«Людям понравилось помогать»: Мария Черток о трендах филантропии, социальных движениях и пандемии


30 ноября пройдёт #ЩедрыйВторник — международный день благотворительности, когда люди по всему миру объединяются ради выполнения добрых дел. Главным амбассадором и организатором этой кампании в России выступает благотворительный фонд развития филантропии «КАФ». Мы поговорили с его директором Марией Черток о планах на #ЩедрыйВторник2021, влиянии пандемии на благотворительный сектор, а также узнали об основных тезисах международного симпозиума филантропии «КАФ».  

Саммит #ЩедрыйВторник-2021

Про #ЩедрыйВторник2021 

— Совсем скоро наступит #ЩедрыйВторник. Что нас ждёт в этом году? 

— Щедрый вторник — это коллективный процесс, большая кампания, в которой участвует огромное количество людей по всей стране. И хотя мы организаторы, содержание и план акций зависят от самих участников. Мне кажется, в этом главная сила #ЩедрогоВторника — в открытости, в свободе выбора. 

Наша задача как организаторов — стимулировать активность, дать участникам повод для вдохновения, площадку для коммуникации и инструменты, чтобы они создавали свои мероприятия. И аккумулировать всю актуальную информацию, общаться со СМИ, чтобы транслировать идею #ЩедрогоВторника.

Мы ожидаем, что #ЩедрыйВторник2021 будет масштабнее, чем прошлый. Так всё время происходит: новый «щедрый вторник» оказывается масштабнее предыдущего. Участвует все больше городов, наши идеи доходят до самых отдаленных уголков страны. Это видно на карте «Щедрого вторника» — там появляются события в местах, о которых раньше никто из нас не слышал.  

— Где находятся основные партнёры #ЩедрогоВторника? 

Есть организации, которые мы называем региональными координаторами. Они стимулируют активность, развивают общественные кампании на уровне города или региона. Мы активно с ними взаимодействуем и всячески поддерживаем. Например, фонд «Гарант» в Архангельске и «Сила Сибири» в Боготоле. В этом году мы заметили, что в регионах, где нет официального координатора, они стали появляться органически: какая-то НКО просто берет на себя инициативу и развивает ее. Или даже несколько организаций объединяются и создают совместные кампании в  #ЩедрыйВторник. Так произошло в этом году в Петрозаводске и Нижнем Новгороде. Конечно, нам хочется, чтобы общей активности между фондами становилось больше, и в планах на будущий год у нас стоит задача расширить географию региональных координаторов. Возможно, организовать что-то вроде клуба или сети региональных лидеров для обмена опытом и взаимной поддержки. 

Думаю, в регионах есть своеобразный «голод на позитив». Организациям не хватает активности, которая позволяет сообществу объединяться и решать важные и в то же время приятные задачи. Там, где есть такая инициатива, развитие и сплочение сообщества, дело идёт гораздо лучше. Мы видим это не только по #ЩедромуВторнику, но и в рамках нашей программы развития местной филантропии. В больших городах больше постороннего шума, сложнее работать с сообществом как с единым целым. В Москве, Питере и других региональных центрах фонды организуют много событий, но они не приобретают характер совместной кампании, а в небольших населённых пунктах есть возможность согласованного действия.

Балет, добрый кофе и утроение пожертвований: как отметить #ЩедрыйВторник-2021

— Как пандемия повлияла на отношение к подобным мероприятиям? 

— Когда пандемия только началась, мы организовали внеочередной #ЩедрыйВторникСейчас. Он не был таким масштабным, но задал тренд на помощь пострадавшим от пандемии, врачам, медицинским учреждениям. Например, акция «Борода для врача» фонда «Жизнь как чудо» была именно про солидарность с врачами, которые спасали наши жизни. И тематика пандемии до сих пор активно присутствует в мероприятиях некоммерческих организаций. Все-таки многим фондам и конкретным группам людей помощь нужна до сих пор, пусть она и не такая масштабная и срочная, как это было в начале 2020-го.  

Конечно, изменилось и отношение людей к благотворительному сектору в целом. Пандемия дала импульс к развитию благотворительности, в том числе и частной.

Люди стали чаще принимать участие в подобных акциях, им понравилось помогать. Да и в целом уровень доверия к деятельности некоммерческих организаций заметно вырос. 

Из-за ограничений многие акции перешли в онлайн. И это грустно, потому что люди не встречаются лично, не могут ощутить единение на почве благотворительности — всё-таки личное общение имеет особый шарм и его сложно заменить зумом. Но есть и плюсы: онлайн-форматы позволяют реализовывать экстерриториальность, масштабировать охваты. Теперь в мероприятиях даже небольшого города из глубинки могут принять участие люди из других регионов. 

— Как лично вы планируете провести свой #ЩедрыйВторник? 

— У меня есть традиция: каждый год я обязательно делаю некоторое количество пожертвований на платформе «Благо.ру». Тем более что в #ЩедрыйВторник они удваиваются, а в этом году будут даже утраиваться! В остальном же для нас это обычный рабочий день: мы общаемся с журналистами и активно продвигаем деятельность наших партнеров, призываем всех присоединиться к нашей благотворительной идее. 

«Самый верный способ что-то поменять – сделать это вместе»: правила #ЩедрогоВторника

Про международный симпозиум

— Девятого ноября прошёл первый международный симпозиум фонда развития  филантропии CAF. Как это было? 

— Это было уникально. Мы действительно провели первое в своём роде онлайн-мероприятие: партнёрские организации фонда «КАФ» из разных уголков мира собрались на одной площадке, чтобы поговорить о ситуации в благотворительном секторе и мировом благотворительном обществе. Эстафета буквально перемещалась за солнцем: от Австралии до США и Канады, проходя через Россию, Южную Африку, Индию и Европу. И каждая партнёрская организация создала свой кусочек этого большого симпозиума, который длился 19 часов. Участники могли присоединиться к сессиям в своей стране, а также послушать коллег за рубежом. 

Признаюсь, я не ожидала такого отклика: у нас было в общей сложности почти две тысячи участников, и это очень хороший показатель для первого опыта. 

— Какие основные тенденции развития благотворительности в мире вы заметили по итогам симпозиума? 

— Таких общемировых трендов несколько. Например, коллеги из Индии и Великобритании обсуждали проблему важности изменения позиционирования доноров, которую на своих сессиях затрагивали и мы. Несмотря на рост корпоративной благотворительности, которая в Индии, к слову, обязательна по закону, финансирование распределяется лишь на ограниченное количество краткосрочных нужд и не способствует развитию НКО в долгосрочной перспективе. Из-за этого истощается общий ресурс организации. Такие тенденции характерны для других стран тоже — к НКО относятся как к инструменту затыкания социальных дыр, а не как к субъектам развития. Нашему сектору надо работать над формированием идеи того, что донорам важно инвестировать в сам некоммерческий сектор, его устойчивость и профессионализм — иначе не добиться глобальных изменений. 

Про социальную повестку 

— Вы входите в редакционную коллегию журнала Alliance. Как, на ваш взгляд, сейчас меняется освещение социальных тем в журналистике?

— Журнал Alliance — это международный рупор филантропии, и в этом году он отметил своё 25-летие. Мы выпустили юбилейный 100-й номер,  где было много рефлексии о том, что произошло с сектором за 25 лет и что может и должно произойти в ближайшие 25 лет. 

В освещении социальной повестки за последние годы произошёл огромный сдвиг: социальные темы стали больше, чаще и качественнее освещаться не только в профильных СМИ, но и в других изданиях. 

Социальная повестка актуальна в медиапространстве, и это важно, потому что таким образом повышается информированность и осознанность граждан. Это же прямая зависимость: чем больше люди разбираются в проблеме, тем больше шанс, что они будут участвовать в её решении, изменят своё отношение к происходящему. 

Но при этом я до сих пор наблюдаю такое «негативное нагнетание» во многих материалах. Например, часто используют устрашающие заголовки и слезливые истории, обязательно добавляется страшное фото. Люди думают, что так лучше для фандрайзинга, ведь деньги чаще приходят именно в ответ на грустные истории. «Если всё позитивно, зачем вам моя помощь?» Но общество устало от ужасов, и пора менять подход к освещению таких тем. В принципе, тенденция на смену этой парадигмы уже есть: НКО стараются уходить от токсичной благотворительности, на форумах и вебинарах обсуждаются этические вопросы. Мы, например, на платформе «Благо.ру» не собираем деньги через такие тексты, всегда стараемся заложить позитивный посыл, который может реализоваться, если человек окажет помощь. 

840 миллионов рублей за год: исследование платформ онлайн-пожертвований

Про БФ «КАФ»

— В этом году вы опубликовали отчёт за 2020 год. Что в нём главное? 

Главное в этом отчёте то, что он состоялся! Это первый годовой отчёт благотворительного фонда развития филантропии «КАФ».

В последнее время мы проходили через некоторые организационные преобразования — и уже в собранном, финальном виде выпустили этот документ. 

Мы постарались во всей полноте отразить нашу деятельность за 2020 год. Особенно много сил было вложено в раскрытие сути наших программ. Всего их три: развитие культуры благотворительности, укрепление сообщества и повышение качества и доступности помощи. Мы также рассказали про исследования, которые проводим в рамках нашей работы. Они помогают понять общую картину благотворительного сектора, увидеть намечающиеся тенденции. В том числе там есть результаты исследования, посвящённого деятельности НКО в период пандемии. 

Как россияне участвовали в благотворительности в год пандемии: результаты исследования

Мы понимаем, что для многих наших партнёров «КАФ» — это слон из той притчи про слепых: кто-то обнимает ногу, а кто-то трогает за хвост, целиком же объять не получается. И этот годовой отчёт — важный документ, который помогает понять, чем всё-таки мы занимаемся как организация и в каком направлении движемся. 

— Расскажите немного про команду фонда. 

— Этот вопрос мне задают очень редко, и я рада, что вы спросили. Потому что в нашем деле важен каждый человек, независимо от рода его деятельности. 

В этом году мы сдавали много отчётов по вакцинации сотрудников и переходе на дистанционку,  поэтому я успела выучить, что всего у нас в фонде на постоянной основе работает 61 человек. Большая часть работают в программном отделе, потому что деятельность там обширная. Отчёт готовили коллеги из группы коммуникации, которая в последние годы значительно выросла в количественном и качественном отношении. И именно эти прекрасные люди занимаются организацией #ЩедрогоВторника. Мы очень дорожим нашими юристами и финансистами — они помогают соблюдать прозрачность, правильно и своевременно отчитываясь за каждую полученную копейку. Кроме того, у нас есть маленькая, но очень бодрая группа IT. Благодаря её усилиям мы ускоренными темпами проходим цифровую трансформацию,  а ещё недавно обновили сайт — теперь он максимально удобный и понятный. 

Я заметила одну особенность: наша команда состоит из людей разного возраста. Есть совсем молодые люди, которые только после вуза пришли, а есть коллеги уже на пенсии, но они продолжают делиться своим опытом. И главное — это не вызывает конфликтов. Скорее, наоборот, только обогащает нашу атмосферу и делает подход к работе всесторонним.  

— Пандемию с такой командой оказалось проще пережить? 

— Мы, как и большинство, оказались не готовы к такому кризису. Но у нас было достаточно инфраструктуры, чтобы этот нелёгкий период прошёл не так болезненно, и достаточно доверия и энтузиазма в команде, чтобы работа оставалась столь же эффективной. А благодаря нашим коллегам из IT-отдела, которые быстро добавили новые функции и сервисы, организовали совместную удалённую работу, мы довольно быстро почувствовали себя комфортно на удалёнке. Поэтому я уверена, что работа не пострадала. Весной 2020-го мы сделали даже больше, чем планировали, взять хотя бы экстренный #ЩедрыйВторникСейчас и фонд быстрого реагирования, из которого мы выдавали небольшие гранты на неотложную работу НКО в период пандемии.

Людям было сложно перейти на новый формат, но за полтора года такой работы все привыкли. И сейчас уже я не уверена, что мы когда-то всем составом выйдем в офис. 

Я воспринимаю это время как опыт работы в кризисных ситуациях, который имеет и свои плюсы. В начале года мы запустили программу «Обними цифру», она направлена на помощь НКО в цифровизации процессов, переходе в диджитал-формат. Научились проводить такие классные онлайн-мероприятия, как саммит #ЩедрогоВторника. 

Думаю, мы достойно прошли пандемию и помогаем это сделать другим НКО. 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий