют половину от их сборов или меньше.

Брошенные и найденные дети: как закрытые учреждения меняют детей и чем можно помочь

Объем рекуррентов

Как известно, для благотворительных фондов важнее регулярные, пусть и небольшие, пожертвования. Это дает фондам возможность планировать свою деятельность. Но благотворительных НКО, у которых подписка составляет основной доход, пока единицы. Например, у фонда «Нужна помощь», проводящего специальные кампании в поддержку регулярных пожертвований, их доля в 2018 году составила 53%. У тройки же крупнейших благотворительных фондов она пока не превышает 5% от общего объема пожертвований.

85 % пожертвования — Москва и Санкт-Петербург

Как и в прошлые годы, лидеры по количеству фандрайзинговых фондов – Москва и Санкт-Петербург. В столицах сосредоточено около половины всех зарегистрированных фондов, вошедших в «Навигатор», и аккумулируется 85% всех пожертвований. На третьем месте по совокупному сбору средств – фонды Татарстана, но по количеству благотворительных НКО Татарстан на одиннадцатом месте. Далее в списке регионов с наибольшими сборами – Краснодарский край и Иркутская область. 

Направления деятельности

Самым популярным направлением работы благотворительных организаций остается помощь тяжелобольным детям: ее упомянули 46% фондов. На втором месте по-прежнему поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также поддержка семьи и материнства – этим занимаются треть всех фондов. Каждая пятая организация сообщила, что помогает социально незащищенным слоям населения. Продолжает расти число фондов, специализирующихся на помощи людям с конкретным диагнозом: ВИЧ, синдром Хантера, муковисцидоз, синдром Дауна, спинальная мышечная атрофия и т. д. Эти фонды часто оказывают комплексную поддержку: финансовую, психологическую, юридическую, консультативную, формируют сообщества, помогая своим подопечным преодолевать социальную отчужденность. Крупные фонды, которые работают с большим количеством диагнозов, редко имеют возможность заниматься такой практикой.

Появляются и новые для России направления деятельности благотворительных фондов: в 2018 году в базу впервые попали сообщества автоволонтеров и организации, помогающие пострадавшим в ДТП.

 

 

  1. Mark Berkov

    очень задел факт того, что благотворительные организации могут тратить пожертвования на рекламу.
    С одной стороны, это повышает узнаваемость среди людей и приведет больше пожертвований, но все же…это часть денег, которая не дошла до адресата(

Leave a Reply