Телефон проверия, детский
О том, что такое Телефон доверия вообще – чуть дальше, а вот когда его Международный день, мне выяснить не удалось. Международный же День детского телефона доверия – 17 мая. И к этой дате приурочена моя заметка.
Кто и зачем придумал День детского телефона доверия
Первым номером при запуске запроса «Международный день телефона доверия» Яндекс открывает вот такой документ, датированный еще 2012 годом:
«ПАМЯТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «МИНУТА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ»
Цель акции: мотивировать школьников обращаться за помощью на телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.
В рамках акции необходимо организовать работу во всех образовательных учреждениях, школах-интернатах и детских домах по одновременному информированию детей 17 мая 2012 года г. в 11–00 (для учеников первой смены) и 15–00 (для учеников второй смены) о службе Детского телефона доверия и с просьбой записать единый общероссийский номер телефона в дневники и мобильные телефоны».
Иначе говоря, дело начинается с призывов мотивировать детей обращаться к помощи этого телефона.
А РИА Новости, идущее в листе Яндекса вторым номером, также в 2012 году писали: «17 мая в России отмечается Международный день детского телефона доверия, который призван привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им».
Инициатива отмечать этот день принадлежит Международному объединению детских телефонов доверия (Child Helpline International), которое официально признано Комитетом по правам ребенка ООН и включает в себя представительства более 150 стран мира.
Детский телефон в России
В России детский телефон доверия появился, по разным данным, в 2004, 2007 или 2010 году. Поскольку такие телефоны создавались сначала независимо разными организациями, некоторая неразбериха в датах вполне понятна.
Официальным представителем РФ в Международной организации теперь является Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (с 2007 года). В 2007 году этот фонд создал Всероссийское профессиональное объединение “Российская ассоциация детских телефонов доверия”.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами РФ ввел единый общероссийский номер детского телефона доверия. К этому телефону сейчас подключены 237 организаций во всех субъектах РФ, причем в 63 регионах служба приема обращений работает круглосуточно. За несколько лет работы служба единого детского телефона доверия в России обработала 3 735 740 обращений.
К работе единого телефона доверия для детей присоединились и другие организации, например, фонд Amway.
«В прошлом году мы приняли решение поддержать инициативу наших коллег из Фонда поддержки детей и подключились к активному информационному освещению работы детского телефона доверия. Мы считаем, что об этом ресурсе должны узнать как можно больше семей, ведь построение гармоничных отношений между детьми и родителями – это серьезная работа, выполняя которую, мы зачастую нуждаемся в квалифицированной поддержке. Для многих будет приятным открытием, что она доступна уже сейчас», – комментирует Анна Сошинская, Председатель Попечительского совета Фонда Amway «В ответе за будущее».
Буратино пополам с опасениями
В 1985–1989 годах мне довелось работать на первом в СССР Телефоне Доверия – 205–05–50, созданном по инициативе А.Г.Амврумовой. В то время специализированных детских телефонов доверия еще не существовало, потому иногда приходилось беседовать с детьми на этом «взрослом» телефоне. По моим воспоминаниям, первые детские телефоны доверия появились в Москве на рубеже веков, и сначала были организационно и профессионально достаточно слабыми заведениями. Потому их развитие не может не радовать.
Однако я должен отметить некоторые и актуальные и потенциальные риски таких организаций.
Во-первых, следует ясно понимать, что у таких телефонов непременно складывается некоторая «постоянная аудитория», для которой разговоры по телефону становятся не криком души, а рутинным ежедневным занятием. Типа, поговорить любят. В числе таких звонящих, разумеется, люди и дети с большими и специфическими особенностями, и они также требуют помощи и поддержки. Но это вовсе не те, кто попал в резко кризисную ситуацию. Необходимо понимание этого обстоятельства и умение использовать разные типы психотерапевтической и консультационной работы с разными абонентами.
Во-вторых, призывать детей жаловаться на взрослых, тем более – на родителей, мне представляется совершенно неправильным. А именно такое пожелание часто сквозит в методических письмах по поводу расширения зоны действия детских телефонов доверия. При этом я, конечно, знаю и понимаю, что среди взрослых и родителей порой встречаются редкостные моральные уроды, и ребенок должен иметь возможность рассказать о неправильном обращении с ним.
В-третьих, тот взрослый телефон доверия, где мне посчастливилось работать, имел в качестве опоры кабинеты социально-психологической помощи, куда наши абоненты могли прийти очно, после телефонных консультаций. Имеют ли современные детские телефоны доверия подобную сеть – я не знаю. Если не имеют, то срочно должны ее создать, без нее их работа не будет эффективной.
В-четвертых — такой частный вопрос, как консультирование детей о сексуальных переживаниях. Страна, принявшая закон о запрете пропаганды «нетрадиционной» сексуальности среди детей, попала в этом отношении в совершеннейшую ловушку: никого и никак до 18 лет на эти темы консультировать теперь нельзя. А ведь дети с «нетрадиционно» развивающейся сексуальностью составляют один из острейших секторов риска в детской психотерапии. Да и в отношении традиционной юношеской сексуальности РФ выстроила целый ряд абсурдных запретов и почему-то полагает, что эти запреты помогут ликвидировать российскую демографическую катастрофу.
Так что я подниму тост с напитком «Буратино» за детские телефоны доверия, но не стану слишком уж радужно представлять себе перспективы и эффективность их работы.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой