Что в офисе тебе твоем?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Нередко можно услышать, что НКО куда эффективнее работает, когда у нее есть офис, оргтехника и сотрудники. А еще стационарный телефон. И первое что делают многие НКО после регистрации в Минюсте: снимают или получают в пользование офис. Не пройдя этапы становления организации, не доказав свою состоятельность.

Зачастую только потому так делают некоммерческие организации, что это считается престижным — иметь собственный офис. Без этого никак не может проистекать эффективная деятельность. Кажется, что офис — это единственное место, куда могут прийти нуждающиеся и получить помощь, поддержку. Или придут спонсоры, которые глядя на многочисленные грамоты, дадут много чего.

Я не отрицаю, для многих НКО офис действительно необходим, но для многих же — просто фишка, которой они совершенно не умеют пользоваться и часто не могут ответить: а, собственно, зачем? Единственный ответ — именно это является мерилом стабильности НКО, а тем более если организация занимается поиском грантов, это часто очень важно. Офис — часть собственного ресурса, который можно положить на алтарь победы в битве за грант.

Вот, собственно, и весь резон. Часто ли НКО нужны эти самые офисные метры для других целей? Например, чтобы структуризироваться, иметь место, где сидят сотрудники. Часто ли бывает так, что наличие офиса заставляет организацию стать более мобильной, шевелиться в поисках технологий, позволяющих решать проблемы как организационные, так и тех, ради кого создана? По воле судьбы, я достаточно часто бываю в офисах общественных организаций. Подо что только они их не используют. Под склады, место добровольческих тусовок, а часто вообще не понято подо что.

По идее, местные власти офисы дают, надеясь, что НКО будет эффективно трудится и использовать предоставленные помещения. Но часто получение офиса навсегда хоронит организацию как общественную структуру. Добившись главного, изредка используя это достижение, организация начинает стагнировать.

Через какое-то время офис вообще теряет цену, потому что за него как правило дорого не дерут — все-таки социальный объект. И только когда власти начинают помещение отбирать (за ненадобностью для НКО), организация вдруг вспоминает, как жизненно необходимы ей эти квадратные метры.

Лично мое мнение: НКО должна дорасти до офиса, чтобы понимать, для чего он все-таки нужен. Как место переговоров, открытие центра помощи той или иной социальной группе и так далее. Это должно быть сформулировано в миссии организации. Когда офис помогает организации, а не наоборот, потому что сам по себе офис не является символом эффективности, если он используется как чайхана. Офис для НКО — это стратегическое и идеологическое место. Где кипит работа по созданию и реализации проектов и программ, направленных на улучшение социальной ситуации региона, который и выделил офис как раз для этого. Недавно одна общественная организация сбежала из офиса, не оплатив аренду, бросив оргтехнику и вообще все что было. Так произошло потому, что офис так и не стал ценностью для этой НКО. Организация легко с ним рассталось.

В начале девяностых годов мы тоже открыли свой офис, но через некоторое время поняли, что лучше всего НКО находиться рядом с теми, кто в этот офис, может, никогда и не придет. Мы поняли, что создавать более тесный контакт с осужденными, сиротами, бездомными получается лучше, если работать на их территории, рядом с ними. Тем самым повышая и уровень доверия, и эффективность работы.

И сейчас, когда меня часто спрашивают, а где же ваш офис, я отвечаю: в сердце. То есть всегда со мной, во мне. Заодно не стоит вопрос платы за использование помещений, а значит — нет лишних административных расходов. Это, в свою очередь, означает, что ресурсы поступают тем, ради кого мы некогда создавались. А офис пусть подождет. Будет он, просто надо до этого дорасти. Сердцем.

21 Comments

Add yours
  1. Андрей

    Мда, ну и разнообразие тем для комментариев :)
    При простой и понятной теме статьи.
    Это проблема не только и не столько НКО, сколько вообще людей, смысл деятельности которых им самим неясен.
    Чёткая параллель с бизнесом.

  2. Ирина Резцова

    Интересно, когда массово появятся виртуальные офисы НКО, как минюст будет рассматривать юр.адреса? может, онон посчитает достаточным домашний адрес руководителя указать для контактов и все?

  3. Вадим

    Не все так однозначно, приведу свой пример. Наша организация работает 21-й год (не около-гос.НКО), из которых 18 лет арендует помещения; неоднократно помещения перепрофилировались за это время под новые задачи и активно использовались. А недавно мы с удивлением для себя отметили, что помещения нам уже не особенно нужны, т.к. организация из сервисной трансформировалась в «мозговой центр» и теперь мы задумались об инвестировании этого ресурса в поддержку деятельности наших коллег-«сервисников», занимающихся приоритетными, с нашей точки зрения, задачами. Кстати, если помещение «сервисников» (столовая для малоимущих, и пр.услуги для цел.групп), то не вижу особой проблемы в том, что посетители должны знать время работы, и сотрудники НКО соответственно должны ходить по расписанию. Тут недопонимание может крыться в отношению к такому вопросу как «разгосударствливание» социальных услуг, где есть учреждение, оказывающее услуги, в чьей бы собственности оно не находилось. Возможно, это не вызовет оптимизма у ценителей и хранителей «духа» НКО, но с другой стороны каждая организация и ее коллектив определяют для себя сами какой крест им хочется нести. А теперь о статье. Она застала меня как раз в период переосмысления роли офиса, и ее анонс, обнаруженный в ящике, я воспринял как готовность автора поделиться оригинальными идеями относительно более эффективного использования офиса НКО. На дворе действительно наблюдается развитие возможностей для виртуальных офисов, на которые мы перешли, и переосмысления роли традиционных офисов. К сожалению, не увидел. На мой взгляд наиболее ценное, что я нашел здесь — не столько статья с лейтмотивом «доросла — не доросла», а комменты ее читателей, за что всем спасибо! осталось ощущение с пользой проведенного времени. Если кому есть чем поделиться по вопросу, который меня сюда привел, возможно, такая статья будет интересна не только мне.

  4. Юлия

    Александр, спасибо большое за Ваше мнение.
    В связи с этим очень хочется задать вопрос новичка: а как зарегистрированные НКО обходятся без офисов в свете привязки юр. адреса к фактическому местонахождению?

  5. Сергей Михайловский

    Согласен с Александром. Офис нужен не всем.
    У нас в организации мы, например, наш центр дополнительного обучения днем используем под офисную работа а по вечерам там проходят как и должно занятия, когда ребята возвращаются из школы. Днем помещение все равно простаивает, а офисной работой в основном и можно заниматься только днем. Хотя я, как фандрайзер, все равно в офисе редко бываю. а если и бываю в основном что бы показать партнерам, чем же мы тут занимаемся, а их офисная работа меньше всего интересует, им живую уставную работу хочется увидеть.

  6. Ирина Резцова

    Генри Форд когда-то писал в своей книге «Моя жизнь» (в интернете она есть — рекомендую), что если ты не видишь смысла в своей работе, то не нужно ею заниматься. В случае с НКО — идея есть тот самый смысл. Профессиональное выгорание возможно в том случае, если а) вы делаете каждый день одно и то же; б) вы не вносите и не развиваете творчески свою деятельность. В конечно итоге, вам это надоедает. Если вы верите в идею, то вряд ли она вам наскучит через некоторое время.
    Что касается графика. Аделина, понаблюдайте сами. Если организация большая, где есть какое-то количество сотрудников — легче увидеть, что в шесть часов они собираются домой. А работать так они могут себе позволить.
    Думаю, несправедливо скептически относиться к НКО, которые созданы при госструктурах. Если хоть один человек получил от них помощь, это здорово. И такие НКО не мешают развиваться частным фондам. Здесь уже несколько другая проблема, однако….которую никто еще не затрагивал…

    • apechnikov

      Тю. «Думаю, несправедливо скептически относиться к НКО, которые созданы при госструктурах» — что это такое? А если они «проедают» раз в 10 больше, чем помогли?

      • Ирина Резцова

        Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, например. Их много.
        А вот, «А если они «проедают» раз в 10 больше, чем помогли?» — у вас есть достоверная статистика полезности? Или вы считаете, что частные НКО на 100% лучше справляются? Везде есть и профессионалы, и …просто специалисты.

  7. Аделина

    Работать сутками за идею это, на мой взгляд, первый шаг к профессиональному выгоранию.
    Я считаю, что здорово, что есть такие НКо, которые МОГУТ себе ПОЗВОЛИТЬ уходить в 18.00, а не работать сутками…Да-да именно позволить себе ( я сейчас не имею ввиду НКО созданные гос.структурами,при министерствах и ведомствах, в таких НКО и фандрайзингом можно не заниматься..все оплачивается и следить за эффективностью проектов тоже не обязательно, главное ОТЧЕТ по-лучше написать и создать видимость работы), не многие НКо могут похвалиться таким графиком с 9 до 18.00, обычно пока сутками за идею…

    • Васюнин Валерий

      Аделина здравствуйте!
      общественная деятельность это не работа, это состояние души которое вполне можно перевести в профессиональную область и сделать своей основной деятельностью.
      Общественники не уходят в 18 и не приходят к 9, они как правило постоянно в движении, если конечно у организации есть четко прописанные задачи, критерий не присутствие в офисе а достигнутый результат.
      Что касается профессионального выгорания так под это попадают те кто хочет но не знает как а, НКО в которые они пришли на поверку и сами ХОТЯТ, но не знают как. Вот и получается бег по кругу, мы спасаем мир а нам ни кто не попадает…все плохие уйду я от вас….
      Гос финансирование это тоже форма успешного фандрайзинга, чаще конечно власть создает карманные НКО некоторые даже успешно работаю, и тем не менее способность НКО добиться стабильности финансирования одна из составляющих эффективной работы.

    • Гезалов Александр

      Аделина..Вы знаете..Когда я начал свою общественную деятельность, 12 лет назад, то сразу подумал, а как же мой график, чтобы просители знали, во сколько меня можно застать..»со скольки до скольки» НАДО быть в общественном поле.Ну и в шутку написал с 9.00 до 18.00.Но как оказалось, в это время я как раз и не работаю..Все чаще делаешь до 9.00, с 7.00, а все другое после 18.00.Да и графики и планы нужны.Но важнее все-таки понимание, когда же твоя помощь нужна?И когда это желание совпадает с проблемой нуждающегося.Тогда начинаешь понимать, и график и планы.Это опыт.Который способствует тому, что общественник не выгорает.Он просто живет.С..по..

  8. Ранас

    Полностью поддерживаю статью.Сейчас можно построить виртуальный офис, который может быть очень эффективным и даже можно носить в сумке или в кармане. Для общих сборов и встреч очень много школьных помещений в каждом микрорайоне и даже полезнее именно в школах собираться, ближе к детям.

  9. Ирина Резцова

    У меня всегда создавалось впечатление, что офич для НКО -это возможность собрать в одном месте всех специалистов, которые живут в разных концах города. Но, что всегда поражало, так это наличие рабочего графика в офисах НКО. Все, как по команде начинают работать в 9 утра и, как на госслужбе, заканчивают в 18 часов. Все, это вся производительность труда. Мне кажется, если НКОщник уходит домой ровно в шесть вечера, значит ему не интересно то, что он делает. Поэтому, Саша, напрашивается дополнительно другая статья — преданность специалистов НКО своему делу, готовность работать сутками для идеи. Определенная часть ходитв офис, как на работу (и воспринимают офис НКО как офис компании) и делают это сугубо ради зарплаты.

    • Васюнин Валерий

      Статья по сути правильная. Не место красит человека а человек место. И тем не менее наличие офисного помещения, дает некий визуальный имидж …как в той поговорке «встречают по одежке….».
      Не всегда, на коленке или в кафе, можно рассказать и показать о деятельности НКО. Для некоторых ответ на вопрос где вы находитесь является показателем того что вы не шарлатан. Александр прав в том что главное то что в сердце а не то что на показуху, но офис это не показуха это дополнение систематизировать свою работу…. да просто посидеть попить чаю с однодумцами.

Добавить комментарий