«Если будут бить, например, узбека, подниматься нужно всем»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Общественная организация «Федеральная еврейская национально-культурная автономия» (ФЕНКА) занимается проблемами межнационального общения. Одна из таких программ – «Диалог» — получила поддержку Минэкономразвития РФ. О том, почему важно объединять разные национальные организации России и как это поможет в борьбе с ксенофобией — в интервью Евгении Михалевой, генерального директора ФЕНКА.

Евгения Михалева

Евгения Михалева

Национальные организации часто закрытые, замкнутые на себя. Люди работают ради сохранения своих национальных традиций, культуры, языка, образования, и это понятно. Но мы все живем не на острове, не в непонятном государстве, скажем, Лапландии. Мы живем в России, являемся гражданами этой страны, и здесь очень актуально развитие гражданской позиции. Я уверена: нужно исходить из того, что если жизнь в России будет лучше, будет лучше и каждому человеку, и национальной группе, и национальной организации. Если жизнь в государстве будет хуже – хуже будет нам всем.

К сожалению, такая гражданская позиция не всегда прослеживается в деятельности национальных организаций. Это то, с чем необходимо работать. Я категорически против ассимиляционных процессов, но я за интеграцию.

В последнее время в России ситуация с межнациональными конфликтами стала довольно острой. Достаточно вспомнить, например, случай в Бирюлеве

Да, проблема действительно острая. И не стоит думать, что кто-то может остаться в стороне. По поводу истории в Бирюлеве было обсуждение на радио. Люди звонили, высказывали свое мнение. И вот звонит мужчина и говорит: «Вы что там обсуждаете, кто виноват? Виноваты евреи, они хотят перевести стрелки на кавказцев, чтобы их самих не трогали»…

Тема ксенофобии очень серьезная, здесь все взаимосвязано, и не бывает так, что азербайджанцев, к примеру, тронули, а армян оставили в покое. Конфликты возникают, и, возможно, это будет еще более актуально: чем дальше, тем больше.

Поэтому важно повышать правовую грамотность наших национальных организаций, работать на их сплочение, взаимное ознакомление, проникновение – то есть без межнациональных проектов сейчас никуда. Потому что, если наши национальные организации не начнут поддерживать друг друга, конец наступит всем одновременно. Если будут бить, например, узбека, подниматься нужно всем и говорить об этом, поддерживать его. Предположим, у узбеков нет в каком-то конкретном месте сильной организации, а рядом есть сильная немецкая организация, но бьют же ведь не немцев, и они молчат. Когда происходит беда у кого-то, все думают: «Слава богу, бьют не нас». Вот в этом я вижу проблему.

И как ее можно разрешить?

Нужно создавать диалоговые площадки. Когда разные люди начинают общаться, они меняют отношение друг к другу.

И правовая грамотность очень важна: чтобы быть сильной, национальная организация должна знать права, законы, уметь разбираться в законодательстве, работать с этим. Незнание порождает возможность для многих конфликтных ситуаций.

Вообще любое незнание всегда что-то порождает. Например, незнание культурных традиций других народов создает прекрасную почву для ксенофобии. Вот показательная история: как-то раз я была в Херсонесе. Замечательные раскопки, идет экскурсия. Гид рассказывает про фрагмент старинной мозаики, где есть изображение обручальных колец, и говорит: «Обручальные кольца, как вы знаете, придумали евреи. Евреи – это те, кто хотят захватить мировое господство… А дальше мы поговорим об этой разрушенной колонне…» Рядом со мной стоят мужчина и женщина, и женщина буквально в ужасе бросается к своему спутнику: «Видишь, дорогой, ты мне не верил, а они и вправду хотят захватить весь мир…» Для меня это хороший пример того, как на почву незнания ложится рассчитанная и продуманная, с моей точки зрения, ложь. Темнота порождает дополнительную темноту. Поэтому любое незнание в ситуации, которая происходит у нас сейчас, опасно.

И, к сожалению, пока в большинстве конфликтных ситуаций влияние национальных организаций достаточно низкое…

Да, мне кажется, что как раз и специально работать на объединение разных национальных организаций национальные организации могли бы стать «переговорщиками» в межнациональных конфликтах, помогать разрешать аварийные ситуации.

Да, это могло бы быть правильным направлением работы. Мы хотим продолжить наш проект «Диалог», создав клуб межнациональных инициатив, где как раз будем развивать межнациональное сотрудничество, а также создавать то, что практически отсутствует в России – копилку опыта межнациональных проектов. Сейчас такой копилки нет. А она может быть очень востребована. В регионах, когда мы туда приезжаем, у местных властей и этнокультурных НКО первый вопрос: «Какие интересные опыты межнационального сотрудничества знаете?»

Я считаю, что эта тема очень важная сейчас, актуальнейшая на фоне того, о чем мы говорили. И мы развиваем два направления работы: межнациональное взаимодействие и правовое гражданское просвещение.

Расскажите, как именно вы развиваете межнациональное взаимодействие.

Сейчас об этом много говорится – о том, что необходимо создавать межнациональные проекты. Но почему-то речь идет преимущественно о фестивалях. Мы же считаем, что в первую очередь нужно делать не фестивали, которые, конечно же, тоже полезны, но… В первую очередь нужны серьезные и умные образовательные межнациональные проекты. Такие, которые реально меняют мнение людей друг о друге, позволяют узнать что-то о культуре других народов. Фестивали, выставки прикладных ремесел, языковые занятия, еще какие-то креативные вещи – это все возможно и нужно. Но это не самоцель, это должно быть элементами общего образовательного процесса и общения. Если мы начнем говорить, делиться опытом и самое главное – начнем делать что-то вместе , будет и уровень уважения государства к нам гораздо более высоким. И естественно, результаты будут совершенно другими.

Евгения Михалева 1

В вашей работе большое внимание уделено круглым столам. Почему именно им?

Я не считаю, что форма круглых столов идеальна. Речь идет скорее о создании дискуссионных площадок. Нужны конференции, круглые столы – разные диалоговые площадки, где можно говорить о наболевшем.

Важно разговаривать, общаться, встречаться: представителям разных национальностей, представителям власти, экспертам. И чтобы люди готовы были поделиться своими проблемами, своим опытом. Здесь и образовательный момент: придет человек, расскажет, например, о новостях законодательства. С другой стороны, это и профессиональное продвижение организации. Но, что очень важно, когда люди начинают общаться между собой, у них возникает больше интереса и позитива в отношениях друг с другом. Это мы увидели на примере многих проектов. И отсюда у нас такой интерес к межнациональным диалоговым площадкам.

С властью обязательно надо разговаривать, иначе ничего не произойдет: будут «просители» и «даватели». А нужно, чтобы были партнеры.

Скажите, а как удается привлечь к работе ваших диалоговых площадок представителей власти?

На федеральном уровне это получается, когда уже простроены какие-то отношения. Если бы я работала первый год, наверное, ничего бы не вышло. Все-таки мы межнациональной темой занимаемся долго – я лично ей серьезно занимаюсь уже пять лет. А в Еврейской автономии работаю уже почти десять.

И естественно, что мы общаемся с властями, простраиваем систему отношений. Есть уже какие-то свои наработанные связи. К сожалению, иногда меняются люди на разных постах, и меняется ситуация. Но есть и наработанная система отношений, и уровень взаимного доверия и уважения. Эти люди с нами и просто по-человечески общаются, и видят те проекты, которые мы делаем. Они приходят, участвуют в мероприятиях.

В регионах другая ситуация. Многое зависит от местной организации, с которой мы сотрудничаем. Недавно в Красноярске, например, мы делали круглый стол. Его организовывала Немецкая автономия, которая пользуется у власти авторитетом. И это снимает половину работы: чиновники охотно соглашаются участвовать.

Хуже ситуация, когда ты приезжаешь в регион, где такого авторитета у организации нет, где взаимодействие не сложилось. И тогда надо самим все делать. Здесь, конечно, очень помогают федеральные связи. Например, если из Минрегиона прислали письмо, в котором говорится, что приедет Михалева и она не кусается, и может быть вам полезна в таком-то отношении, – это совсем другое дело. Естественно, для местных чиновников важно, что их головная организация доверяет мне. То же самое касается Министерства экономического развития РФ. Когда видят, что мы социально ориентированная НКО, которая получает поддержку от МЭР, – это тоже вызывает более высокий уровень доверия у региональных властей.

У каждой структуры и организации, с которой мы работаем, есть свои возможности. Так что наши федеральные рабочие связи помогают при построении связей в регионах.

Удается ли «продвинуть» авторитет региональных организаций в глазах местной власти?

Да, конечно. Там, где есть уже простроенные отношения, мы помогаем повысить авторитет. Потому что приезд людей из Москвы, руководителей федеральных организаций – это всегда значимое и важное событие.

Что касается мест, где связи нет или она слабая, там мы с национальными организациями обсуждаем ситуацию, советуем, что можно сделать, чтобы ее улучшить. Как правило, есть позитивный результат – и в помощи от власти в межнациональных проектах, и в финансовой поддержке национальных организаций за счет конкурсов, потому что, когда с властями разговариваешь, идет нормальный продуктивный диалог. И они тоже заинтересованы в этом диалоге. Но под лежачий камень, как говорится, вода не течет.

Расскажите, у каких организаций это хорошо получилось.

Например, в Ярославле. У них уже были какие-то отношения с местной властью. Но в результате того, что люди поучаствовали в наших проектах, они затеяли ряд инициатив на местах. И мы помогли им написать первые заявки на конкурсы.

Люди получили очень серьезную финансовую поддержку своих межнациональных проектов – Осетинская автономия, Еврейская автономия. Эти проекты сейчас активно реализуются в регионе. И что важно: к ним уже звонили представители власти, предлагали подавать заявки на новый конкурс. То есть инициатива идет уже от власти, и это очень хороший посыл. Есть уровень уважения, серьезности отношения к людям.

Другой пример: у нас недавно был круглый стол на итоговом форуме проекта «Диалог». Там люди обменивались своими идеями, наработками. В нем участвовала Маргарита Лянге – президент гильдии межэтнической журналистики. И по итогам нашего круглого стола уже 6 или 7 организаций из разных городов подали заявки на конкурс «СМИротворец» со своими межнациональными или мононациональными изданиями.

Примеров много. После проведения межнационального круглого стола и ряда встреч в Улан-Удэ была зарегистрирована Еврейская автономия. В Моздоке в Доме дружбы народов проводили круглый стол чуть больше года назад, и там возникло сразу несколько межнациональных инициатив, а со стороны власти появился больший интерес их поддержать.

Красноярск – тоже очень хороший пример. Благодаря тем проектам, которые начала проводить руководитель Немецкой автономии и активный участник наших межнациональных инициатив Ольга Кульшманова, власти стали активно принимать участие во всех их мероприятиях, и, кстати, автономия получила грант на программу «Диалог на Енисее», это тоже важно – они стали сами создавать дискуссионные площадки. Сейчас у них хорошо простроены отношения практически со всеми, кто работает с национальной тематикой в крае. Я считаю, это одна из самых успешных историй.

В некоторых местах были такие случаи, когда люди уходили с дискуссионных площадок уже с готовым проектом, который они готовы были реализовывать вместе с властями. Мне кажется, это как раз то, ради чего все и делается.

На одном из круглых столов, которые вы проводили в Общественной палате РФ, была поднята, на мой взгляд, очень важная тема: экспертная роль национальных организаций в контексте государственной национальной политики. Насколько активно в это вовлечены сейчас национальные организации?

Когда разрабатывалась стратегия государственной национальной политики, было очень активное обсуждение. И во всех регионах прошли круглые столы, инициированные властью. К ним присоединялись и участники проекта «Диалог», и участники наших национальных организаций. Обсуждение было очень активное, люди давали комментарии. Я сама дала много замечаний, была в Госдуме на обсуждении, еще в нескольких местах, естественно, и в Минрегионе, где обсуждалась эта тематика. Мы давали много предложений, но процент учтенных, к сожалению, оказался невысоким.

Это обычная ситуация… Но, как вы думаете, помогает ли проект «Диалог» усиливать экспертную роль представителей национальных организаций?

В регионах – на уровне регионального законодательства – помогает. А на федеральном уровне хуже. То есть, естественно, к нам обращаются за экспертной оценкой. Я сама являюсь экспертом комитета по делам национальностей Госдумы, прихожу туда регулярно и высказываю свою позицию. Вопрос в другом: насколько хорошо нас слышат? По-разному, но какие-то вещи все же слышат. И это важно.

А насколько сами национальные организации готовы проявлять инициативу, предлагать власти какие-то решения?

Это очень важная тема. По результатам опроса, который мы проводили, большинство межнациональных инициатив – около 90 %, идет от государства. А должно быть наоборот.

Еще один больной вопрос – пассивность национальных организаций и привычка к «кормлению». С одной стороны, есть ложка от государства, и вторая ложка – от головных национальных организаций. И зачем проявлять инициативу? С этим мы тоже работаем.

Есть и проблема проектного менеджмента. Не всякая организация умеет грамотно воплотить идею в проект. Об этом говорят, кстати, участники «Диалога»: сложно хорошо сформулировать проблему, а затем профессионально простроить проект и довести его до реализации. Людям не хватает таких знаний, мы стараемся это компенсировать, учим. Но пока, конечно, этого не достаточно.

С другой стороны, есть страх первого шага. Люди работают в системе привычных мероприятий: провели праздники, фестивали, издали книжку – и все счастливы. Но эти мероприятия не меняют ситуации. И кстати, это одна из причин кризиса доверия к национальным НКО. И если не будем отказываться от привычных форм работы, менять что-то в ней, не будем стремиться к профессионализации и взаимодействию, национальные НКО нужно будет просто закрывать. Потому что ради чего мы тогда работаем? Провести 326-й раз фестиваль и отчитаться?!

Неужели все так неоптимистично с национальными организациями?

Нет, конечно, положительная динамика есть. Сейчас у разных организаций появляются межнациональные инициативы, благодаря, в частности, и проекту «Диалог». Пять лет назад у национальных организаций была большая растерянность: люди не очень понимали, куда дальше двигаться. Часто, когда я предлагала делать какие-то межнациональные проекты, мне говорили: «Знаете, вот дадут нам деньги, тогда мы подумаем, что мы можем сделать». То есть движение было: от денег – к проектам. Сейчас же люди начали идти по правильному пути: от идеи и проекта – к фандрайзингу, а не наоборот. И возможно, что в этом есть и наш вклад. В последнее время очень многое делается для профессионализации некоммерческих организаций, чтобы они работали на более высоком профессиональном уровне. Это происходит в целом в некоммерческом секторе, в национальных организациях – пока медленнее. Но постепенно уровень профессионализма растет, и мне это очень симпатично. К тому же люди стали гораздо более открытыми для контакта друг с другом. Видимо, до них уже начала доходить идея, что, сидя только в своей национальной скорлупе, можно досидеться до не очень приятных вещей…

Так что я уверена, что межнациональные проекты сейчас очень актуальны. И если мы сумеем в какой-то степени преодолеть проблемы, которые еще есть у национальных организаций, значит, мы не зря работаем.

Естественно, что государство ищет себе партнеров в реализации стратегии государственной национальной политики. Если мы будем преодолевать наши проблемы, серьезно и профессионально работать над созданием межнациональных инициатив, тогда и власть будет воспринимать нас как партнеров в большей степени. Но можно быть и тем, кто просто оказывает соответствующие услуги…

Это две разных истории: партнерство и оказание услуги.

Да, здесь важен вопрос самоопределения: кто мы для государства – партнеры или какие-то люди, пришедшие с протянутой рукой? С нами заключили договор об оказании услуги, мы оказали услугу и ушли… Я не хотела бы быть тем, кто «подвизался», а хотела бы быть именно партнером. А это значит, что мы должны уметь сами предложить что-то интересное – такой проект, в котором государство может выступить в качестве партнера.

Если мы понимаем интерес государства в реализации стратегии государственной национальной политики и как результат – гармонизации международных национальных отношений, стабилизации ситуации в обществе и если мы предлагаем проекты, которые работают в этом направлении, значит, мы становимся партнерами. А если мы приходим и просто просим – значит, мы попрошайки.

Когда государство увидит на практике, что национальные организации – это реальная инстанция, которая может помогать решать проблемы, оно будет относиться к нам как партнерам. И я уверена, что если мы будем действовать сообща, это будет гораздо эффективнее.

По материалам издания «Методические рекомендации и практики межнационального сотрудничества»

1 comment

Add yours
  1. Александр

    Здравствуйте.
    Очень полезное дело, очень интересная деятельность.
    Хотелось бы поучаствовать в этом деле.
    Не подскажете, как это можно осуществить?

Добавить комментарий