Сиротское портфолио


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Мы ничего не знаем о сиротах. Если точнее — ничего полезного для их дальнейшей интеграции в общество. Между тем, даже что-то наподобие “дембельского альбома” с фотографиями помогло бы социальным работникам в их контактах с выпускником детдома.

Дети с ноутбуками

В России сирот много, при этом реальных — без родителей — не более трех-пяти процентов. Это мы знаем. Знаем и то, что основная причина попадания детей в детские дома — неблагополучие в семье: уклонение родителей от исполнения своих обязанностей, алкоголизм, другие вредные привычки. Мы в общем имеем представление о том, как живут сироты в детском доме. Эти представления именно что общие — о каждом конкретном ребенке практически ничего не известно, мы не знаем, что за человек вышел из стен детского дома. Конечно, в последующие учебные заведения поступают документы на сироту. Но чаще всего это поверхностная информация: чем болел, какую грамоту получил, как учился. И лежит эта папка за семью печатями в сейфе директора нового учебного заведения. Сиротам эти документы до 18 лет на руки не выдают. А после того как воспитанник получает-таки бумаги, чаще всего он отправляет их в мусорную корзину.

В итоге специалисту, который помогает сироте в социальной адаптации, приходится по сути с чистого листа начинать общение. При этом выудить необходимую информацию бывает не так-то просто. Часто выпускники детдомов сами не могут сформулировать, кто они и что умеют и знают. В том числе потому, что стесняются или просто не хотят рассказывать о себе первому встречному-поперечному.

Проблему могла бы решить система паспортизации сирот. Для начала — хотя бы портфолио, которое во время обучения в интернате заполнял бы сам воспитанник. Чем он занимался в детском доме, на какие секции ходил или не ходил, какие имеет уже успехи, чтобы зацепиться за эти знания. Как учился, не по диплому, а чтобы он сам озвучил видение своей учебы. Какие отношения с родителями, что с жильем.

Что именно должно содержаться в портфолио — тема для обсуждения. На самом деле, что-то вроде солдатских дембельских альбомов — тоже допустимая форма, позволяющая узнать о прошлой жизни. Ведь даже по фотографиям можно определить, чем и как жил ребенок в детдоме, куда ездил, чем занимался, кто был рядом. Если обладаешь такой информацией о человеке, куда проще искать диалога и контакта.

Инициатором создания таких ознакомительных паспортов должен выступать, естественно, детский дом. Потому что в его интересах, чтобы выпускники детдома не попадали во всякие жизненные переплеты и криминальные ситуации.

Мне видится, что создание портфолио позволит выпускнику скорее встроиться в новый жизненный ритм. Они не будут стесняться показать свое прошлое — и будущее будет в их руках. И не придется наступать на грабли — не только сиротам, но м тем, кто хочет им качественно помогать.

7 Comments

Add yours
  1. Сергей Михайловский

    Александр, приветствую!
    Мне импонируют ваши высказывания по поводу государственной системы попечения и воспитания сирот, ваши идеи и предложения по модернизации работы в детских домах. Согласен с вами, что «систему» надо менять, т.к. она уже не справляется с ранее поставленными задачами, и порождает новые «проблемы», для решения которых мы опять начинаем ставить новые «задачи» и учимся их решать. Но вот хочу предостеречь всех нас, чтобы мы работая над модернизацией «системы» не стали работать на саму «систему». Иначе встанет вопрос, кто будет решать те самые «проблемы», порожденные «системой» и делать те самые «задачи», которые мы хорошо формулируем и озвучиваем?

  2. Крутой

    Я помню хорошо в одной статье гр. Гезалов сурово критиковал идею и людей которые фотографировали детдомовцев “на память”. А сейчас здесь проталкивается та же идея “дембельский албом” но только от гр. Гезалова. Плагиат да и только.

  3. Василина

    Полностью согласна, Александр. Мы сейчас внедряем проект «Уверенный старт» по социальной интеграции выпускников интернатных учреждений — именно с этого и начинаем. Для такой истории используем методику оценки потребностей ребенка, а точнее оценки жизненных навыков и готовности к самостоятельной жизни. Кроме того проводим тренинги и встреси, где дети учатся определять свои сильные стороны, свои желания, чего хотят достичь в будущем — и это сначала очень не легко.

    Но кто должен быть ответсвенным за такую работу — тут не очень согласна, что интернат. В нашей ситуации — больше социальный работник или даже наставник ребенка может инициировать ведения такого дневника или альбома.

    • Гезалов Александр

      Васелина, Вы путаете некоторые понятийные вещи, к примеру детский дом просто обязан готовить сирот к жизни, и не отдельный специалист или приходящий доброволец, а вся система.Пока с этим большие трудности.Так что инициация новых идей должно исходить от тех болевых точек, которые у выпускника детдома есть, их более тридцати.Скоро о том, что ДОЛЖЕН детский дом выпущу новую статью. И как оформить портфолио сотрудников детдомов. кто они и что они и где о них можно почитать. Пока детдом не работает фактически ни на одну болевую точку сироты.Вот в чем заварка то.Вам спасибо за добрые дела, хотелось бы чтобы они были более профессиональные.Добровольческие эмоции знаний не дают))))

Добавить комментарий