Реконструкции, волшебники и #ЩедрыйВторник: как привлечь детей к социальным кампаниям


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Архангельский Центр социальных технологий «Гарант» проводит городские кампании и марафоны с 2011 года, в акциях «Гаранта» принимают участие десятки тысяч человек, в том числе детей.

Менеджер программ «Гаранта» Анастасия Чепиль рассказывает «Филантропу», как организации удаётся проводить успешные городские кампании, в том числе в #ЩедрыйВторник.

Depositphotos

Сделать акции доступными и узнаваемыми, как #ЩедрыйВторник

Первые наши городские кампании мы начали проводить почти 10 лет назад. Наш центр с 2011-го по 2016 год проводил марафон «Добрый Архангельск»: в дни марафона благотворительность выходила на улицы. Мы ставили в разных общественных местах огромные бутыли с наклейками, рядом стоял волонтёр, который следил за сбором и рассказывал, на что собираем. С 2016 года «Гарант» присоединился к #ЩедромуВторнику, и число тех, кто хотел участвовать в наших акциях, выросло ещё больше.

В том же 2016 году появился благотворительный марафон «Область добра» и сайт, работающий  по принципу краудфандинговой платформы, где организации и активисты могут собирать средства на свои инициативы. В 2018 году, например, на сайте «Область добра» было собрано около 1,5 млн рублей, а с 2016 года — 2,46 млн рублей. Недавно были сборы на красивые скамейки в монастыре, на фотовыставку в перинатальном центре, с проверенной и полезной информацией для  мам с недоношенными детьми. Собираются средства на парк Фёдора Абрамова в селе Карпогоры, на родине писателя, на программу развития детского спорта «МоРоШка», на социальную квартиру для бездомных женщин…

Мы предлагаем жителям всем миром поддержать инициативы наших партнёров и других активистов, которые будут реализованы в области.

#ЩедрыйВторник взял на себя роль марафона благотворительных акций, яркого события, к которому люди уже привыкли. Но это не одномоментный большой праздник, а множественные акции под единым зонтичным брендом. Кто-то продаёт «добрые цветы» или «добрые капкейки», возит малышей в приют для животных или рисует открытки для ветеранов в Доме престарелых, а все вместе мы распространяем идеи #ЩедрогоВторника и создаём информационную волну. Кстати, кроме архангелогородцев движение поддержали наши коллеги из Новодвинска и других городов области.

Каждый год это происходит по-разному. В прошлом году, например, после #ЩедрогоВторника стартовала Неделя гражданского общества, мы её проводили  совместно с Министерством экономического развития Архангельской области, которое нас поддерживает. К Неделе присоединилось множество государственных организаций, например ЦСО.

#ЩедрыйВторник — моя любимая инициатива, и это очень здорово, что под его флагом собралась такая большая команда единомышленников, накопился полезный и качественный опыт. Можно сказать, что мы только запустили мотор, а «машина» поехала сама.

Детям важно дать в руки инициативу — и тогда они включаются с энтузиазмом

Детей мы вовлекаем в наши активности с 2011 года, они — важные участники наших мероприятий. Ещё во время «Доброго Архангельска», когда нам нужны были волонтёры для массовых событий, мы обратились в детскую организацию ЮНА («Юность Архангельска»), провели обучение, рассказали, кто мы такие, что делаем. И подростки включились с таким энтузиазмом! Они не только выполняли наши поручения, но и придумывали свои активности: пели, танцевали, сочиняли свои номера для открытия. Наши площадки позволили им выплеснуть творческую энергию.

Ведь только перетаскивать коробки или надувать шарики тяжело и скучно, но когда ты ещё становишься зажигательной частью праздника, на тебя устремлены взоры людей, ты слышишь слова благодарности — это очень воодушевляет.

Нам удалось втянуть в предпраздничные хлопоты даже малышей из детских садов. Мы раздали им макеты ангелов — символа нашей организации и города Архангельска — и предложили раскрасить их по шаблону и наклеить на палочки. Откликнулось несколько детсадов, ребятишки с удовольствием принялись раскрашивать, и на каком-то этапе мы поняли, что ситуация вышла из-под контроля. Увлеклись все — не только дети, но и воспитатели, родители… Ангелочки приобрели гламурный вид, обросли пайетками, блёстками, перьями, их оклеивали цветной бумагой. В результате мы получили  пять коробок отличной сувенирной продукции.

Потом, во время благотворительных сборов, студенты-волонтёры дарили этих прекрасных ангелов всем, кто бросал своё пожертвование в бутылку. Нам их хватило надолго. Получилась уже не торговля, а тёплый и  памятный эмоциональный отклик, сувенир, сделанный детскими руками, который хочется сохранить на память, а не выбрасывать в мусорную корзинку. И напоминание о том, что благотворительность бывает не только полезной, но ещё и красивой.

В благотворительности каждый найдёт себе дело

В НКО каждому найдётся место. Чем бы ты ни любил заниматься — петь, танцевать, изображать клоунов, дрессировать собак, — твои таланты всегда пригодятся. На каком-то этапе мы подружились с реконструкторами. Познакомились с ними четыре года назад, когда они регистрировали свою организацию. Предложили им присоединиться к нашей акции во время #ЩедрогоВторника — сбору пожертвований в пользу программы для тяжелобольных детей «От сердца к сердцу». Они нарядились в рыцарей — латы, шлемы, мечи, всё как полагается, вышли в торговый центр и предлагали людям сделать любое пожертвование, а затем и сфотографироваться с ними на фоне баннера #ЩедрогоВторника. Девушки танцевали в исторических костюмах, парни давали всем желающим подержать мечи, рассказывали исторические факты…  Так за час они быстро собрали 7 тысяч рублей, и это несмотря на минимальный опыт в фандрайзинге.

Когда перед тобой живой рыцарь, как тут откажешь в пожертвовании?

Фото предоставлено пресс-службой

Кстати, клубы реконструкторов существуют в любом городе, и я рекомендую коллегам выйти на них и пригласить к сотрудничеству. Они креативные люди и непременно придумают яркие и запоминающиеся штрихи для общего праздника, создадут настроение, внесут искорку весёлого сумасшествия. А для журналистов более лакомого информационного повода и не найти!

Также можно постучаться и к косплейщикам — они тоже участвовали в акциях по приглашению коллег ещё в «Добром Архангельске».

Как-то ребята нарядились в юных волшебников из Дурмстранга, Школы чародейства и волшебства из «Гарри Поттера», что вызвало неподдельный интерес у подростков. Косплейщики с радостью согласятся участвовать в благотворительных акциях, поскольку они творческие и открытые люди и благотворительные праздники в небольших городах могут стать для них хорошей площадкой для творчества.

Важно учитывать разные форматы и интересы детей

Работа с младшими школьниками и подростками — это разные форматы. Подростки такие же люди, как и мы, но с очень развитым критическим мышлением.

Они могут задавать море неудобных и колючих вопросов, например: а почему кто-то собирает деньги в поездах и на личные карты, это тоже благотворительность?

Ты должен ясно понимать, что ты делаешь, иначе своей любовью к делу их не заразишь. Вот младшим надо ставить и проговаривать чёткие задачи. И действовать с помощью учителей, воспитателей, то есть значимых взрослых, которым они доверяют.

У многих коллег есть дети, и это кладезь полезных контактов и неиссякаемый источник информации. Можно прийти в школу к своему ребёнку, рассказать на классном часе, чем занимается ваша организация. Учителя узнают, что вот эта мама делает что-то социально полезное и интересное, и обязательно откликнутся. Дети занимаются в драмкружках, театральных коллективах, состоят в школьных и студенческих волонтёрских отрядах и  могут стать замечательными помощниками. Так, танцевальный коллектив детского сада в Новодвинске дал концерт для воспитанников интерната с инвалидностью в честь #ЩедрогоВторника.

Сейчас мы дружим с волонтёрским центром САФУ (Северного [Арктического] федерального университета), люди, которые его возглавляют, когда-то были и нашими волонтёрами, сейчас они продолжают нам помогать, даже когда уже окончили вуз. Раскрою секрет: у нас нет постоянного волонтёрского отряда. Зато у нас множество друзей в других организациях, куда мы обращаемся за поддержкой. #ЩедрыйВторник мы делаем не только и не столько для «Гаранта», сколько для огромного числа других НКО и активистов — это большой партнёрский проект. НКО-участники втягивают в свою воронку активностей людей вместе с их семьями, воспитывая в детях культуру благотворительности. Можно растить активистов из детей ваших взрослых сотрудников и волонтёров. Глядя на родителей, дети начнут подражать им и понимать, что сами могут сделать для других. Многие из наших юных волонтёров по мере взросления создавали свои проекты, работали с другими НКО, сейчас уже сами пишут инициативы для конкурса, и это огромный результат.

Чтобы дети стали партнёрами взрослых, требуется не так уж много ресурсов

#ЩедрыйВторник позволяет нам вести большую просветительскую работу среди школьников, рассказывать о полезных делах и добрых инициативах, о том, что такое благотворительность и волонтёрство. К примеру, мы везём их в конный клуб любителей лошадей, на попечении которого находятся старые лошади или лошади с инвалидностью. Заводчики от них избавились, поскольку крутые скачки они уже не потянут. Но эти бедолаги нашли в клубе свой дом, тихо и спокойно катают детей. Малыши угощают животных морковкой или яблочком. Но такая поездка — это не просто развлечение, попутно они ещё и узнают о том, что нужно защищать и беречь всех, в том числе и состарившихся животных, узнают и об организациях, которые это делают.

Если дети пришли на праздник и у них праздничный настрой, то они не станут слушать сухую лекцию о благотворительности, но как рассказать о ней весело и не занудно? Конечно, через квест! Вместе с Ольгой Шевелой, коллегой из благотворительного фонда «Взамен», мы придумали игру про волонтёрство. Там были «домики» с названиями направлений волонтёрской деятельности и карточки с добрыми делами. К примеру, «Ваня и дедушка починили скамейки», «Вася водит экскурсии для незрячих людей», «Юля и Маша помогают приюту для животных», «Таня со своей собакой помогает поисковому отряду и ищет пропавших детей»… Детям предлагалось отправить персонажей в соответствующие «домики»: медиаволонтёрство, безопасность, творчество, экология и так далее.

Ребята играли в течение нескольких часов, задавали разные вопросы, обсуждали понятные для них и конкретные вещи, например первую помощь пострадавшим, починку скамеек, посадку деревьев.

А уж «Оля и Настя проводят с детьми игру про волонтёрство» —  это всем особенно понравилось, потому что «про нас»! Конечно, это всё понарошку, но нам важно, чтобы они слышали и запоминали ключевые слова.

Также интересно им было играть в «Добрую почту». Мы задумали, чтобы они написали на наклейках с логотипом #ЩедрогоВторника добрые слова для своих друзей, а потом решили сфотографировать их и разместить в соцсетях. Но наша акция немного пошла не так: ребята проявили мгновенную реакцию — написали и тут же побежали дарить наклейки друзьям. А в детских садах Архангельска, Новодвинска, Северодвинска мы предложили воспитателям поговорить о том, что такое доброта и щедрость.

И нам прислали наивные, но трогательные и образные цитаты: «Доброта — это когда что-то хорошее делаешь другу, а если ты ещё и сильный и умный, то получится щедрость». «Щедрость — это такая доброта, которой хватает на всех»…

Но надо учесть непредвиденные риски, если вы работаете с детьми. Когда-то, ещё во времена «Доброго Архангельска», мы предложили школам собирать макулатуру. Ребята азартно включились в соревнование на самую «макулатуристую» школу города. И так увлеклись, что затоварили все входы и выходы, учителя жаловались, что невозможно войти в школьное здание. Ведь стоит только кинуть клич, и дети примутся с воодушевлением собирать всё что угодно: крышечки, игрушки, канцтовары для «коробки храбрости». Вообще для того, чтобы дети стали  партнёрами взрослых, нужно не так уж много ресурсов. Достаточно втянуть их в тематическую игру, рассказать трогательные истории о хороших и полезных делах, устроить состязание, квест, викторину.

Личный пример всегда работает лучше всего

Я не организатор мероприятий «Щедрого вторника», скорее амбассадор, посланник идеи. Помогаю с печатными материалами и медиастратегией разным НКО, выступающим под этим расписным чудо-«зонтиком», рассказываю, что делают другие организации, показываю примеры, но ничего для них не придумываю —  дальше они уже сами выбирают, куда двигаться.

Когда я училась в САФУ, я тоже занималась волонтёрством. Мы с однокурсниками разбирали литературное произведение по методике и устраивали викторину для школьников с театральными сценками.

И нам классно, и школьникам полезно, они на нашем примере учились активизму. Мы им показывали, что полезные дела можно делать не для галочки, а в своё удовольствие.

Так я и сама попала в благотворительность — совершенно случайно. По специальности я филолог и преподаватель русского языка и литературы. Моя коллега попросила помочь на одной из конференций в центре «Гарант». Я тогда писала диссертацию, собиралась заниматься наукой и изучать фольклор современного города. Но увидела, чем люди занимаются, и так осталась в НКО. Поняла, что наука —  это не моя история, мне интересны люди.

Что будет дальше? Рано или поздно мы научимся жить в новых условиях, перестроимся и найдём другие форматы. Да, громких многолюдных событий, скорее всего, больше не будет. Но останется деятельность, объединяющая «подростков от 18 до 80 лет». В конце концов, что мешает виртуально обнимать друг друга, рисовать тех же ангелочков и посылать по имейлу… Ведь душевное тепло можно ощутить даже онлайн.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий