Методики умственного развития детей с ДЦП
Все мы знакомы с Детским церебральным параличом у детей. Нам известно, что он затрагивает не только опорно-двигательный аппарат, но также и умственное развитие ребенка.
В случаях, когда речевые и умственные возможности ребенка с ДЦП нарушены в той или иной степени, в комплекс реабилитационных мероприятий подключается специалист логопед-дефектолог. В зависимости от направления поражения (речь, умственные, когнитивные нарушения), назначаются те или иные методики. Логопедическая коррекция предусматривает проговаривание определенных звуков, их сочетаний, слогов и слов в определенной последовательности. Также используются различные авторские гимнастики, дающие возможность улучшить состояние челюстно-лицевого аппарата. Как дополнительная помощь специалисту предлагается к применению логопедический массаж лица, языка и нижней челюсти, который проводится мануально или с помощью специальных зондов. Дефектолог проводит обучающие программы, которые улучшают умственное и логическое состояние ребенка с ДЦП.
Для нормализации психоэмоционального статуса семей, в которых живут дети с ДЦП, в программе комплексной реабилитации специалист — клинический психолог решает следующие задачи:
- оценка психологического статуса ребенка с ДЦП и семьи;
- углубленная оценка когнитивных функций ребенка (памяти, внимания);
- оценка эмоционального состояния, диагностика тревог, депрессий;
- проводит консультирование, психологическую помощь и коррекцию семье и ребенку.
Оценка проводится по специальным опросникам и шкалам, дающим возможность объективно оценивать данные состояния и проводить соответствующую коррекцию.
Рассмотрим несколько методов.
Основным и обязательным условием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у детей с ДЦП, считается комплексный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятельности. Сказка является наиболее универсальным комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.
Сказкотерапия. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее последовательное развитие речи у детей и психических процессов, связанных с ней.
Применяемые приёмы сказкотерапии позволяют детям с ДЦП получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи.
Музыкотерапия. Занятия музыкальной терапией полезны детям с ДЦП тем, что позволяют им почувствовать себя успешными. Часто бывает так, что на других занятиях не получается почти ничего, а на музыке у ребёнка что-то получается, это даёт ему возможность сдвинуться с места. Например, на музыке мы выясняем, что ребенку нравится звенеть колокольчиком, дефектолог берет колокольчик на свои занятия и это позволяет ему заинтересовать ребенка своими дефектологическими заданиями и играми.
При помощи музыки можно выразить то, что не получается выразить другими средствами. Когда плохо говорящий ребенок выражает с помощью барабана эмоции, например, гнев или удивление, это дает ему ощущение, что он что-то может. Кроме того, если ребенка заинтересовал какой-то инструмент, появляется возможность вступить с ним в контакт. Наконец, плохо говорящий ребенок может что-то пропеть. Ему не надо ничего формулировать, слова песни он знает, а пропевая их, он получает возможность условного «говорения».
Эрготерапия. Это новое направление в реабилитации. В современной медицине на уровне мультидисциплинарной бригады всегда присутствует эрготерапевт. Особенно тогда, когда двигательные возможности человека в структуре бытовых навыков снижены или нарушены в значительной степени. Эти специалисты помогают детям обрести комфорт в бытовой повседневной деятельности. По образованию эрготерапевт — это психолог или специалист по адаптивной физической культуре, прошедший соответствующую подготовку. В задачи лечения, стоящие перед эрготерапевтом, входят:
- оценка стресса на бытовую деятельность;
- оценка деятельности пациента на бытовом уровне;
- оценка тревожности при ограничении деятельности;
- восстановление или развитие деятельности, которая была ограничена или нарушена;
- оценка возможностей самостоятельной деятельности. Профилактика гиперопеки семьи;
- включение пациента в деятельность по самообслуживанию и перемещению;
- обследование места проживания и его адаптация для дальнейшей деятельности пациента;
- восстановление двигательных возможностей в бытовой сфере;
- профилактика ограничений бытовых движений.
Основное направление занятий с социальным педагогом — обучение коммуникативным техникам и взаимодействию с окружающими людьми. Как правило, оно проводится в индивидуальном режиме в течение длительного времени. Создается на основании индивидуальной программы социального обслуживания (ИПСО). Проводится в социальных центрах реабилитации инвалидов, городских поликлиниках или отделениях медицинских центров реабилитации и включает в себя:
- работу со специалистами;
- создание образовательной среды в учреждениях дополнительного образования;
- взаимодействие с родителями (просветительская работа);
- диагностику профессиональной направленности и подготовку к обучению;
- работу с семьей больного ребенка;
- исследование проблем семьи;
- социально-педагогическое патронирование семьи;
- социально-педагогическую подготовку к реабилитационному процессу;
- работу непосредственно с ребенком;
- педагого-психологическую диагностику;
- разработку программ индивидуальной реабилитации;
- коррекционно-развивающую работу.
Статья подготовлена АНО «Энергия Движения» в рамках проекта «Привычный ритм». Проект реализуется при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения, в рамках конкурса грантов «Москва-Добрый город».