НКО пойдут по плану Маршалла

Эксперты, дорабатывающие «Стратегию-2020» считают, что государство и общество просто не могут позволить себе не сотрудничать. Предложения для обновления концепции представила экспертная группа №16 «Развитие общественных институтов».

Президент Трумэн подписывает план Маршалла

Современное состояние гражданской активности в России можно охарактеризовать как апатичное и, одновременно, судорожно-конвульсивное. Всякая общественная активность, причем даже та, которая не имеет никакой политической составляющей, в последние годы систематически подавлялась самыми разными способами – от прямого насилия до коррупционных механизмов. Современная апатия – результат подавления гражданских инициатив, а некоторые эксперты говорят о массовой «потере смысла» и таком же массовом «субъективном переживании несчастья» в России. Наша страна в соответствующих международных рейтингах занимает катастрофически низкие места (88), пропуская вперед такие страны как Пакистан(82), Руанда (81), Танзания (78) и Гватемала (17) .

Можно ли сделать что-нибудь позитивное в такой ситуации? Ряд уважаемых экспертов, входящих в рабочую группу, занимающуюся доработкой приснопамятной «Стратегии 2020», решили попросить государство осуществить интенсивные инвестиции в «третий сектор», дать НКО деньги и свободу.

«Государство должно принять и осуществить своеобразный «план Маршалла» по отношению к некоммерческому (общественному) сектору… Это именно инвестиции, возвращающиеся в виде возросшего человеческого потенциала страны, повышенной конструктивной социальной активности, гражданского участия, новой культуры инновационного поведения», — так откомментировал социолог Игорь Задорин (ЦИРКОН) предварительные предложения группы «Развитие общественных институтов».

Иного пути стимулировать настоящую модернизацию страны, кроме как задействовать для этого весь потенциал гражданского общества, нет, — считают эксперты. Одним из первоочередных шагов, которые предлагает группа, должна стать разработка и принятие федеральных законов «О гражданском (общественном) контроле» и «Об общественной (гражданской) экспертизе», либо единого, структурообразующего закона «О гражданском контроле и гражданском участии». Это должно быть сделано с целью привлечения граждан России к созданию и реализации управленческих решений в разных областях общественной жизни, а также — контролю за их исполнением. В предложениях подразумеваются не только и не столько финансовые вложения, но в большой мере инвестиции в виде дополнительных прав и полномочий, информационной и образовательной подпитки, репутационной и статусной поддержки НКО.

«Альтернативой конструктивному партнерству и взаимовыгодному обмену ресурсами между государством и обществом является стагнация общественного сектора, переход социальной активности в конфронтационное русло или социальный эскапизм, а значит, в конечном счете, провал модернизации и поражение страны в глобальном соревновании. У государства и общества сегодня практически нет выбора кроме сотрудничества», полагает Игорь Задорин и настаивает, что рабочие предложения группы — это не «челобитная власти с просьбой подсобить слабым и убогим, а  взаимовыгодное предложение».

Ход мыслей коллег не может не радовать, но трудно себе представить, как можно просить денег и полномочий и, одновременно, – свободы от того субъекта, у которого все это просишь. Кроме того, если ввести в репертуар органчика, играющего в головах у чиновников мелодии «Разорю!» и «Не потерплю!» еще и мелодию заботы о гражданском обществе, НКО, возможно, погибнут от этого быстрее, чем от голодной смерти. Некоторые НКО, правда, имею шанс стать особо богатыми и красивыми.