Kickstarter: дать пинка
В ночь на 3 марта 2014 года лидирующая краудфандинговая платформа Kickstarter достигла отметки в $1 миллиард в транзакциях. Это – не начало фильма ужасов, это начало разговора о том, возможно ли подобное в России.
Подводим итоги: 5 лет
Справка
Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Подробнее →
Эта краудфандинговая платформа, основанная в 2009 году Перри Ченом (Perry Chen), Янси Стриклером (Yancey Strickler) и Чарльзом Адлером (Charles Adler) на деньги от Union Square Ventures и нескольких известных бизнес-поощрителей, в свой первый день работы собрала лишь $1084 для 7 проектов. Однако Kickstarter достаточно быстро привлек внимание многих тысяч пользователей, а также небольших компаний, искавших финансирования для своих креативных проектов. Вскоре Kickstarter стал настоящим культовым сайтом краудфандинга.
Цифры
Половина собранного за 5 лет миллиарда была перечислена за последние 12 месяцев, это — невероятный рост.
Вот список топ-10 стран, финансирующих проекты Kickstarter (отметим, что речь идет не о странах, как субъектах какой-либо политики или географии, а просто о местах жительства жертвователей):
- США: $663316496
- Великобритания: $54427475
- Канада: $44913678
- Австралия: $31776566
- Германия: $21607047
- Франция: $10131159
- Япония: $7139419
- Швеция: $7150257
- Нидерланды: $7033026
- Сингапур: $6710981
Несмотря на то, что значительная часть суммы инвестиций поступила из трех стран (США, Канада, Великобритания), Kickstarter — действительно «глобальная» платформа. В финансировании проектов приняли участие жители 224 стран. Как сообщается, 1689979 человек приняло участие более чем в одном проекте, а 15932 человек поддержало более 50 проектов. Около $619000000 было вложено теми пользователями, которые поддерживали проекты платформы более одного раза.
Между прочим, Россия заняла 16 место с итоговым результатом $3347742 (при общем количестве пользователей — 15183).
Темы и популярные направления
Количество успешных и завершенных проектов составляет 43,55% от общего числа.
Список тем, получающих максимальную поддержку пользователей, довольно постоянен:
- Компьютерные игры — $189,84 миллиона на завершенные проекты
- Фильмы и видео — $163,91 миллиона
- Дизайн — $125,11 миллиона
- Технологии — $100,61 миллиона
Самые успешные проекты на Kickstarter стали символами этой новой формы финансирования. Вот они:
- «Умные часы» Pebble: $10266845
- Игровая консоль OUYA: $8596474
- Кинопроект Вероники Марс (Veronica Mars): $5702153
- Компьютерная игра Torment – Tides of Numenara: $4186927
Результаты успешного финансирования проектов различных категорий, например, связанных с кино или технологиями, вызвали переосмысление стандартов, сложившихся в разных отраслях. Поддержка продукта широкой, заинтересованной аудитории еще до его запуска в продажу зарекомендовала себя как эффективный во многих отношениях подход.
Все эти цифры — только начало развития «краудфандинга», и многие эксперты ожидают еще большего подъема в связи с развитием краудинвестингового сектора. Все это в совокупности вполне способно обеспечить совершенно новый, инновационный характер распределения ресурсов жертвователей.
Kickstarter начал совершенно реальный и неожиданный процесс финансирования разного рода уникальных проектов в глобальном масштабе.
Русская загадка
Итак. Из России было пожертвовано почти 3 с половиной миллиона долларов. Это сделали более 15 тысяч человек. А сколько денег было пожертвовано в самой России с помощью интернет-проектов?
Сравнивать подобные цифры сложно, тем более, что в России сбор средств в интернете, как правило, осуществляется не для инновационных проектов, а для лечения (в основном – детей), для ликвидации последствий катастроф и для тех или иных программ известных благотворительных фондов. Именно такие направления лидируют в России по объемам средств жертвователей.
Следует также иметь в виду, что социологические исследования в России неточны по разным причинам и, порой, ангажированы. Особенно неточны данные для благотворительной сферы, где традиционно очень мало средств для проведения исследований. Тем не менее, кое-какие цифры есть.
Уже в 2008 году, по сведениям Министерства связи, 45,4 млн россиян были интернет-пользователями, причем 32% жителей страны имели регулярный доступ к Всемирной паутине.
По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), по состоянию на лето 2009 года объем российской интернет-аудитории достиг 39,9 миллиона человек (? – вопрос выставлен, поскольку получается, что пользователей интернета было меньше, чем по данным Минсвязи в 2008 году), что составляет примерно 35% от всего взрослого населения страны. С весны 2009 года количество людей, имеющих доступ к Сети, выросло на 6,4%, или на 2,4 миллиона человек, всего же за год рост составил 18,3%, или 6,2 миллиона человек.
Однако за все время существования «электронной» благотворительности и во всех ее вариантах, от организованной до стихийной, от аварийной до тематической, похоже, что ее общий объем транзакций был примерно раз в 10-20 меньше, чем объем одного лишь Kickstarter. Вынуждены повторить – все расчеты очень неточные.
При этом совершенно ясно, что на Kickstarter россияне жертвуют значительно охотнее, чем внутри страны. Такой вывод мы делаем с учетом числа жертвователей, средних сумм пожертвований и динамики пожертвований в течение последних 5-6 лет.
Что это означает? Сами решайте, уважаемые читатели.
+ There are no comments
Add yours