Если ты такой умный, почему ты такой бедный?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Эта моя заметка — из разряда «рекомендуемое чтение». Мне попалось международное исследование, выполненное специалистами из Boston College’s Center for International Higher Education и Лаборатории институционального анализа Высшей Школы Экономики. Осуществлено оно в относительно благополучный для России и других стран период – в 2012 году. И от этого ещё более показательное. Ниже — краткий обзор книги «Зарплаты профессуры. Глобальный сравнительный анализ компенсаций и других условий трудовых договоров» (Paying the Professoriate. A Global Comparison of Compensation and Contracts) под редакцией Филипа Альтбаха, Лиз Рейзберг, Марии Юдкевич, Григория Андрущака и Ивана Ф. Пачеко.

thebook

Филип Альтбах и его соавторы исследовали зарплаты, условия контрактов, льготы и различные компенсации преподавателям государственных университетов в 28 странах (см. также материал «Правмира»). Эту книгу можно прочитать и по-русски.

Об исследовании

Основные результаты исследования таковы: в мире все сильнее происходит разделение на страны, теряющие мозги и такие, куда мозги уплывают.

Помимо прочих действующих обстоятельств, во многих странах растёт разрыв в уровне оплаты между профессорами ведущих исследовательских вузов и теми, кто преподает, например, в колледжах и стоит ниже в академической «табели о рангах». А эти преподаватели, тем не менее, составляют подавляющее большинство. Исследовалась и разница доходов у «начинающих профессоров» и у «матёрых». Кроме того, в каждой стране зарплаты сравнивались с валовым внутренним продуктом на душу населения, чтобы выяснить, как оплачивается работа преподавателей в сравнении с их соотечественниками, занятыми в других сферах. И наконец, референтам в каждой из 28 стран был задан вопрос, хватит ли среднего заработка в академической сфере для «поддержания уровня жизни среднего класса в данной стране».

Все валюты в исследовании были конвертированы в доллары США с использованием индекса паритета покупательной способности. «Собрать данные было нелегко, — сказал Филип Альтбах – Во многих странах ведется статистика по зарплатам школьных учителей, а информация по зарплатам преподавателей вузов отсутствует. А в самой преподавательской среде вопросы зарплаты – это жесткое табу». Частные университеты в исследовании не участвовали по той же причине — большинство из них не раскрывает данные о зарплатах преподавателей.

«Мы не экономисты, поэтому мы не очень представляли себе, что делать с полученными данными. Да и сами данные оставляли желать лучшего», — говорит руководитель исследования. Но уже первые результаты заинтересовали Марию Юдкевич и Григория Андрущака из Школы российских исследований Высшей школы экономики в Москве.

professoriate

«Нам нужен был международный контекст, — рассказывает один из российских со-авторов книги, Григорий Андрущак. — Несмотря на то, что советская наука отправила человека в космос, несмотря на то, что русские продолжают получать Нобелевские премии и запускать ракеты, высшие учебные заведения страны по-прежнему занимают крайне низкие места в международных рейтингах. Мы хотели понять, сколько платят преподавателям как в развитых, так и в развивающихся странах и в странах БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки)».

Китай, Армения, Эфиопия – далее везде

Что касается покупательной способности получаемых денег, хуже всего положение молодых преподавателей в Китае ($259), им платят меньше, чем коллегам в Армении ($405), России ($433) или Эфиопии ($864). Тем не менее, Китай опережает Армению и Россию, занимающих 2 последних места в общем рейтинге по всей совокупности факторов оценки. В Канаде, где начальная зарплата преподавателя в среднем составляет $5733, а полноценный профессор получают в среднем $9485, профессура живет чуть богаче, чем даже в США, где молодым преподавателям платят в среднем $4950, а профессорам $7358. По этому показателю Америка уступает также Италии ($9118), Южной Африке ($9330), Саудовской Аравии ($8524), Великобритании ($8369), Малайзии ($7864), Австралии ($7499) и Индии ($7433).

«Одни из самых неожиданных результатов мы получили по Эфиопии, — отмечает Григорий Андрущак. – Хотя средняя ежемесячная зарплата в $1207 ставит эфиопских преподавателей на четвертое место с конца в списке стран, по которым проводилось исследование, соотношение зарплаты к ВВП на душу население необычайно высокое – оно в 23 раза превышает средний показатель по стране. Для сравнения в Соединенных Штатах, Германии или Австралии преподаватели вузов получают приблизительно в два раза больше ВВП на душу населения. «Это говорит о том, что Эфиопия высоко ценит свои научные кадры».

Внештатники

Одна из тенденций, отмеченных в книге, хотя она и не исследована подробно, — всё более частое использование внештатных преподавателей. Как и в других областях, тон здесь задают Соединенные Штаты. «Один мой коллега вел сразу девять курсов в одном семестре», — рассказывает Мария Майсто из организации New Faculty Majority. Им платят около $2500 за стандартный университетский курс. «У них нет своего кабинета, им не платят за время подготовки к занятиям или время, необходимое на проверку работ. В конечном итоге, страдают студенты», — говорит госпожа Майсто.

Рейтинг. Картина маслом.

rating

Россия

Россия, по данным исследования, – не исключительна в том смысле, что профессура зарабатывает здесь гораздо меньше тех, кто работает в других сферах, требующих сопоставимого образования. В среднем они получают $617, а максимум оплаты — $910. Однако Россия оказалась единственной страной, где преподавателям вузов платят меньше, чем в среднем составляет валовый внутренний продукт на душу населения – всего 60% от ВВП. По мнению Григория Андрущака, российские преподаватели практически всегда вынуждены дополнительно подрабатывать в частных коммерческих структурах или бизнес-школах, чтобы сводить концы с концами.

«Российское правительство хочет понять, почему ученые уезжают из страны, — говорит Алех Ушер, президент канадской исследовательской группы Higher Education Strategy Associates. – Результаты этого исследования говорят о том, что им просто мало платят. Казалось бы, все очевидно, но вы будете удивлены, узнав, как часто правительства не понимают этого».

А вот мне кажется, что правительства всё прекрасно понимают.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий