«Чем больше у человека жизни, тем меньше места остается для диагноза»: интервью с руководителем фонда «Просто люди»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

22 ноября в России ежегодно отмечается профессиональный праздник всех российских специалистов, работающих в сфере психологии! Именно к этой знаменательной дате специалисты Коворкинг-центра НКО в ЮЗАО взяли небольшое интервью у директора Благотворительного фонда «Просто люди».

Марина Рис, вы как основатель Благотворительного фонда «Просто люди», можете рассказать нам про свою организацию? Кому вы помогаете?

-Мы помогаем людям с любыми психическими расстройствами и психическими проблемами. Даже если человек просто чувствует дискомфорт, подозревает что-то, он может к нам обращаться. Достаточно просто личного ощущения.

Из мероприятий мы проводим группы поддержки, психообразовательные мероприятия и ведем просветительскую деятельность.

А как можно обратиться за вашей помощью?

-Через горячую линию и через запись на консультацию на сайте

Вы рассказали о горячей линии поддержки, которая реализуется в рамках проекта PSYПРОСВЕТ, а какие еще виды помощи включает данный проект?

— Психопросвещение, психообразование, группы поддержки, индивидуальные консультации психолога, юриста, равного консультанта, специалиста по реабилитации, мы даем контакты психиатров, психотерапевтов

Какие у Вас есть активные проекты помимо PSYПРОСВЕТ?

-У нас есть еще проекты в психоневрологических интернатах (ПНИ), практически все ПНИ – наши партнеры, особенно закрытого типа, много партнеров не только в Москве, но и по России. Мы много работали внутри учреждений, занимались терапией, волонтерством. Сейчас главный проект называется «Простыми словами», мы его делаем совместно с Минкультом, он ориентирован на ментальных инвалидов, преимущественно на тех, кто находится под воздействием ковида. Нашу инициативу поддержал Минкульт, порядка 30 музеев России; мы устраиваем онлайн, когда допускается, оффлайн культурные мероприятия. Для ментальных инвалидов это, в принципе, такие же программы, просто нужно найти простую форму выражения ценностей. Мы очень стараемся и работаем отдельно с каждым музеем, чтобы добиться хорошего и качественного результата.

На чем вы делаете основной акцент в этом проекте?

— На том, что жизнь – это не диагноз, чем больше у человека жизни, тем меньше места остается для диагноза. Времени просто не хватает. Мы работаем на развитие жизни в той форме, которая для человека наиболее ресурсна.

Фонд «Просто люди» уже 4 года ведет свою деятельность, каких успехов вы достигли за это время?

-На самом деле, мы работаем не с момента регистрации, мы, как команда, работаем с 2013 года. Сначала было волонтерское движение, мы были практически первыми в психиатрических больницах и в ПНИ, я до сих пор помню, как мы «пробивали» эти двери. Если раньше войти в эти закрытые учреждения было эпопеей, то сейчас двери открыты для всех. И мы были в числе первопроходцев, которые эти двери открывали и говорили: «Мы просто люди, мы волонтеры, не надо нас бояться». Мы приходили туда, чтобы выполнить свою работу и сделать жизнь людей лучше. Поэтому «открытие дверей» я считаю одним из главных наших достижений. Сейчас уже нет такой двери, которая бы не открылась.

Второе, это то, что я очень горжусь нашим PSYПРОСВЕТом, это первый общий сайт, для людей с психическими расстройствами, которых не делят на классовость диагнозов, этот ресурс подойдет любому человеку, даже без диагноза будет очень интересно почерпнуть оттуда какую-либо информацию. Пишут статьи туда не психологи, не психиатры, а просто люди. Мы специально говорим так, чтобы понял каждый. У нас же очень говорящие названия – «Просто люди», и сам проект он «пси про свет», а не «про боль», которая, конечно, тоже присутствует.

И в целом, около 5 тысяч благополучателей по всей стране, тоже хорошая цифра, 2 тысячи только за прошлый год.

Какие у вас планы на дальнейшую деятельность?

-Мы сейчас начинаем думать о трудоустройстве и профориентации, как о продолжении работы с теми, кто уже социализировался, наблюдался у психолога/психотерапевта и достаточно окреп для того, чтобы делать дальнейшие шаги. Вот сейчас у нас некоторые потихоньку начинают волонтерить, ходят от нас в МоюКарьеру, кому-то мы подыскиваем профильное обучение. Чем дольше работаешь с человеком, тем интереснее становятся его запросы.

Как выбрать психолога и что делать тем, у кого первый опыт работы с психологом был неудачным?

-Я недавно писала статью «Как выбрать психиатра», и это проще (смеется). Психиатр не должен быть обязательно хорошим человеком, он должен правильно таблетку назначить. А психологов всё-таки выбирают по личному контакту. Это, кстати, наука. За успех терапевтической работы на 70% отвечает терапевтический контакт, на 20% — применяемые техники, на 10% — удачность выбранных техник. Понимаете, человек важен. Человеку нужен человек. И если у тебя с одним человеком контакт не состоялся – бери из этого опыт: почему не состоялся, что тебе понравилось, что тебе не понравилось, и ищи другого человека, ты же не будешь всю жизнь один? С одним попробовал – не получилось, теперь я буду всю жизнь одинок? Так же никто не скажет. Аналогично с психологом, мы же просто люди, и нет такого идеального психолога, который бы подошел каждому.