Организации, ориентированные на сообщества: чем они отличаются и как работают


Многим донорам важно, как их пожертвования будут использованы и какой социальный эффект они принесут. Когда же возможен максимальный социальный эффект? Один из ответов — когда в основе интересов некоммерческой организации лежат интересы сообщества. Такие организации на западе называют community-led foundations (то есть организации, «движимые» или «возглавляемые» сообществами — прим.редакции). При этом под сообществом понимают как людей, которые живут на одной территории и заинтересованы в решении местных проблем, так и сообщества благополучателей НКО. Как же понять, какие организации создаются сообществом, а какие другими заинтересованными сторонами? Об этом подробнее — в материале «Филантропа». 

Исследование

БФ «КАФ» с марта по июнь 2020 года участвовал в глобальном исследовании «Supporting the Work of Community-led Organizations», которое проводилось по инициативе международной краудфандинговой платформы GlobalGiving в партнерстве с глобальным фондом развития фондов местных сообществ Global Fund Community Foundations. Целью исследования являлось выявление характеристик, которые присущи НКО, которые ориентированы на интересы сообщества в своей работе, то есть community-led организациям. 

В российском исследовании приняли участие представители девяти фондов местных сообществ из разных регионов. В личных глубинных интервью и фокус-группах участники обсуждали их понимание сообщества, контекст работы с местными сообществами, преимущества community-led подхода и его недостатки. В результате нам удалось определить внешние, «видимые» характеристики организаций, которые работают в тесном сотрудничестве с сообществами. Пока само исследование еще не опубликовано, «Филантроп» предлагает основные выводы, полученные в ходе исследования в России. 

5 признаков организаций, ориентированных на сообщества:

1. Лидер — часть сообщества

Лидер — ключевая фигура для НКО, которые работают с сообществом. Согласно результатам исследования, лидеры таких организаций сами являются частью сообщества. Так как они сами имеют жизненный опыт решения проблем, характерных для сообщества, они четко знают и понимают, каким образом нужно выстроить работу организаций и постоянно поддерживают контакт с другими членами сообщества. 

В фондах местных сообществ много таких примеров, когда лидером и руководителем фонда является человек, который сам является членом сообщества  и знает все его проблемы. 

Ирина Новикова, менеджер программы развития фондов местных сообществ, БФ «КАФ»
«Каким бы сильным профессионалом по части разрешения проблем или управления организацией ни был бы лидер, не зная местных традиций, обычаев, культуры и истории, можно наделать много ошибок. Важно не просто знать эти вещи, но применять их на практике. Разделяете ли лидер ценности того сообщества, с которым работает? Подтверждаются ли его слова делами? Люди очень хорошо чувствуют, свой лидер или чужой. И здесь уже напрямую идет связь с доверием со стороны сообщества, если люди знают лидера с пеленок, его жизненный путь — это уже залог успешной совместной работы, ведь мало кто согласится плыть в одной лодке с незнакомцем. А не заручившись поддержкой и доверием местных жителей, сложно будет делать что-то сообща и говорить об изменениях снизу».  

Как проверить: изучить, кто является руководителем, директором или лидером организации, узнать, чем он занимался раньше, был ли у него опыт решения похожих проблем, почему он стал заниматься проблемами, которые решает НКО. 

2. Идеи для изменений и проектов исходят от сообщества 

Если во главе интересов организации стоит сообщество, то стратегия работы определяется исходя из его потребностей, проблем и нужд. А план работы строится на основе идей, которые предлагают члены сообщества. Например, многие фонды местных сообществ используют методику социального паспорта территории для изучения проблем сообществ, а также их идей и пожеланий по развитию территории. Эта технология появилась благодаря Фонду поддержки социальных инициатив «Содействие» в 2012 году.

Разработка социальных паспортов происходит на основе массовых опросов жителей территории. Интервьюерами выступают волонтеры из числа местных жителей: чаще всего это неравнодушные жители, активисты, общественники, которые проходят предварительное обучение правилам проведения опросов. Местное сообщество вовлекается и на этапе разработки анкеты: активисты, представители НКО и бизнеса, сотрудники администрации, депутатский корпус выбирают актуальные для исследования сферы, дополнительные вопросы. 

Результаты исследования часто ложатся в основу планов деятельности НКО, их программ, а также стратегий социально-экономического развития территории. Например, в Частинском районе Пермского края исследование стало точкой активизации местного сообщества – объединив силы администрации, местных НКО и молодежного совета, удалось реализовать ряд актуальных для территории проектов и получить на них поддержку Фонда Президентских грантов. А в микрорайоне Максимовка города Уфы общественники с помощью социального паспорта разработали план на год, выявив приоритетные задачи и получив поддержку местных жителей. Все предложенные жителями инициативы уже реализованы.

Нина Самарина, президент фонда поддержки социальных инициатив «Содействие»
«Жители активно откликаются на предложение ответить на вопросы анкеты, поделиться своими переживаниями и рассказать свои предложения по развитию территории. А когда они видят результат исследования в виде социального паспорта, то понимают – их ответ был учтен, к их мнению прислушались» 

Как проверить: узнать, как строится план работы, стратегия организации, создается ли социальный паспорт территории или проводятся ли другие исследования целевой группы. 

3. Члены сообщества являются соинвесторами 

Тот факт, что члены сообщества вносят свои собственные средства, время и другие ресурсы и вовлекаются в работу организации — верный фактор того, что организация решает актуальные проблемы и добивается нужных результатов для сообщества. 

Фонды местных сообществ всегда тесно работают с сообществом: некоторые проводят фандрайзинговые акции, развивают местную благотворительность и организуют круги благотворителей.   

От пирожков до круга благотворителей: как фонд «Мельница» меняет жизнь карельского поселка

Один из самых ярких таких примеров фандрайзинг с пирогами «калитками» в Карелии. В Пряжинском районе Карелии перед фондом местного сообщества «Мельница» стояла задача по привлечению большой для посёлка суммы денежных средств на строительство ледового катка. Фонду удалось реализовать строительство благодаря активным жителям. 

Екатерина Ефремова, руководитель фонда «Мельница»

«Что умели делать сотрудники и волонтёры фонда? Печь традиционные карельские пироги – калитки. Мы решили по воскресеньям приглашать желающих помочь печь и продавать пироги местным жителям. Конечно, откликнулись в основном дети. Они очень сильно желали появления ледового катка. В первое воскресенье мы пекли около 5 часов, а детки собрались идти продавать пироги пряжинцам. Мы напекли около 80 красивых и ароматных калиток и, честно говоря, не надеялись, что девочкам удастся их реализовать. Но уже через сорок минут они вернулись с пустыми тарелками. 

Мы собрали больше 80 тысяч и люди поняли, что кто-то очень хочет каток, эта идея стала очень популярной. В итоге — появился хоккейный клуб, команда, теперь родители сами пекут пироги, это стало традицией фонда и фандрайзинга» 

Как проверить: узнайте, как реализуются проекты и программы организации, какое у них финансирование, участвуют ли благополучатели, члены сообщества в их реализации и финансировании.

4. Сотрудничество разных сторон

Для того, чтобы добиться устойчивых результатов, организации, которые решают проблемы сообщества, привлекают для реализации проектов ресурсы разных релевантных стейкхолдеров. Этот фактор является актуальным при соблюдении условия о том, что идеи проектов исходят от сообщества. 

Например, для создания карты инициатив #Силавместе в городе Пскове объединились более 60 организаций и инициатив. А в городе Свирске для решения местных проблем активно сотрудничают фонд местного сообщества, администрация города и инициативные группы. 

Как проверить: узнать, какие доноры есть у организации, совместно с кем/какими партнерами организация реализует свои проекты и программы. 

5. Прозрачность и открытость 

Прозрачность работы — одна из неотъемлемых черт, если НКО работает на благо сообщества. Организация открыта в отношении всех процессов: начиная с планирования, заканчивая отчетами о результатах деятельности. 

Например, региональный центр инициатив «Шаги к успеху» г. Боготола  достаточно молодая организация, однако, известная в местном сообществе и во многом благодаря политике прозрачности и открытости. Все коммуникации с сообществом осуществляются через социальные сети, большую работу центр ведет адресно: созданы чаты в мессенджерах, основными участниками которых являются лидеры мнений, которые в дальнейшем доносят информацию до всего сообщества.

Ольга Симон, директор регионального центра инициатив «Шаги к успеху»
«Открытость организации  перед сообществом  вызывает доверие и уважение к ней, помогает сообществу стать союзниками в решении социальных проблем территории. С первого года существования мы размещаем публичный годовой отчет в открытом доступе, а также принимаем участие во  всероссийском конкурсе публичных годовых отчетов СО НКО «Точка отсчета», где уже получили «Серебряный стандарт»» 

Как проверить: посмотреть, есть ли на сайте организации стратегия деятельности, отчеты по итогам работы, финансовые отчеты, изучить социальные сети организации.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply