Больше кружков и интересных уроков: Индекс детского благополучия в Тамбовской области


Нужно больше кружков и интересных уроков — это выводы из нового исследования детского благополучия в Тамбовской области.

5 октября в Тамбове прошел круглый стол, где были представлены результаты исследования по измерению Индекса детского благополучия в Тамбовской области в 2022 году. Замеры проводились в 8 регионах и охватили 132 984 ребенка и 115 115 родителей. Тамбовская область участвует в исследовании второй год.

В круглом столе приняли участие генеральный директор Фонда Тимченко Мария Морозова, заместитель начальника управления образования и науки Тамбовской области Марина Быкова, завкафедрой народонаселения экономфака МГУ Ирина Калабихина, эксперты РАНХиГС, представители различных ведомств и НКО региона, сотрудники школ — в общей сложности порядка 30 человек.

Что такое Индекс детского благополучия Фонда Тимченко

Индекс детского благополучия – инструмент оценки качества жизни детей в России, рассчитывается по 18 показателям, объединённым в 6 доменов: Образование, Здоровье, Материальное положение, Безопасность, Социальные отношения, Самореализация.

Индекс разработал Фонд Тимченко вместе с РАНХиГС при поддержке Агентства стратегических инициатив и экспертного сообщества из МГППУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, Общественной Палаты РФ, а также коллег из Израиля, Великобритании, Финляндии и Казахстана.

«Индекс детского благополучия опирается на методологию ЮНИСЕФ, в его основе — ответы детей и родителей. Это делает наш инструмент живым, объективным, системным помощником в оценке реального положения детей в стране. Опираясь на показатели Индекса, органы власти смогут принимать более взвешенные и обоснованные решения для формирования социальных услуг в сфере детства, а фонды и сектор — планировать программы поддержки детей и семей с детьми, а также оценивать их эффективность», — говорит Ксения Франк, председатель Наблюдательного совета Фонда Тимченко, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

По словам Дмитрия Рогозина, руководителя проекта, директора Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, социальная политика детства — одно из самых приоритетных направлений. При этом он отмечает огромный дефицит осмысленной статистики, замеров того, что происходит в области детства. «Больше всего не хватает субъективных данных, то есть данных, полученных от самих детей. А Индекс детского благополучия формируется на основе адекватного и нужного всем заинтересованным сторонам диалога с детьми, где голос ребенка становится основным. Это исследование нужно для того, чтобы поговорив с ребенком, учесть его интересы, желания, страхи в социальной политике», – резюмирует Дмитрий.

Как проходило исследование в Тамбовской области

В рамках исследования было опрошено 14 666 детей из всех муниципалитетов от 10 до 17 лет – это каждый пятый ребенок. Индекс считается по шести базовым доменам, принятым в экспертном сообществе: образование, здоровье, материальное положение, безопасность, социальные отношения, самореализация. Данные для исследования собираются путем анонимного анкетирования детей и родителей – эти онлайн-опросы организуют школы. Выборка стратифицированная: в качестве страты используется муниципальный район. Школы отбираются случайным образом для большей достоверности результатов.

Как работает Индекс

«Показатели, которые мы получили и в этом году, и в прошлом очень ценны для нас, управленцев-практиков, — говорит заместитель начальника управления образования и науки Тамбовской области Марина Быкова. — Мы видим, какие у нас проблемы, можем оценить глубину и отреагировать, простраивая работу в разных сферах — здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта, материального обеспечения».

В качестве примера она приводит изменения в системе дополнительного образования. Прошлогодние результаты исследования показали низкий охват: дети мало интересовались кружками. Тогда область постаралась улучшить ситуацию: появился административный регламент предоставления этой услуги, были внесены изменения в работу электронного программного навигатора для записи на кружки, а также пролицензированы некоторые подвиды допобразования. Все это позволило повысить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет до 79,9% по итогам 2021 года.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Мы как управленцы должны в каждом ведомстве предвидеть проблему и научиться ее профилактировать. Фонд Тимченко работает на опережение, и мы учимся у коллег. Их проекты, такие как Индекс детского благополучия, нацелены на решение государственных задач», — подчеркивает Марина Быкова.

«Индекс помогает наметить больные точки, определить, над чем надо работать, чтобы детское благополучие росло, — говорит Галина Алпатова, директор Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. — Мы проводим исследования в рамках образовательной организации, но они могут быть субъективными. А здесь аналитики работают с широким кругом детей и выдают объективную оценку. Если какой-то критерий западает, пусть даже нам он казался благополучным, все равно на него стоит обратить внимание. Возможно, мы чего-то не видим. Или, наоборот, считаем, что недоработали, а балл неплохой».

По словам Ирины Кожевниковой, заведующей кафедрой педагогики и психологии Тамбовского областного института повышения квалификации, данные Индекса помогут их организации скорректировать методические программы для учителей, рассказать им, как делать школьные уроки интереснее.

А Татьяна Илясова, исполнительный директор некоммерческой организации «Центр социальных проектов», среди достоинств Индекса отметила возможность использовать его статистические данные в грантовых заявках. ЦСП занимается сопровождением выпускников организаций для детей-сирот и их семей, профилактикой социального сиротства, сопровождает замещающие семьи и семьи, которые попали в кризис.

«Эти исследования нам очень интересны, они показывают социальные проблемы в нашем обществе, — говорит Татьяна. — Послушав презентацию, я уже выделила области, где мы как организация можем придумать проекты: чтобы было меньше буллинга в школе, чтобы поднять самооценку ребенка. Как показал опрос, это западает. Мы увидели конкретные цифры, конкретные проблемы благодаря этому опросу. И планируем шаги, чтобы наша работа была более точечной».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий