«Приемные дети для меня — точка роста»: интервью с женщиной, которая воспитывает одного кровного и двух приемных ребят


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

ЕКАТЕРИНА МЕДВЕДЕВА: "ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ ДЛЯ МЕНЯ - ТОЧКА РОСТА"

Красивая, смелая, решительная — она с детства мечтала о традиционной модели семьи, в которой мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага, воспитатель детей. В жизни получилось так, что за плечами у Екатерины два брака, и сейчас она одна воспитывает троих детей — 18 -летнего кровного сына Кирилла и двух приёмных детей – 8-летнюю Евгению и 4-х летнего Тимофея. При этом, у нее собственный бизнес, который она открыла, находясь в декрете. И это не предел ее возможностей, уверена Екатерина Медведева.

—Екатерина, как Вы пришли к приёмному родительству?

После второго развода я сказала себе, что хватит искать опоры в других людях. Я начала работать над собой, над тем, что самостоятельно могу реализовать в жизнь все свои мечты и стать счастливой. В том числе, стать приёмной мамой. Моему старшему сыну Кириллу на тот момент исполнилось 15 лет. «Когда, если не сейчас», — подумала я и записалась в школу приёмных родителей. На тот момент я была бухгалтером на обычной ставке и еще не знала — насколько кардинальные перемены внесет в мою жизнь это решение.

— Как встретили своих детей?

После окончания ШПР я начала активно действовать, поэтому и жизнь начала меняться стремительно. Первым делом обошла все ближайшие опеки в поиске дочки в возрасте 3 лет. Это стандартный набор ожиданий неопытных кандидатов, когда она начинают искать ребенка. Правда, кудряшки и цвет волос лично для меня были не принципиальны. Главное, я хотела девочку, о мальчике ничего и слышать не желала. Но когда мне показали фото Тимофея, в голове пронеслась мысль: «Как? это мой сын?» Ёкнуло сердце, как говорится, хотя, так бывает редко, скорей всего, просто женская интуиция сработала. В общем, спустя 2 месяца после получения на руки пакета необходимых документов, Тимофей, которому на тот момент исполнился год и 4 месяца, оказался у меня дома.

— Как проходила адаптация?

До появления в семье Тимофея я вела размеренную, свободную жизнь, у меня было много хобби и увлечений, теперь все это пришлось оставить, хотя бы на время. Я ушла в декрет с мыслью, что больше не вернусь на прежнюю работу, мне хотелось максимально уделять внимание ребенку, более того, я решила круто сменить профессию. Всю жизнь, будучи бухгалтером, имела дело только с цифрами и бумагами, но теперь решила освоить творческое ремесло — дизайн интерьера. В те дни я с утра до вечера носилась за Тимофеем, он был очень активный, а ночами училась. Было тяжело, но я относилась ко всем переменам очень серьезно, — так должно было случиться. И появление ребенка я рассматривала как мощный стимул и толчок для развития в себе новых качеств. Основные трудности были связаны с тем, что я была с ними один на один. По крайней мере, вечерами очень хотелось обсудить какие-то вопросы и проблемы с другим взрослым, но вокруг были одни дети.

— Кто Вас сейчас поддерживает?

Конечно, меня всегда очень поддерживала моя мама, но она активный работающий пенсионер и не всегда может быстро откликнуться, иногда так и говорит: » Катя, я тебя поддерживаю, но дети — это твоя мечта, а не моя». И я с ней согласна. Рассчитывать надо всегда на себя, но важно также уметь вовремя обращаться за помощью, чтобы не выгореть и всегда оставаться в ресурсе, в гармонии с собой.

Тем более, в приемном родительстве существует много нюансов, о которых при воспитании кровных детей даже не подозреваешь, не сталкиваешься. К таким моментам, конечно, готовишься, но когда в реальности возникают сложности, можно растеряться. И у друзей, у родственников нет такого опыта, и все их советы в такие моменты не только не помогают, а наоборот, могут мешать. В таких случаях очень спасает общение с единомышленниками, с такими же приемными мамами, как ты. Спустя три года такие знакомые у меня появились, с ними можно спокойно обсудить любой не понятный для тебя проступок ребенка или ситуацию, и у них не полезут глаза на лоб от удивления, они не будут осуждать тебя, крутить пальцем у виска и т.д. Ведь у них похожие проблемы и такие же травмированные дети, как у меня, с этими людьми я могу делиться своим опытом и слушать их, оставаясь в безопасности.

Я всегда на связи с екатеринбургским движением «Дорогами добра», в котором действует центр содействия семейному устройству детей-сирот. В нем оказывается комплексная поддержка приемным семьям. Некоторые программы для родителей и детей реализуются за счет гранта Благотворительного фонда «Абсолют помощь». Поэтому если успеваю, то стараюсь посещать все их мероприятия и семинары, время от времени пользуюсь услугами психолога. Там работают чуткие и внимательные люди, ни один мой запрос не оставался без внимания и ответа.

— Какие случаи в воспитании приемных детей особенно вводили вас в растерянность?

С Женей, которая появилась в семье через год после Тимофея, разрушились вообще все стереотипы. Я, забирая из детского дома девочку 6 с половиной лет, наивно полагала, что с ней будет все легко — это же девочка, большая девочка, с ней я смогу договариваться и т.д. Не тут-то было! С Женей оказалось намного сложнее, чем с Тимофеем.
Вообще, она интересно появилась в семье. В первые месяцы адаптации приемного сына я, конечно, ни о каком другом ребенке не думала. И страшновато было поднимать троих одной, да и в себя прийти хотелось… Но тут позвонили из органов опеки и сообщили, что Тиму ищет сводная сестра со стороны мамы, и хочет с ним видеться. У нас нет тайны усыновления, но я все равно напряглась, как воспримет эту информацию сын?
В итоге, решила, что все равно должна их познакомить, тем более судьба у этой девочки на старте жизни оказалась еще печальнее, чем у брата. Мне, конечно же, захотелось ее тут же забрать домой, но она тогда уже год жила с кровной тетей, и я не могла их разлучить. Но мысль, что я могу взять еще одного ребенка, уже засела в голове, и я все же стала искать девочек, собирать документы. Через 2 месяца в доме появилась Женя. Несмотря на то, что ей уже исполнилось 6 лет, по уровню развития она была почти наравне с 2-х летним Тимофеем. В ее жизни было много предательства, ею никто не занимался, и чтобы завоевать ее доверие, убедить, что она останется со мной, в семье, на это ушло много сил… Сейчас я вижу невероятный скачок в ее развитии.

— Как дети ладят между собой?

У Жени сильная ревность. Она сначала не знала, что Тима тоже из детского дома, думала, это мой кровный сын. Когда я ей рассказала, очень удивилась, до сих пор пытается меня контролировать, готова идти на любую хитрость ради того, чтобы «завоевать» мою любовь. В первое время ее жизни в семье было особенно заметно, как она старалась понравиться, угодить мне во всем. И Тимофея сильно ревнует ко мне, тем более он младше ее по возрасту, хотя в семье появился раньше.

— Какие слова Вы бы сказали самой себе сейчас, спустя 3 года, как стали приемной мамой? Каким опытом бы поделились, от каких ошибок уберегли, что посоветовали?

Первое, что, возможно, я бы сказала себе — «не торопись», принимай решения на выдохе, но, думаю, ничего бы не изменилось. И я ни о чем не жалею. Дети — это точка роста для меня. И морально, и материально, и духовно. Я им очень благодарна за то, что дают мне возможность стать лучшей версией себя. До их появления я думала, что я добрая, любящая, что сила моей любви бесконечна, а дети показали мне, что любовь в себе нужно добывать, что ее бывает недостаточно.
Я понимаю, что не могу предать их, что у них никого, кроме меня нет, и это тоже придает сил. Как бы мне не было тяжело, я помню и знаю, что им без меня еще тяжелее, а вместе нам всем легче.

И еще, я бы всем, кто задумывается о принятии ребенка в семью, посоветовала заранее искать единомышленников. И обязательно работать с психологом, который знаком с такими детьми, работал с ними. Ведь нередко даже у специалистов бывают заблуждения насчет приемных детей — любой срок пребывания ребенка в детском доме травмирует детскую душу и с этим надо уметь работать.

— Сегодня Вы многодетная мама, предприниматель, блогер, активно ведете страницу в Инстаграм… Как удается все же справляться со всем одной?

Главное грамотно выстроить тайм-менеджмент. Это порой сложно, ведь иногда в одно и то же время надо оказаться сразу в 3-х местах, и в сжатые сроки необходимо выстроить логистику, оперативно принять важное решение — все это требует большого напряжения. Но я стараюсь все запланированные дела всегда делать сразу, по максимуму, не откладывать на завтра, успевать все сегодня и уделять всем время тоже сегодня.
Когда дети болеют, тогда, конечно, поступаю по ситуации — или с собой беру на работу или прошу маму помочь. Очень выручает в таких случаях старший сын Кирилл. Он мне помогает с маленькими, часто вместе с ними балуется, дурачится, им весело и интересно вместе.

— Переживаете, что ваши дети растут в неполной семье?

Не могу сказать, что это меня сильно беспокоит, но все же приходят иногда мысли о том, что я, наверно, лишила детей отца, что если бы они попали в другую семью, то у них были бы и мама, и папа… В таких случаях я останавливаю себя: я их взяла из детского дома, и лучше уж я для них буду одна мама, чем бы они остались там. И я не считаю это минусом, моей мечтой не было быть мамой в одном лице, а иногда одновременно и мамой, и папой, но так сложилось.
Кроме того, мое решение быть одной с тремя детьми обдуманное, взвешенное, для меня это не стало неожиданностью, как это иногда случается в семьях, поэтому с этой точки зрения мне легче.
А пример мужчины детям всегда можно найти. Для них Кирилл — старший брат — очень большой пример. Хотя я всегда подчеркиваю, что он хоть и ваш брат, но такой же мой ребенок, не взваливаю на сына роль отца. Но они, тем не менее, смотрят на него с большим уважением, как на Большого Брата.

— Чего бы Вам сегодня хотелось для себя?

Похожий вопрос мне недавно задала психолог, с которым я работаю. Она спросила: а что ты делаешь для себя? Как ты отдыхаешь? И для меня это стало откровением, что ничего и никак. По сути, к осознанию того, что мне нужен отдых, я пришла совсем недавно. И это большая ошибка, которая привела меня к выгоранию. Поэтому недавно первое, что я решила – уехала на неделю в отпуск, а после купила абонемент в спортзал. Так я забочусь о себе и сбрасываю стресс. Совершенно другие ощущения.

В ближайших планах у меня — совершенствоваться в дизайне, надеюсь благодаря этому еще надежнее стоять на ногах.

Кроме того, продолжаю заглядывать в базу детей и не исключаю появления в моей семье еще ребенка, но думаю, это произойдет не раньше 3-5 лет, хотя, кто знает…

*Фото из личного архива Екатерины Медведевой.

*Текст: Маргарита Бахаренко.