Зачем творить добро?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Команда "Искусство во благо"

Команда «Искусство во благо»

Все чаще в нашей стране в СМИ и просто в повседневной жизни можно услышать такие подзабытые и даже опороченные в советский период истории России слова как благотворительность, меценатство, спонсорство и филантропия. Но чем для нас являются эти понятия? Согласны ли мы с тем, что эти виды деятельности необходимы и являются благом? Это вопрос, как ни странно прозвучит, спорный, на который у каждого из нас будет собственный, порой неоднозначный ответ.

Если изъясняться с чисто содержательной точки зрения, то, к примеру, филантропия подразумевает под собой заботу об улучшении участи всего человечества. И эта забота может выражаться как в денежном измерении, так и в оказании безвозмездной помощи любого рода (медицинской, психологической, юридической и т.п.). При этом благотворительность представляет собой исключительно безвозмездное пожертвование денежных средств для определенного человека и с определенной целью. Тогда как спонсорство является добровольной и безвозмездной материальной помощью, предполагающей компенсацию за предоставленные блага. Наконец, меценатство трактуется как вид благотворительности, направленной на развитие науки и искусства и осуществляющейся за счет личных средств жертвователя.

Все перечисленные выше понятия имеют под собой одну основу, одну суть: они призваны описать такие действия, когда ради изменения во благо окружающей реальности человек (или группа людей) готов поделиться с другими тем, что могло бы приносить радость и удовлетворение ему одному. И для этого, согласитесь, надо обладать немалой долей мужества. Зачем, спрашивается, дарить музею картину, если на вырученные от ее продажи (или не приобретения) деньги можно купить автомобиль премиум класса, виллу на экзотическом острове, стометровую яхту, наконец? К чему жертвовать сто рублей на лечение чужого больного ребенка, если на эти деньги можно купить пару литров молока для собственного? Почему люди жертвуют на благотворительность, участвуют в волонтерских движениях? Для чего мы тратим свои время, силы и деньги, помогая незнакомым людям? Какие цели преследуем? И почему зачастую сталкиваемся с неодобрительной оценкой подобных действий?

Побуждающие нас заниматься благотворительностью мотивы естественным образом подразделяются на внешние (материальные) и внутренние (психологические). К первым можно смело отнести желание мецената получить удовлетворение от коллективных действий и общения в сфере благотворительности. Другими словами, стимулом к действию в благотворительной сфере служит возможность обзаведения новыми влиятельными знакомствами, создания себе благоприятного имиджа и увеличения собственной популярности. Другим внешним стимулом можно считать желание стать катализатором изменений в обществе и получить результат от своих пожертвований. К внутренним мотивам относятся желание донора улучшить общественную жизнь в соответствии со своими представлениями и верой, стремление к самореализации через удовлетворение от собственных достижений и, наконец, чувство долга и ответственности перед обществом. Если первую группу мотивов можно однозначно определить как меркантильную, то с моральной характеристикой второй группы вопрос обстоит несколько сложнее. Здесь перед нами уже однозначно появляется духовно и интеллектуально более развитый человек, в определенной мере поборовший в себе эгоистичные мотивы, задумывающийся над вопросами о смысле жизни, о том, что его ждет за последней чертой, для чего он пришел в этот мир, что должен успеть сделать. Здесь бескорыстное стремление помочь ближнему перемешивается со страхом смерти и загробного наказания в каждом из нас в различных пропорциях, и вопрос о меркантильности мотивов во вселенском понимании этой проблемы остается открытым для широкой публики.

На фоне непрозрачности мотивов благотворителей, а также, возможно, из-за существующего в российской культуре комплекса в отношении успешных и состоявшихся людей, несмотря на то, что согласно проведенным опросам 93% россиян одобряют благотворительную деятельность, более 40% опрошенных придерживаются мнения, что лишь меньше четверти жертвователей бескорыстно занимаются благотворительностью (данные по результатам исследований И.В. Мерсияновой и Л.И. Якобсона). По утверждению 31% населения, более половины жертвователей используют благотворительную деятельность как способ улучшить свои связи с чиновниками во властных органах. Каждый третий респондент считает, что более половины жертвователей пытаются таким образом обеспечить себе пиар. По мнению 47% населения почти все или большая часть жертвователей с помощью благотворительности решают проблемы своего бизнеса.

Как показывают приведенные выше данные, отношение к самой благотворительности в нашей стране действительно положительное. Лишь 3% опрошенных россиян выразили свое отрицательное отношение к этому социальному явлению. Их основной аргумент против пожертвований и безвозмездной помощи звучит, примерно, так: благотворительность попустительствует тем, кто может, но не хочет работать, люди привыкают жить на пособия, за чужой счет. С другой стороны, как уже было сказано, отношение к благотворителям в нашей стране, к сожалению, остается достаточно негативным. Даже простой жертвователь из толпы или волонтер может столкнуться с неадекватной реакцией окружающих на свою деятельность. Вопросы и комментарии вроде: «А зачем тебе это надо?», «Всем не поможешь», «Он что, не смог реализовать себя в чем-то другом?» буквально витают в воздухе. Можно и сумасшедшим прослыть.

По счастью, негативное отношение части населения не останавливает волонтеров и благотворителей на их, не побоюсь этого слова, благородном пути. Лишь потомки смогут оценить то, что делают сейчас крупные меценаты и благотворительные фонды. Ведь лишь совсем недавно был переосмыслен вклад в русскую культуру и общество таких меценатов XVIII-XIX веков как граф Строганов, Третьяковы, Морозовы, Боткины и др. И разве, например, для ребенка, получившего благодаря пожертвованию шанс на жизнь и достойное существование, и его родителей есть разница, какими мотивами руководствовался благотворитель? Важно ли им, преследовал он меркантильные интересы, совершал пожертвование с оглядкой на Высшего судию, или исходя из стремления к всеобщему благу? Думается мне, что люди, получившие вовремя подоспевшую и такую необходимую помощь, даже не задумываются над этим вопросом. Они просто благодарны тому, кто им помог.

А для тех, кто еще сомневается, помогать или нет, приведу результаты исследований американских ученых о пользе благотворительности для самих благотворителей. Еще в конце 1980-х годов исследователь Алан Люкс, проведя тестирования трех тысячах добровольцев из двадцати благотворительных организаций, обнаружил подъем уровня эндорфинов в крови во время и после проведения благотворительных акций, что, в свою очередь, способствовало улучшению психоэмоционального состояния людей. В 2004 году Линда Фрайд, изучая вопросы старения, отметила увеличение физической, умственной и социальной активности у занимающихся благотворительностью пожилых добровольцев. Таким образом был сделан вывод о том, что благотворительность может способствовать замедлению процессов старения. Наконец, в 2006 году Джордан Графман, старший научный сотрудник Национального института по изучению неврологических расстройств и инсультов, доказал, что как при дарении, так и при получении денежных средств активизируются одни и те же участки головного мозга. То есть благотворительность может доставить не меньшее удовольствие, чем получение подарка или покупка чего-нибудь очень желанного.

Может быть, дело и впрямь в эндорфинах, которые заставляют нас чувствовать себя лучше, убивая наши страхи и боль. Может быть, благотворительность дает нам возможность почувствовать себя нужными и значимыми. Не зря ведь многие приходят в благотворительную деятельность и волонтерство, пережив определенные трагедии в жизни. Ведь помогая другим, мы немного забываем о самих себе, помогаем себе пережить горе утраты, побороть страх перед будущим, даем себе возможность строить планы и жить дальше. «Зачем творить добро?» — спросите вы. Мой ответ прост: чтобы сделать мир вокруг хоть немного лучше и добрее. Чтобы дать себе шанс измениться к лучшему.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий