«Инженер ХХI века»: как в Череповце работают с талантливыми школьниками


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Переход от экономики знаний к экономике талантов требует выстраивания системной работы со школьниками на длинной дистанции. Помимо выявления, развития и сопровождения талантливых детей она включает в себя постоянное поддержание их мотивации, поиск и применение новых методик обучения. Важное место среди последних занимает проектное обучение. Оно особо ценно из-за ориентации на практику: именно проектная деятельность помогает детям увидеть связь между школьными предметами и реальными секторами экономики.

У школьников Череповца есть возможность попробовать свои силы в создании собственных проектов. Вот уже два года благотворительный фонд «Дорога к дому» компании «Северсталь» организует для детей образовательные мероприятия в рамках программы «Дети Череповца. Путь к успеху».

«Эта программа — одно из приоритетных направлений, которое поддерживает компания «Северсталь», — делится Екатерина Фрыгина, директор БФ «Дорога к дому», член Общественной палаты РФ. — Мы даём возможности и шанс тем, кто действительно стремится к развитию, к обучению. И здорово, что ежегодно мы видим увеличение количества тех ребят, которые принимают участие, с горящими глазами идут в разработку проектов в тех дисциплинах, которые их увлекают».

Программы реализуются в смешанном формате: теоретическую базу ребята получают онлайн на платформе «Цифриум», а практическую реализуют на площадках образовательных организаций Череповца. Партнерами программы выступает ряд организаций: Череповецкий химико-технологический колледж, Череповецкий металлургический колледж, ДТ «Кванториум», Дворец детского и юношеского творчества, Череповецкий государственный университет. Ребята получают уникальную возможность поработать в лабораториях на оборудовании, которое недоступно в школе. Так же в рамках программы для школьников проходят мастер-классы и лекции от экспертов федерального уровня.

Лучшие участники программы «Инженер XXI века» могут доработать свои проекты на базе образовательного центра «Импульс». Это региональный центр Вологодской области, созданный по модели «Сириуса».

«Участники проектных смен центра «Импульс» на две недели полностью погружаются в проектную деятельность, направленную на решение актуальных научно-технологических задач. Ведущие эксперты-практики оценивают и дают рекомендации по развитию проектов, поддерживают и помогают участникам достичь поставленных задач и принять участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». Возможности центра как образовательной площадки позволяют осуществлять подготовку исследовательских работ по химии, биологии, физике, а также создавать прикладные проекты по информатике и робототехнике», — отмечает руководитель Центра «Импульс» Ирина Курина.

Какие школьники приходят в проектную деятельность

Талантливые школьники далеко не всегда типичные отличники. В проектной деятельности успех заключается в межпредметном мышлении, ведь проект нужно видеть целиком и с разных сторон. В отличие от ребят, принимающих участие в олимпиадах, они не всегда находят себя в каком-то одном предмете. Эти дети видят связи между различными областями, на стыке которых и рождаются их проекты. Например, один из участников проекта, девятиклассник Никита Дружинин из лицея «Амтэк», интересуется сразу тремя предметами: математикой, физикой и информатикой. Однако хорошие оценки не всегда залог стремления школьника участвовать в конкурсах или программах дополнительного образования. Психологи утверждают, что этим детям присущ особый врожденный тип мышления. Они выделяются своим потенциалом.

Алтунина Нина Сергеевна, учительница математики школы №14 г. Череповец, отмечает, что даже на уроке видно, что ребенок может и хочет сделать больше. Однако без должных усилий по развитию этих качеств, без создания определенных условий успеха можно и не добиться. Кстати, именно поэтому в проектной деятельности так важна роль наставника, который поможет отсечь все лишнее и сделать из алмаза бриллиант. Однако самим школьникам приходится очень много трудиться для достижения лучших результатов. Они проходят несколько этапов в работе над проектом, каждый из которых не так прост, как может показаться стороннему наблюдателю.

Иногда проекты сами находят ребят. Например, Юрий Зарецкий, ученик 10 класса школы №14, узнал о программе «Инженер XXI века» из соцсетей, а девятикласснику Никите Дружинину о ней рассказали друзья классом постарше. Часто ребята узнают о конкурсах от школьных учителей. Например, Нина Сергеевна всегда держит своих учеников в курсе таких программ и советует в них участвовать.

«Инженер ХХI века»: как в Череповце работают с талантливыми школьниками, изображение №2

Как придумать проект

Может показаться, что решение инженерной задачи — самая сложная часть проекта. Действительно, простой ее не назовешь, но иногда большую часть времени занимает поиск самой идеи. Здесь на помощь приходят любопытство и находчивость. Например, Никита обратился к родителям своих друзей, которые работают на предприятиях «Северстали», чтобы узнать, с какими реальными проблемами они сталкиваются, какие неудобства испытывают. Так родился его проект «умной» столовой. К такому же методу прибегала и Нина Сергеевна: чтобы помочь ученице с формулировкой темы, она обращалась к своему сыну, который работает на предприятии «Северстали».

Актуальность вообще краеугольный камень проектной деятельности. Еще один фактор — научная новизна, ведь можно случайно «изобрести велосипед», то есть пытаться решить проблему или провести эксперимент, которые уже кто-то проводил раньше. Чтобы этого избежать, нужно изучить разнообразную литературу, в том числе зарубежную. Здесь на помощь может прийти наставник, чтобы отсечь идеи, которые уже когда-то были реализованы.

Иногда наставники или школьные учителя даже выступают авторами идеи научного исследования или проекта. Чаще всего такое происходит, если проект должен быть реализован в короткий срок и на самостоятельный глубокий поиск проблемы просто не хватает времени. Но даже в этом случае наставник скорее подталкивает ребенка на определенный ход мысли, не давя своим авторитетом и не навязывая свои идеи.

Решение проблемы школьник тоже должен найти сам, и оно может быть совсем не таким, каким его видел научный руководитель, ведь проект — это не лабораторная работа, где нужно повторить уже сотни раз проведенные эксперименты. Здесь у ребят большие возможности для реализации творческого подхода к решению задачи.

Собираем команду мечты

Чаще всего проекты реализуются в командах, а число участников варьируется от сложности и масштаба решаемой задачи. Например, в разработке «умной» столовой для «Северстали» принимало участие четыре человека, уменьшать долю угарного газа на производстве «Северстали» взялось уже пять человек, а для создания автономной системы поиска полезных ископаемых потребовалось уже шесть юных специалистов.

Роли в команде обычно распределяются в первые дни проекта. Каждый занимается тем, в чем он особенно силен. Например, в 2021 году, команда ученицы 11 класса лицея «Амтэк» Екатерины Глебовой делала проект на стыке двух наук: физики и химии. Ребята разработали систему, которая преобразует выбросы угарного газа в углекислый и сокращает объемы последнего.

«Мы распределяли роли по способностям. У нас были ребята с физмата, с химией им было намного сложнее, но они были хороши в физике. Они строили графики, связанные со временем, скоростью реакции. Ребята, которые разбирались в информатике, помогали с презентацией и оформлением, настраивали приборы. Часть ребят имели ярко выраженные способности в химии. Они сразу начали ставить опыты, испытывать разные вещества и реагенты», — рассказывает Екатерина.

В команде Юрия Зарецкого, роли распределили очень быстро: все участники уже были знакомы друг с другом и дружно взялись за реализацию проектирования системы поиска полезных ископаемых. Сам же Юра отвечал в команде за программирование. Информатика — его главная страсть, и справиться с задачей ему не помешало даже то, что с языком С++ он обычно не работает.

Ребята, которые работали над «умной» столовой в первый день знакомились и делились своими сильными сторонами. Никита Дружинин сразу определился со своей ролью — он взял на себя задачу по созданию сайта. У него за плечами обучение в Яндекс.Лицее, где он и приобрел свой первый опыт проектной деятельности, тоже в сфере программирования. Возможно, его интерес был предопределен и профессией папы — он тоже программист.

Не всегда легко найти свою роль в проектной команде. Например, Екатерина Глебова не сразу определилась, к какой группе ей присоединиться, потому что могла бы помочь и химикам, и взять на себя задачи по оформлению проекта. В итоге ребята сами почувствовали необходимость в человеке, который займется организационными моментами: возьмет на себя планирование, распределение задач, подведение итогов дня. Таким человеком и стала Екатерина. Говоря языком бизнеса, она примерила на себя профессию менеджера проектов.

Несмотря на то, что у каждого в команде есть свой круг задач, ребята помогают друг другу даже в мелочах. Например, если у кого-то освободилось время пока идет реакция или нагрев прибора, можно помыть посуду, найти в интернете недостающую информацию, перечитать текст презентации. Все чувствуют, как важны эти маленькие дела для общего успеха.

Евгений Николаевич Грибанов, один из наставников проекта «Инженер XXI века» (в 2021 году) отмечает огромное положительное влияние проектной деятельности на школьников:

«В первую очередь, работа с проектами серьезно расширяет кругозор. В «Сириусе», например, всегда есть индустриальные партнеры. И вот уже стирается грань между абстрактным и прикладным: дети проходят всю цепочку от идеи до ее внедрения или до предпосылок внедрения. В это же время многие запатентованные изобретения так и лежат без применения. Более конкретные цели тоже решаются, потому что дети могут получать дополнительные баллы или даже поступить в вуз без экзаменов. Да и просто могут поехать куда-то, например, в тот же «Сириус». Там они узнают, к чему можно стремиться, пообщавшись с выдающимися в своей области людьми, могут получить мотивацию развиваться дальше».

Екатерину ждет поступление в университет, а Никиту — новые проекты и подготовка к олимпиадам в следующем учебном году. Они точно справятся, ведь всех их объединяет желание справиться со сложными задачами, стремление побеждать открытость новому и любознательность. А Юрий стал участником смены в «Сириусе», где он занимался проектом по машинному обучению — эта область интересует его больше всего.

«Инженер ХХI века»: как в Череповце работают с талантливыми школьниками, изображение №3

Получить навыки, чтобы создать свой стартап

По возвращении со смены в «Сириусе» мы поговорили с Юрием и узнали, чему учит проектная деятельность и как создать проект, с которым можно победить на всероссийском конкурсе.

«Я общался с преподавателями известных ВУЗов и посетил множество лекций, благодаря чему я получил много новых знаний в области прикладной математики и искусственного интеллекта. В процессе работы над проектом я понял, как работает команда разработчиков, а также сам погрузился в среду создания продукта.

На Больших Вызовах я работал над проектом: «Интеллектуальны помощник в комплексной расшифровке медицинских анализов». Если говорить простыми словами, то это Web-сервис, который помогает врачу в расшифровке данных анализов пациента и предсказании по ним диагноза. В нашей команде каждый выполнял определённую задачу для достижения цели. Были backend, frontend разработчики, а также Project manager. Лично я занимался созданием функции и модели, которые обрабатывают данные и делают предсказание.

На программе «Инженер XXI века» я получил такие навыки, как работа с доской задач и большой командой, а также знания в профильной дисциплине. Всё это помогло мне быстрее и продуктивнее работать над проектом с Больших вызовов.

В дальнейшем я планирую участвовать в различных программах, хакатонах и олимпиадах, для того чтобы получить новые знания и опыт от экспертов со всей странны. Также продолжать делать различные проекты и в итоге создать реальный стартап.

Как преуспеть в проектной деятельности? Советы от ребят, которые уже добились в ней значительных успехов.

● Не паникуйте, даже если задача сложная. При должном уровне теоретической подготовки и с помощью наставника с поставленной задачей можно справиться.

● Не бойтесь ошибаться. Пробуйте, не страшно, если ваша гипотеза окажется неверной. Проверяйте все идеи, которые приходят вам в голову. Даже самая сумасшедшая из них может в итоге стать толчком, который сдвинет проект с мертвой точки.

● Работайте на команду и не тяните одеяло на себя — так у вас ничего не выйдет. Распределите обязанности. Если вы не поняли, чем хотите заняться в команде, помогайте другим участникам. Со временем вы можете определиться. Если не получается примкнуть ни к одной группе в команде, возможно, ваша роль — это роль организатора.

● Не бойтесь самих проектов, беритесь даже за те, которые кажутся очень сложными. Чем сложнее тема, тем она интереснее.

● Следите за трендами и новостями в сфере своих интересов — так вам будет легче придумать актуальную тему для проекта.

● Не бойтесь спрашивать помощь у наставника. Иногда вопрос может показаться глупым, и вы будете стесняться его задать. Задайте его, и вы сэкономите время.

● Если есть возможность сделать плакат — делайте плакат. Он привлечет к вам внимание и подсветит важные детали.

● Работайте над презентацией. Покажите текст вашей презентации как можно большему числу людей. Если вы не смогли донести ценность вашего проекта до жюри, считайте, что он не удался. Даже если он очень хорош.

Программа «Инженер XXI века» реализуется в рамках программы «Дети Череповца. Путь к успеху» благотворительного фонда «Дорога к дому» при финансовой поддержке компании «Северсталь».