Яндекс адаптировал такси для незрячих пользователей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Приложение Яндекс Go и сайт taxi.yandex.ru начали поддерживать работу с программами экранного доступа. Теперь незрячие пользователи могут без посторонней помощи заказать такси не только по телефону, но и с компьютера или мобильного устройства.
Видео: как незрячие пользователи заказывают такси

Программы экранного доступа, например VoiceOver или JAWS, озвучивают то, что отображается на экране. Чтобы они работали корректно, команда Такси снабдила все элементы интерфейса невидимыми подписями-подсказками и с помощью незрячих тестировщиков продумала навигацию.

Незрячим пользователям Такси доступны все основные возможности сервиса. Они могут задать маршрут, выбрать тариф, узнать стоимость поездки, выбрать способ оплаты, заказать машину и оставить комментарий водителю — и всё это на слух, без картинки перед глазами.

«Раньше, чтобы заказать такси, незрячим пользователям приходилось звонить в колл-центр или передавать смартфон другому человеку. Это неправильно. Адаптация интерфейса — шаг к созданию доступной среды, где у людей с инвалидностью есть те же возможности, что и у остальных», — говорит Артём Молчанов, руководитель продуктового направления Яндекс Go.

Для незрячих адаптированы и другие сервисы и приложения Яндекса. Сейчас люди с нарушениями зрения могут пользоваться базовыми возможностями Яндекс.Браузера для компьютеров, приложения Метро, веб-версий Поиска и Погоды. Яндекс продолжит работать в этом направлении, и в будущем незрячим будет доступно больше функций и больше сервисов.

Для справки 

В 2020 году в мире было 43,3 млн слепых людей. Еще 295 млн имели умеренные или тяжелые нарушения зрения, 258 млн – легкие. В России больше 210 тысяч незрячих и слабовидящих. Ежегодно примерно 45 тысяч человек становятся инвалидами из-за проблем со зрением, и больше половины из них – дети и подростки.

 Как повышается качество жизни слепых и слабовидящих людей сегодня:

  • На специальных сайтах можно заказать адаптированные товары – говорящие весы, измерительные приборы и инструменты, посуду с дозаторами, маркировщики объектов, калькулятор.
  • Для ориентирования в пространстве создана ультразвуковая трость – компактный прибор, надеваемый на запястье. Для навигации в пространстве он использует ультразвуковые сигналы.
  • Разработана система «Говорящий город» – аудиогид сообщает, что находится поблизости от слепого человека: музей, магазин, аптека, банк, памятник архитектуры.
  • С помощью распознавателя банкнот Blind-droid wallet человек может узнать номинал купюры.
  • Послушать книги можно через аудиохранилище «Библиотека AV3715» – сейчас в ней порядка 40 тысяч файлов.
  • Узнать, что изображено на фотографии, поможет программа TapTapSee – она «озвучит» сделанный снимок, расскажет, что на нем изображено: еда, предметы, текст, объект архитектуры.
  • Программы экранного доступа, или скрин-ридеры, зачитывают вслух то, что выводится на экран компьютера, смартфона или планшета. Они позволяют незрячим людям и людям с нарушениями зрения взаимодействовать с сайтами, программами и приложениями.
  • Обычную веб-страничку с текстом скрин-ридер озвучит без всякой подготовки. Сложные приложения и сервисы нужно адаптировать — то есть добавлять в код пояснения, как следует озвучивать те или иные элементы и в каком порядке. Если этого не сделать, незрячий человек не сможет полноценно пользоваться сервисом.
  • Скрин-ридеры могут быть частью операционной системы, как VoiceOver в macOS и iOS или TalkBack в Android, или существовать в виде отдельного приложения, как JAWS для Windows.