«Благотворительность – это проявление не жалости, а солидарности»: Аша Курран о #ЩедромВторнике и социальных движениях


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Аша Курран, исполнительный директор инициативы #ЩедрыйВторник, рассказала в интервью сайту Philanthropy in Focus и WINGS, о быстром росте и распространении глобального движения, которое сегодня объединяет более 60 стран. В преддверии очередного #Щедрого вторника, который наступит уже 3 декабря 2019 года, Аша Курран поделилась мыслями о влиянии технологий на формирование общественных движений и о силе демократичной филантропии.

«Филантроп» публикует перевод интервью с сайта Philanthropy in Focus.

Аша Курран

WINGS: В чем смысл концепции «новой власти» для филантропии? Как ее могут применить на практике фонды?

АК: Сегодня мы видим, как растет влияние обычных людей, которые объединяются, чтобы высказать свое мнение, в самых разных сферах жизни. Это люди, которые по одиночке могут не обладать значительным весом или материальными ресурсами, но объединившись, могут многократно усилить свое влияние на ситуацию и часто менять ее в свою пользу.

Наступил век коллективных инициатив и участия. Люди делают все, чтобы их голос был услышан.

В мире филантропии тоже растет недовольство старым форматом работы: когда люди и организации, которые обладают властью и материальными ресурсами, принимают решения, с которыми остальные вынуждены мириться, несмотря на существенную разницу в восприятии социальных проблем у тех, кто дает ресурсы и тех, кто в этих ресурсах нуждается.

Постепенно благотворительный сектор признает, что:

1)наиболее эффективные решения социальных проблем и ценный опыт зачастую находятся на уровне местных сообществ и

2) благодаря сетевому взаимодействию между сообществами рождаются общественные движения.

Постепенно сектор признает (и это один из основополагающих принципов движения #ЩедрыйВторник), что каждый может участвовать в благотворительности, благотворительность каждого важна и существенна, и каждый сам способен принимать решения относительно своей жизни и жизни сообщества, к которому он принадлежит, и наконец, когда множество людей объединяются на уровне сообщества, чтобы совместно решать социальные проблемы, это может привести к реальным изменениям, даже на системном уровне. 

Благотворительность в России: рост по горизонтали

Если говорить о работе фондов, я надеюсь, что они будут вкладывать больше ресурсов в инициативы, направленные на системные изменения, развивая сетевое взаимодействие с единой миссией на глобальном уровне. Думаю, для любого фонда было бы интересно провести эксперимент, перестать финансировать, например, на год любые некоммерческие организации и финансировать только общественные инициативы и движения. 

Нам нужны общественные движения — большие, амбициозные и смелые, чтобы мы жили в мире, где не только у НКО есть достаточно денег, чтобы накормить всех голодающих, но и где прежде всего вообще невозможна ситуация, когда кто-то голодает.

Общественные движения способствуют масштабным изменениям, и часто эти изменения происходят очень быстро. Да, правы те, кто говорит, что в них нет порядка, они зачастую они связаны с рисками, а их масштаб и воздействие сложно оценить, но невозможно отрицать их огромную силу и потенциал. Мне очень хотелось бы, чтобы фонды постепенно свыклись с этой мыслью.

— #ЩедрыйВторник сегодня явление мирового масштаба. Расскажите о том, как вы к этому пришли, и что будет дальше.

АК: Сегодня #ЩедрыйВторник – формальное общественное движение с местными лидерами в 60 странах, которое неформально известно и сопровождается какой-то активностью практически во всех уголках планеты. Лидеры движения на уровне отдельных стран и сообществ (в малых и крупных городах или в сообществах, объединенных по тематическому признаку) формируют экосистему с большим количеством горизонтальных связей, в рамках которой постоянно происходит взаимный обмен информацией и обучение, и люди могут получить поддержку единомышленников и доступ к новым идеям и лучшим практикам ежедневно и круглосуточно. На своем уровне лидеры движения адаптируют его к потребностям и реалиям конкретных регионов и сообществ, но их объединяет общая миссия – сделать наш мир добрее и справедливее.

В сообществе #ЩедрогоВторника постоянно рождаются инновации, и источник этих инноваций – не только НКО.

Например, в этом году #ЩедрыйВторник положил начало двум новым инициативам GivingTuesdayMilitary, которая направлена на то, чтобы вдохновить на добрые дела не меньше миллиона военных, и GivingTuesdayKids – похожая инициатива, в рамках которой мы надеемся увидеть в #ЩедрыйВторник миллион добрых дел, совершенных детьми. Эти инициативы придуманы не НКО: их создали обычные граждане, которые разделяют нашу миссию и активизируют собственные социальные связи и социальные связи своего окружения, чтобы распространить свои идеи на глобальном уровне.

В движении #ЩедрыйВторник  наши представления о том, как сделать мир более щедрым и добрым, гораздо шире, чем просто развитие фандрайзинга. У нас есть лидеры движения с странах и сообществах, миллионы организаций гражданского общества и бесчисленное количество организаций и частных лиц, которые по-разному участвуют в благотворительности, и мы создаем общее пространство, чтобы увидеть более существенное воздействие этой растущей во всем мире доброты и щедрости.

В России стали больше помогать незнакомым людям: вышел Мировой рейтинг благотворительности CAF

— Что интересного вы узнали о разных культурах благотворительности, сходствах и различиях между ними, о том, какие вызовы стоят перед ними, когда движение #ЩедрыйВторник распространялось в разных регионах?

АК: Очень интересно наблюдать различные проявления человеческой щедрости и доброты в разных культурах, и каждое прекрасно по-своему: от «Сусу» в Либерии – благотворительности и взаимопомощи в небольших группах друзей и родственников или в малых сообществах, особенно среди женщин, до «Женского Рождества» в Ирландии, когда в день после рождества мужчины берут на себя все домашние обязанности – уборку, приготовление пищи, присмотр за детьми, чтобы отблагодарить женщин за тот труд, который они берут на себя ежедневно, заботясь о членах семьи, — а женщины собираются и проводят время вместе, дома или в пабе, или «Красного конверта» в Сингапуре, когда люди всех возрастов с почтением опускаются на колени перед представителями старшего поколения в их семьях и желают им удачи и здоровья. Я могу приводить такие примеры бесконечно, и все их объединяют солидарность, следование ритуалам и чувство причастности к определенному сообществу.

Благотворительность присутствует по-разному во всех сферах жизни. Лидеры движения #ЩедрыйВторник в разных странах и сообществах используют #ЩедрыйВторник, чтобы подчеркнуть уже существующие сильные стороны благотворительного движения в своих странах и сообществах или, наоборот, усилить то, что пока не очень хорошо развито, а иногда решают обе задачи параллельно.

Мне больше всего нравится смотреть, как в этот день разрушаются барьеру между теми, у кого есть ресурсы, и теми, кто в них нуждается. Философия этого дня заключается в том, что у каждого есть что-то, чем он может помочь другим, и каждый в чем-то нуждается.

Благотворительность в таком случае – это проявление не жалости, а солидарности. В конечном счете, «филантропия» — это «любовь к человечеству», и каждый человек вне зависимости от того, насколько он обеспечен, может этой концепции соответствовать – совершенно неправильно считать, что филантропом можно стать, только пожертвовав миллион долларов на благотворительность.

— Технологии – это просто новый инструмент или они действительно способны изменить ландшафт благотворительности?

АК: Они уже меняют ландшафт. Люди делают пожертвования онлайн, поддерживая таким образом и НКО, и других людей. Люди делятся теми проблемами, решение которых они хотят поддержать,  социальных сетях. Социальный сектор сейчас безнадёжно отстал по многим направлениям в том, что касается использования цифровых технологий, а также работы с данными, и особенно совместного использования данных. И это отставание может быть ликвидировано только сменой парадигмы мышления некоммерческого сектора: необходимо понять, что ресурсы, которые нам доступны, на самом деле неограниченны.

Нам не нужно конкурировать друг с другом, потому что человеческая щедрость безгранична. Действуя совместно, мы сможем привлечь на свою сторону гораздо больше людей.

Если же говорить о формировании общественных движений, здесь технологии – это инструмент, но инструмент очень мощный. Несомненно, общественные движения существуют уже давно, но сегодня у нас впервые есть такие возможности для быстрого распространения идей, решений и призывов к действиям. Здесь все зависит не от технологий, а от того, какой смысл мы в них вкладываем. Мы их спользуем, чтобы делиться мемами (унижать других людей, внушать неприязнь к чему-то) или просто для того, чтобы делиться своим мнением по политическим и социальным вопросам? Или мы используем технологии, чтобы формировать сообщества и сети, основанные на доверии и открытости? И именно в этом основной потенциал технологий для положительных социальных изменений.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий