Музыкотерапия в Ярославле


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Задумывались ли вы, почему в дворянских семьях было принято держать птичьи клетки с большим количеством канареек и щеглов? У помещика Сербина «на стенах залы и некоторых других комнат, а также на потолках и окнах висели клетки, числом до сотни, с птицами разных пород… Небольшая задняя комната, с сетчатою занавеской вместо двери, отведена была для канареек: там они плодились и множились, весело летая и неумолкаемо распевая».

Можно решить, что это было сделано для детей. Но взрослые и приезжие гости также любили послушать пение птиц и ощутить себя несколько иначе, чем обычно, почувствовать радость, гармонию, погрузиться в иной мир чистоты, света и музыки.

И поныне люди любят гулять в лесу, чтобы послушать пение птиц, отдохнуть душой и набраться сил. Так происходит самый простой и незаметный способ лечения музыкой, — музыкотерапия.

Первым связь между музыкой и терапией открыл греческий ученый и философ Пифагор. Он говорил так: «Если некто слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил».

В 19 веке французский врач-психиатр Эскироль стал использовать музыкотерапию в психиатрических клиниках. Но наибольшее распространение наука получила после Первой мировой войны. В 30-х годах музыку использовали в качестве анестезии в стоматологии и хирургии, при лечении язвы и легких форм туберкулеза, а также для облегчения родов. Этот опыт в дальнейшем пригодился после окончания Второй мировой войны.

Современная музыкотерапия изучает воздействие музыки на центральную нервную систему. Влияние ее настолько велико, что может приводить к гормональным и биохимическим изменениям человеческого организма.

Зачастую этот вид терапии совмещает в себе сразу несколько родственных видов. Это может быть рисование под музыку, постановка музыкального театра, сочетание музыки и танца. Музыка может влиять на человека при одном простом прослушивании. И наконец, при одновременном прослушивании и прямом взаимодействии, проще говоря – при игре на музыкальном инструменте или пении.

Даже в самом отображении предмета может заключаться терапия: например, когда мы видим и слышим старинное немецкое пианино или рояль марки «Bechstein» или «Steinway & Sons». Звуки органа в филармонии и в католическом храме также будут воздействовать на эмоциональное состояние и восприятие звука каждым отдельным человеком по-разному.

Любой музыкант скажет, что, когда он занимается музыкой, то полностью проникает в нее, растворяется в ней, впадает в экстаз и забывает обо всем вокруг. Это состояние может длиться до нескольких часов. За это время организм человека берет все необходимое ему, чтобы восстановить физические силы и душевный комфорт.

Именно это состояние блаженства побуждает людей двигаться все дальше и дальше в музыкальном образовании, начиная с музыкальной школы и заканчивая консерваторией и постоянным совершенствованием в искусстве музыки.

Так, с 2004 года в ЯГПУ имени К.Д.Ушинского в рамках специальности «Музыкальное образование» была открыта специализация «Музыка как средство психолого-педагогической коррекции».

Теперь студенты получают знания о музыкально-терапевтических техниках, осваивают практические навыки работы в этой области. В дальнейшем это позволит им успешно решать различные эмоциональные проблемы детей и взрослых средствами музыки. А в 2014 году начала работу образовательная программа «Музыкотерапия в образовании».

Примечательно, что первым арт-направлением в Ярославле, которое теперь изучается в рамках профессиональной программы, стала именно музыка. Теперь каждый желающий может получить высшее образование в этой сфере, если захочет посвятить свою жизнь помощи людям посредством музыки.

Но не все приходят в музыку по одному сценарию. Так, Алексей Зверев, вокалист группы «Лишний повод», рассказывает:

«Я слушал музыку с детства, играю лет с шестнадцати. В 2010 году мы образовали коллектив. Бывает, что на наших выступлениях вместе с родителями приходят дети. Они слышат элементарный ритм, пляшут и резвятся. Изменила ли меня музыка? Мне кажется, да. Я меняюсь под воздействием любых вещей, — каждая нота, каждая идея меняет меня».

А Даниил Красичков и вовсе дал целое интервью на тему того, как музыка влияет на организм человека. Даниил – джазовый музыкант со стажем. Он играет на нескольких музыкальных инструментах и является частью джаз-оркестра Алексея Терентьева. А еще он очень любит Шекспира.

Темой нашего разговора стала музыкотерапия. Я поговорила с Даниилом о том, что он думает о влиянии джазовой музыки на человека. И вот что из этого получилось.

Как ты пришел в джаз и сколько лет в нем? На каких инструментах играешь?

Я не пришёл в джаз. Это он пришёл в меня. Сперва играл на трубе и малом\большом барабане и тарелках в единственном играющем детском оркестре в то время, — в ДКЖ под управлением Станислава Викторовича Рябцева (кулисного тромбониста) и Адольфа Павловича. По сути, изначально я барабанщик-универсал. Но когда после университета по специальности «Физика\радиоэлектроника» пошёл работать на моторный завод по специальности «Инженер\производственник», однажды, едя в маршрутке на работу и услышав песню «Марсель — Вспомню ли я», понял, что мне хочется больше на саксофоне поиграть, чем по утрам ездить в литейный цех.

И тогда я начал отпрашиваться со смены и ездить на занятия к Игорю Евгеньевичу Тычинину во Дворец Пионеров в Брагино. На зарплату я сумел купить плохонький китайский саксофон Brahner. Сперва совмещать работу на заводе и обучение было непросто. Тем не менее, за три недели я сумел подготовиться и поступить в училище имени Собинова (ныне колледж) на саксофон. И вот тут началось.

Стало понятно, что образование в упадке и очень слабое не только здесь, но и в целом по стране, поэтому пришлось выкарабкиваться самому. И на помощь пришёл джаз как наука. Практическое его изучение сформировало минимально необходимый навык для становления музыкантом в полном смысле слова (нотником академического и эстрадного стиля + того, что грубо называют «джазовиком»).

А музыкант в полном смысле слова может сразу, с ходу чисто сыграть всё, что существует во всех существующих вариантах и системах. То есть спустя 6 лет я могу назвать себя начинающим музыкантом.

Играю в основном на родственных флейте инструментах: на деревянных флейтах (поперечной оркестровой, тин-вистл, блок-флейте и прочих), на саксофоне. Продолжаю играть на трубе и помповом тромбоне. И также — на всех ударных (перкуссия, ударная установка и прочее).

Какое влияние, по твоему мнению, джазовая музыка оказывает на людей, детей?

Забавно, что ты разделила людей и детей как отдельные классы существ. Это отчасти совпадает с реальностью. Прослушивание (в меньшей степени) и исполнение музыки на инструментах (в частности, пение) сильно задействуют мозг (ядро и периферию нервной системы). Сеть нейронов разрастается, развитие происходит в высокой степени, — гораздо большей, чем заучивание идей в виде слов. Человек наряду с другими видами подготовки в комплексе рискует стать человеком в полном смысле слова (по Шекспиру): начинает размышлять о жизни, об устройстве мира и социальной жизни, его постигает разочарование и отчаяние, которое через время сменяется прозрением. Затем его постигает мечта и надежда, и он расцветает в стремлении. Он даже может перестать быть наркоманом, перестать курить сигареты и пить этиловый спирт.

Также есть большая вероятность, вследствие возникновения высокой сознательности, что появившийся человек вследствие осознания перестаёт пропускать в себя идеологию раба и потребителя.

Современная Россия, на мой взгляд, активно препятствует развитию культуры, в частности, серьёзному занятию музыкой, изобразительным искусством. Всё поверхностно и несерьёзно. Общество продолжает упрощать, дифференцировать и разрушать образование в целях формирования стадных людей, обессиленных от массового употребления отравляющих веществ, безвольных, неспособных к осознанию подлинной ситуации и действенного противления целенаправленному разрушению нравственных\духовных\культурных базовых ценностей земли их предков.

Если говорить о влиянии джазовой музыки на человека, то смотря какая джазовая музыка. Джаз традиционный и би-боп — это по сути песенки. Не вполне серьёзная музыка. Однако метод их исследования и изучения, а также тренировочный цикл, предполагаемый в процессе изучения и исполнения материала, является базовой школой, минимально необходимой и достаточной для профессиональной деятельности в аналогичной сфере, — исполнении песенок. В плане глубокого осознания этот раздел джаза и музыки со стороны стиля не так велик.

Далее — арт-джаз, авангард и модальное contemporary jazz — более серьёзный со стороны осознания и подлинного самовыражения. Он ближе и к академической музыке.

Подлинное развитие и утончение «души» (того, что люди именуют душой, слабость лелея тайком свою в уме) происходит при прослушивании (в меньшей степени) и при исполнении (в высокой степени) академической музыки.

Особенно это касается классической её части, — того, что массы не вполне осознанно именуют «классикой», а вернее будет это называть «классикой академической музыки». Речь идет об академической музыке до революции, до возникновения звучности, — импрессионизма, модерна (Клод Дебюсси, Морис Равель, Эрик Сати и прочие революционеры академической музыки). Прослушивание и исполнение классики академической музыки создаёт базовые условия для глубокого осознания социального бытия человека, а также для осознания Бога в энтологическом и эсхатологическом понимании, где Бог осознается как категория бытия: Бог=Природа, Бог=Вселенная.

Именно классическая и современная академическая музыка, а также часть джазовой музыки (неразвлекательный джаз) близка к образам Природы, то есть Бога, — образам леса, птиц, животных; элементов, — огня, ветра, камня (земли) и воды. Это одно из условий формирования человека в полном смысле слова (по Шекспиру), — формирование осознанности.

На психомоторном уровне происходит серьёзное разрастание объема коры больших полушарий и закрепление психосоматических цепочек. При воздержании от употребления мутагенов (этанола, наркотиков, модифицированной и химической пищи и канцерогенов), поведенческие реакции и морфология мозга передаются последующим генерациям — детям, которые с рождения становятся одарёнными и талантливыми, склонными к становлению людьми и не склонными к становлению рабами.

Таким образом, подлинная музыка вместе с занятием изобразительным искусством, танцевальным и прочими видами художественного искусства в массовом масштабе формирует общество людей, а не рабов-потребителей. Такое общество склонно исключительно к созиданию, миру, прогрессу и науке, отсутствию войн.

За Быль (противоположность тому, что лукаво называется Историей) такие общества встречались. Это общество Древней Греции, где использование искусства для прогресса было массовым. Многие каноны и разработки этого общества используются сейчас во всех сферах как искусства, так и производства. Это прямое следствие глубокого эстетического воспитания в сочетании с натурфилософией в ряде поколений.

Какие людей ты видишь на своих выступлениях?

Поскольку сейчас мы имеем дело с обществом потребления, в массе своей это три поколения, начиная с поколения пепси-колы, и четвертое поколение, которое подвержено влиянию «ротации на радио и в СМИ». Примитивная, бездушная и несознательная музыка навязывается им со стороны. Это потребители массовой музыкальной культуры — по большей части, простейших неизысканных песенок на 4-8-16 аккордах, где поёт певец ртом (в трети случаев мимо нот и ритма), словами выражая и пропагандируя идеи нравственной разнузданности и опущенности (русский рэп, клубная музыка, расхристанные команды вроде Ленинграда и подобных), насаждая животную экзистенцию как центральную, единственно необходимую часть существования и предотвращающую становление человека в полном смысле слова (по Шекспиру).

Вследствие нищеты, в которую погружается российское общество, для выживания музыканты вынуждены играть так называемые «каверы», то есть приближенные в той или иной степени к оригиналу исполнение песен для беснования вышеупомянутых четырех потерянных поколений. В основном они и приходят на концерты этих развращающих звуков.

Затем это клубная и кабацкая деятельность, где шабашки=»халтуры»=заказы по работе на корпоративах\свадьбах\юбилеях\днях рождениях. Картина в среднем точно такая же, однако материал может быть духовно на несколько ступеней выше. Это качественная зарубежная поп-музыка, а также крайне немногочисленная, качественная, отечественного производства поп-музыка. Аудитория понятна: это заказчики, в основном состоятельные, в категории от 30 лет, частично сознательные (поколение до поколения П, то есть до начала целенаправленного духовного разложения).

По поводу джаза, то есть исполнения каверов на джазовые стандарты американской музыки. С начала эпохи Битлз эта музыка перешла из категории танцевальной в категорию элитарной, и в России она также элитарна. В основном её слушают под конкретную ситуацию либо искушенный слушатель, либо слушатель интересующийся, либо слушатель с претензией на искушенность (сноб). Эта культура не является массовой в России. Тем не менее, тот примитив, который является попсой и поп-музыкой — это сильно упрощённый, предельно примитивизированный джаз.

Одно из детищ традиционного джаза и би-бопа — это фанк\фьюжн 1960-х (Miles Davis, Harbie Hanckock и другие). А упрощение этих стилей с добавлением певца, пропагандирующего разные идеи и идеалы, и стало прообразом для современной поп-музыки и попсы, изготовленной по лекалам качественной поп-музыки, низкопробной и пошлой музыкальной продукции.

Как реагируют дети на джазовую музыку, если таковые случаи были?

Вот так реагируют (см. фото).

Eлена Кухар