Обращение приемных родителей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Совсем недавно в Госдуме обсуждался вопрос о введении обязательного  тестирования для кандидатов в принимающие семьи. Это сообщение у заинтересованной части населения, а именно, кандидатов в приемные родители и уже состоявшихся принимающих семей; вызвало достаточно бурные и неоднозначные эмоции: и недоумение и протест, и множество вопросов.

7ya_znak

Получается парадоксальная ситуация. Президентская команда декларирует упрощение процедуры принятия ребенка-сироты в семьи, а процедура тестирования не только не облегчает, но и утяжеляет и на длительный срок затягивает процесс семейного устройства. Тестирование с помощью той батареи тестов, которую предлагает Министерство образования и науки РФ  может занять довольно длительное время, но ни один грамотный психолог не сможет быть уверен, что получит достоверный результат.

Мы провели интернет-опрос и хотели бы, чтобы мнение опытных приемных семьей было услышано людьми, от которых зависит решение этого важного вопроса для судеб  детей-сирот.

  • Изначально некорректно проводить оценку кандидата в форме тестирования, поскольку невозможно получить  объективные показатели и однозначно трактуемый результат. Тестирование показывает состояние человека на текущий момент, в определенном месте, в определенном эмоциональном состоянии. Многие тесты в разные периоды жизни одного и того же человека и в разных ситуациях дают иногда противоположные результаты. Стремясь соответствовать запросу, люди дают нужные ответы,
  • Никаким тестом нельзя измерить готовность человека к родительству, а главное — к приемному родительству.  Вполне возможны ситуации, когда результаты субъективного тестирования окажут эффект, противоположный желаемому. Как показывает многолетний опыт принимающих семей, при принятии решения о приеме ребенка в семью каждый кандидат, каким бы теоретически подкованным не был, всегда испытывает влияние самых разных факторов. При оценке таких рисков возможный ложноположительный результат «профессионального»  теста может повлиять на решение кандидата ровно противоположным образом. Человек, сомневающийся в правильности совершаемого им шага, будет исходить не из своей собственной мотивации, а будет опираться на некорректные результаты «профессионалов». Ответственность же за принятие ребенка в семью будет неоправданно размыта и будет идти во вред детям, принятым в такие семьи.
  • Невозможно с помощью какого-либо инструментария объективно и достоверно представить прогноз по результатам тестирования, поскольку успешность адаптации ребенка в семье зависит от множества факторов, не зависящих от личности кандидата. Можно ли тестами проверить, как воспримут конкретного ребенка остальные члены семьи? Как можно заранее предвидеть поведение человека в той или иной непредвиденной ситуации с ребенком? Как можно проверить, выдержит ли человек многолетнюю борьбу с трудностями? Как можно проверить, будет ли семейная пара жить счастливо до самой смерти или разбежится после появления в семье ребенка?
  • Еще одно обстоятельство препятствующее проведению тестирования состоит в том, что невозможно прописать законодательно процедуру мотивированного обжалования результатов тестов, поскольку нет четко определенных критериев для подготовки возражений кандидатом,  Любой тест можно трактовать как угодно,  ответы можно подогнать. Как и где можно оспорить результаты тестирования, если кандидат не согласен?
  • Против введения этой процедуры и такие обстоятельства — в России нет переизбытка  граждан и очереди из желающих принять в семью осиротевшего ребенка, тем более имеющего инвалидность.
  • Опыт работы созданных в последние месяцы Школ  для приемных родителей (ШПР) показывает, что во многих регионах нет специалистов, которые могли бы качественно подготовить будущих родителей. Тестирование же требует психологов, которые имели бы не только специальное образование, но и понимали специфику приемных семей. Психолог после ВУЗа должен ещё проходить специализацию по психологической диагностике у достойных мастеров, проходить практику под их началом, а уж потом допускаться к клиентам. Инструментарий же должен пройти длительную проверку на валидность и надежность.
  • Повсеместно отсутствуют квалифицированные кадры по работе с принимающими семьями, отсутствует система подготовки таких кадров и система, позволяющая использовать опыт принимающих семей. Тестирование — это один из инструментов, которым должны пользоваться профессионалы — психодиагносты. Их не хватает даже в крупных городах, а откуда же они появятся в отдаленных сельских регионах, где приемные семьи получили большую популярность?

Тестирование может применяться для других целей — выявление болевых точек и возможно слабых сторон не всех поголовно граждан, а тех, кто при обращении вызывает сомнения у врача-психиатра или у специалиста ООП или ШПР, чтобы с таким кандидатом поработали тематические психологи. Невозможно сформировать методику оценки в силу многофакторности процесса принятия ребенка в семью, адаптации и последующего развития отношений с ребенком  в принимающей семье.

Предлагаемые командой Министерства образования и науки РФ тесты не прошли апробацию и проверку ни на надежность, ни на валидность среди принимающих семей,  и потому существующие тесты — огромное поле для коррупции и самодурства психологов, слишком размыты и неопределенны критерии. Унизительная для большинства процедура тестирования, наверняка, еще больше снизит уменьшающееся число граждан, желающих принять в семью сироту. Гораздо полезнее для решения проблем семейного устройства сирот бросить силы психологов и социальных служб не на тестирование, а на создание системы подготовки кандидатов и сопровождение семей уже принявших ребенка.

Сообщество приемных родителей на конференции «Усыновление» семейного сайта 7ya.ru

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий