Брать как есть


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Часто читаю в интернете и слышу в разговорах, что дети-сироты практически не поддаются влиянию со стороны тех, кто хочет им помочь, стать другом и ищет сотрудничества. Еще говорят, что сироты лишь некоторое время могут быть «своими», однако очень скоро возвращаются к «сиротской» норме — становятся агрессивными и неуправляемыми. Вроде мы к ним с добром, а в ответ — лишь холодное отношение, а то и хуже. Сироты могут с лёгкостью вообще перестать иди на контакт, или начинают воевать, хотя вроде как живут в безопасной зоне, рядом с теми, кто хочет дать им свое тепло и заботу. Но почему-то сироты как были чужими, так ими остаются.

Подростки

Вся проблема в том, что многие хотят от сирот невозможного — того, что те не умеют и не могут дать. Став частью системы, ребенок быстро теряет навыки общения. А потом требуется очень много времени и затрат, чтобы вытащить из него эту сиротскую занозу. И, показав ее себе и ребенку, вернуть занозу на место и научится жить с ней. Это ключевой момент во всем процессе адаптации – принять сиротскую травмированность и научиться с ней жить.

Что такое детство сироты? Это нарушения привязанности и отсутствие материнского и отцовского участия. Иного детства у него уже не будет, ничего не изменить. Не вылечить даже спустя годы. Не нужно льстить себе: каким бы хорошим психологом вы ни были, у ваш подопечный ребенок-сирота всегда будет жить с этим контекстом, памятью и опытом.

Не все готовы принять это и понять, многим хочется это поправить. И тут вступают в сила законы насильственного вмешательства в прошлое ребенка, пусть и рефлексией. Нельзя вчинить любовь потом, она хороша в свое время.

На днях в очередной раз консультировал женщину, которая просила дать рецепт общения с ребенком-сиротой. Он все больше отдаляется, становится все более холодным. Мальчик в детском доме много лет, а значит уже получил мощную дозу детдомовской радиации. При которой, повторюсь, он уже никогда не будет таким, каким мы хотим его видеть.

Женщина повторяла, что прилагает много сил, чтобы изменить сиротскую норму, ее напряженное лицо говорило о том, что ее это заботит. Она встречается с ребенком редко, но за этой редкостью встреч хочет решить важный вопрос. И тогда я ей сказал, что нужно принять мальчика таким и научится жить с его минусами и плюсами. Морщины на ее лице в один миг разладились, тревоги и заботы ушли, ее отпустило. Я сказал ей то, чего она никак не могла понять и услышать: ее задача не в изменении ребенка из системы, а в том чтобы быть рядом — особенно во время кризиса, который неизбежно явится ребенку уже через несколько месяцев после выхода из детского дома. И я даже сказал ей, что ангелы не делают других лучше, они просто есть. Этого оказалось достаточно, чтобы унялась тревога и грусть.

С таким пониманием, к сожалению, не так часто приходится сталкиваться. Многие опекуны пытаются снизить последствия сиротской травмы, задабривая ребенка. Но при этом не предлагают ребенку алгоритмов преодоления трудностей.

Это обычная практика российской помощи нуждающимся. Часто им дают совершенно не нужные им вещи. И мало кто признает их ритм жизни — да и вообще их жизнь. С сиротами рисуют и танцуют, не понимая: им нужно гораздо большее, чем просто рисование. Нужно внутри сироты нарисовать то, что ему недоступно. Сделать это можно только долгой системной совместной работой. И — желательно — с совместным проживанием. Но такая долгосрочная программа для большинства благотворителей и волонтеров — не приоритет, они под нее просто не заточены. Им главное, чтобы сиротка просто был рядом. А не его социальный заказ. Тем более, что ничего он не заказывает.

Все это уже давно решено в странах Европы, там никто никого не переделывает. Это и дорого, и часто неэффективно. Принимая человека таковым, какой он есть, учат жить в новой для него среды обитания. Нам пока до этого далече. Но менять ситуацию надо, в том числе через консультирование спасателей, а не только спасаемых. Начнем?

23 Comments

Add yours
  1. Станислав Дубинин

    Хорошая статья! Саша, спасибо! Действительно не получится сироту подстраивать под себя. Вынуждая его принимать свой образ жизни, люди пытаются прогнуть ребёнка под себя, под свои традиции, законы, желания. Это проблема многих приёмных семей. Потому и возврат большой. Детям вообще не свойственно подчиняться. Вот и наступает регресс, вот и замыкается ребёнок, закрывается в своём мирке и его тянет назад в дд, там для него всё ясно и понятно. Принять ребёнка таким, какой он есть, это значит отступить к нему на 10, 50, 100 шагов назад. И уже вместе с ним пройти весь путь заново, по пути неспешно корректируя отношения ребёнка к жизни, меняя его мироощущение, делая свои устои устоями ребёнка. Путь этот длительный и сложный. Потому и надо сто один раз подумать о своей готовности, прежде чем взять ребёнка в семью. Многие не понимают, что беря ребёнка к себе, они тем самым заключают равноправный договор с ребёнком о намерениях. И права согласно этому негласному договору равны.

    • Галина

      Станислав, Вы конечно правы, что нужно 100 раз подумать. Но пока мы думаем, детям никто не поможет. Подумать можно только о том, что ты уже знаешь, а что будет впереди, никто не знает. А тем, кто принял решение помочь сироте, хочу пожелать терпения и понимания и ребенка и самого себя. Они сложные, но тем и интересны. Они, как ни странно, тоже учат нас, они мудрее и смелее, чем мы. Дерзкие, гордые, обидчивые, ранимые. И все это в 10 раз сильнее, чем у детей из семей. Но как только почувстуешь, что ты ему нужен (хоть он и колучий, как дикобраз!), невозможно его бросить, ну никак. Уже никак!

      • Станислав Дубинин

        Галина, спасибо за комментарий! Дети детского дома приучены жить одним днём и не задумываться особо о будущем. Это последствия тех условий, в которые они помещены в детских домах. Им сложно выстраивать свой «образ будущего» находясь в идеальных условиях. Поясню. Мы учимся в школе, стараемся, для того, что бы поступить в институт, получить достойное образование, стать хорошим специалистом и быть востребованным в обществе. То есть иметь хорошую зарплату и как следствие хорошую квартиру, хорошее питание, красивую и модную одежду и т.д. А у ребят из детских домов всё это уже есть. И при этом им не надо ничего делать, для того, что бы всем этим пользоваться. Крыша над головой есть, чистое постельное белью, не плохая еда, одежда, развлечения и подарки. Вот и нет у них, стремления развиваться и становиться творцами своей жизни. И такими они приходят в семьи. Привыкшими к тому, что за них всё решат и всё сделают. В обычной семье ребёнок постепенно становится членом семьи, где его учат экономить электроэнергию, иначе можно остаться без сладкого, беречь одежду, иначе нельзя будет купить что-то из техники, убирать свою комнату иначе мама будет уставшей и не сможет пойти с ребёнком на обещанную прогулку и т.д. Родной ребёнок по-другому встроен в семью. Вот о чём я стараюсь сказать. А для приёмных родителей было бы не плохо, прежде чем взять ребёнка пройти обучение у специалистов, о чём постоянно пишет Саша Гезалов. Особенно в последнее время появилось очень много хороших статей, вебинаров, видео выступлений о проблемах усыновления. Просто семьи, которые серьёзно подходят к такому шагу как усыновление, опека должны понимать, на что они идут и с чем они могут столкнуться. Они должны понимать, что особенно первое время, это напоминает путь по минному полю, где родительская ошибка может привести к гибели ребёнка.

        • Галина

          Станислав, спасибо за комментарий. Вы правы в том, что дети из детского дома не бережливы и они отличаются от нас. Мы-то знаем этот секрет, почему они такие, ведь взрослые им устроили такую жизнь. Не их вина, а их беда. Вот с бедою-то и надо бороться. Объяснять, говорить, показывать примером. И все равно до конца не вложить свои мозги. Приходится принимать это Чадо таким как есть.

          • Станислав Дубинин

            Всё правильно. Они другие, но тоже люди, со всеми вытекающими.
            Потому и живу давно с девизом, который рекомендую многим: «Измени всё, что ты можешь изменить, научись принимать то, что изменить не в силах и научись отделять одно от другого»!!!

          • Галина

            Станислав, вижу,что Вы не по наслышке знаете детей из детского дома. Я когда общаюсь с ними, сталкиваюсь не с конкретным ребенком и его сложным характером, а со всей системой, которая сделала его таким. Им нужно общение со взрослым состоявшимся человеком, учителем по жизни, которому ои доверяют. Это нужно любому человеку, а особенно ребенку.

          • Станислав Дубинин

            Я 16 лет проработал в детском доме, а сейчас работаю по постинтернатному сопровождению своих выпускников. Так что, Вы правы, я давно в теме. Сегодня мне как никогда видны все проблемы созданные системой. Она явно устарела. В коммунистические времена стадность приветствовалась, она вела к всеобщему «одобрямс». Сейчас пришла пора воспитывать индивидуумов, и система нуждается в перестройке. Но она громоздка и перестроить её в одночасье практически не возможно. Потому и появились и появляются люди, которые в трудную минуту готовы подстраховать систему и дать ей время для перенаправленности. Саша курирует это направление, добровольно взяв на себя эту не простую функцию. За что спасибо ему! Допускаю, что в дальнейшем люди прошедшие этот путь и понявшие многое из проблем сирот смогут эффективно работать, сотрудничать с системой или с теми её представителями, которые готовы принять новое понимание решения проблем!
            Надеюсь, что в недалёком будущем детские дома смогут выпускать созидателей, а не потребителей!

          • Галина

            Станислав, я очень уважаю людей, которые не боятся трудностей в воспитании детей. Таких как Вы. Я общаюсь с детьми из детского дома и понимаю, как им трудно приходится, когда они выпускаются из него и остаются один на один со своими проблемами. У меня есть трудности в понимании правильной помощи детям. Мы ездим к ним, они привыкают к нам, ждут чего-то большего, привязываются и мы получается дразним их своими приездами. А когда уезжаем, я вижу их грустные лица и становится стыдно, что ты в семью, а он опять остается здесь. Один мальчик после выпуска звонил мне каждый день, запугали его взрослой жизнью, он ищет опоры и поддержки. По мере возможности даю ему советы, но он как ребенок, транжирит деньги, данные государством, потом голодает. На советы никак не реагирует. Мне бы очень хотелось общаться с опытными людьми, такими как Вы или Саша Гезелов для того, чтобы не навредить моему пацану.

        • Станислав Дубинин

          Галя, просто идите рядом и присматривайте, что бы его ошибки, не были фатальными. Подсказывайте, советуйте. Он не всё будет принимать, потому, что поколения такие, на своих ошибках учатся. Если будет необходимость, пишите, с удовольствием и чем смогу, постараюсь помочь! Я есть и в контакте и в одноклассниках и в фейсбуке.

          • Галина

            Добрый день, Станислав!
            Спасибо Вам за понимание. Если у меня будут вопросы, я обязательно напишу. Вы пишете, что работаете по постинтернатному сопровождению своих выпускников. А в чем это заключается?

        • Станислав Дубинин

          Галина, добрый день! Постинтернатное сопровождение это целый комплекс мероприятий по выводу детей из состояния потребителя. Это попытка заполнения тех пробелов, в социальных знаниях которые образовались у них после длительного проживания в детских домах. Это отслеживание возможных ошибок и помощь в нахождении решений по их исправлению. Это работа с психологами, расширение социальных связей, репетиторство… и много ещё чего другого. В двух словах это описать сложно. Но главное, это индивидуальная работа с каждым.

          • Галина

            Станислав, 7 июня пройдут общественные слушания в Государственной думе по вопросам инвалидов и детей коррекционных образовательных учреждений. Меня пригласили на эти слушания и попросили высказать свое мнение. Может быть у Вас есть каике-то пожелания или мысли, как улучшить подготовку детей для дальнейшей адаптации после интерната. Я не педагог, поэтому буду высказывать мнение по простому.

  2. Сергей

    Ребенок изменится пусть не полностью. Если будет пример без фальши,приспособленчества и лжи который всегда рядом

    • Гезалов Александр

      Согласен, если личность будет чистой без наигрышей и обмана.Ребенок смотрит на взрослого как на Бога, а если рядом пустой и пьющий, ругающийся матом барабан, он таким же и станет.Хоть как красиво его не очаровывай умениями петь песни под гитару.Личность главное. Точно…

    • Галина

      Александр, я с Вами полностью согласна. Очень трудно наладить полное взаимопонимание. Вот вроде бы все хорошо, душа в душу и вдруг, бац, и агрессия и обида откуда-то поперла. Я то знаю, что это все последствия воспитания и детских обид, но ужас охватывает. Как исправить, как научить, что за слова надо отвечать? Мальчишку жалко, но ужас, как трудно с ним общаться. Что-то надо делать.

Добавить комментарий