Во Владивостоке премьера инклюзивной театральной студии «Во имя добра» собрала полный зал
25 сентября дети с ментальной инвалидностью впервые вышли на сцену перед публикой в Театре молодёжи. Спектакль «Путешествие по грёзам» — плод коллективного девятимесячного труда – имел огромный успех. Были аплодисменты, цветы, слёзы восторга, общие танцы вместе со зрителями, чай и сладости после премьеры. Решено, что юные актёры продолжат заниматься и к Новому году подготовят ещё один спектакль.
Первая в Приморье инклюзивная театральная студия была создана в январе 2017 года. Проект вырос из идеи, предложенной владивостокским Благотворительным фондом Александра Монастырёва. Руководитель фонда Валерия Костина приложила немало усилий, чтобы объединить идеей театральной студии актёров, психологов, родителей и добиться победы проекта в федеральном конкурсе Союза женщин России. Это принесло новорожденной студии президентский грант и сразу добавило авторитета начинанию.
— Валерия, расскажите, как была организована работа студии? Сколько учеников в неё попали?
— Мы с коллегами увидели новость про фестиваль инклюзивных спектаклей «ПРОТЕАТР» и удивились, почему из Приморья на нем никто не представлен. Дальше выяснили, что детского инклюзивного театра на Дальнем Востоке нет, и это несмотря на то, что регулярные занятия актерским мастерством признаны эффективным методом социализации и адаптации детей с инвалидностью. Раз нет, то нужно сделать.
С такой смелой идеей мы и пришли к нашим партнёрам – АНО «Благое дело» и Приморскому театру молодёжи, а спустя полгода состоялось первое занятие в студии. Было очень волнительно и даже страшно. Пока мы готовили проект, искали финансирование, привлекали специалистов, даже когда получили федеральный грант и уже набрали группу детей, это казалось чем-то невозможным. Одно дело подписанный договор гранта, другое – 16 сидящих перед тобой детей и их беспокоящиеся родители за дверью репетиционного зала. Однако первое занятие прошло хорошо, а затем второе, третье, и спустя 7 месяцев родители уже не ждут своих детей в тревоге, а спокойно занимаются своими делами. Конечно, были сложные ситуации, ведь каждый ребёнок индивидуален, и понадобилось время, чтобы педагоги смогли найти правильный подход к каждому и помогли выстроить взаимоотношения в этом необычном коллективе.
Психолог проекта Екатерина Фиденко после полугода занятий отметила положительную динамику у каждого из детей, приходивших в студию. Практически все они стали вести себя свободнее, и не только в театральном коллективе, но и – со слов родителей — за пределами театра. Самой маленькой воспитаннице студии недавно исполнилось 7 лет, а самой взрослой уже 17. Больше половины детей в студии имеют ограничения по здоровью: синдром Дауна, аутизм, задержку психоречевого развития и ДЦП. Наличие этих особенностей не мешает детям участвовать в занятиях и репетировать спектакль вместе со здоровыми детьми. Причём, на равных.
Екатерина Фиденко:
— Во всём мире используются возможности творческого самовыражения людей с инвалидностью для решения вопросов их реабилитации. Существует множество театральных коллективов, которые являются либо «особыми» театрами, либо интегрированными актёрскими труппами. Я с интересом слежу за опытом российских театральных коллективов такого профиля, в частности, театров-студий «Круг» и «Круг II», «Театра простодушных», «МИРТ», студии цирковой педагогики «Упсала Цирк». Во всех этих коллективах работают профессионалы не только в области сценического искусства, но и в области психологии, драматической, танцевально-двигательной, музыкальной и других видов арт-терапии.
Конечно, за полгода невозможно скорректировать все имеющие поведенческие трудности, однако это достаточное время, чтобы увидеть сильные стороны и каждого ребёнка и учесть их при распределении на роли в общем спектакле, чтобы показать именно эти возможности детей.
Да, многие дети с ментальными особенностями развития имеют проблемы с коммуникацией. Для того чтобы вовлекать детей в общение, в студии сложилась традиция личного тёплого приветствия каждого участника с рукопожатием или объятиями, если ребёнок к этому хорошо относится. Взрослые первыми могут начать разговор, живо интересуются настроением ребят, спрашивают, как прошла неделя, говорят, что уже соскучились по ним за это время. За время участия в работе студии дети стали охотнее идти на контакт, больше рассказывать о себе, проявлять инициативу, и нередко встречно интересуются делами взрослых, выслушивают их ответы. Для интенсификации коммуникации на занятиях используются специальные упражнения на совместную деятельность. Иногда к ребятам приходят на занятие гости – дети педагогов, их собственные братья и сёстры, а однажды даже приходил дрессированный пёс! Кроме того, для детей организовывались встречи за пределами театра, в неформальной обстановке, например, в «Игропарке», где они могли играть совместно с другими детьми. Также одно занятие проходило в очень нестандартной обстановке — на берегу моря. После занятия был общий пикник, где дети совместно рассматривали и раскрашивали морские камешки и ракушки, могли наблюдать за морскими обитателями, качаться в гамаке, угощать друг друга бутербродами и сладостями.
Занятия проходили два раза в неделю по понедельникам и субботам в репетиционном зале Приморского театра молодёжи. Продолжительность урока — один час. Это оптимальное время, чтобы дети не устали и их внимание было сосредоточено на упражнениях. С детьми вызвались заниматься профессиональные актёры театра Мария Стратулат, Иван Синицын, Юлия Орышечко и Игорь Смирнов. Психолог Екатерина Фиденко и руководитель проекта Валерия Костина также принимали участие в каждом занятии.
— Все задействованные в работе студии «Во имя добра» педагоги получают небольшую заработную плату за счёт средств гранта, — рассказала Валерия Костина. — Конечно, эта сумма не соразмерна их временному, профессиональному и личному вкладу в общее дело. Также грантовые средства идут на аренду репетиционного зала, оплату труда, реквизит для занятий, костюмы и декорации к спектаклю. После сентября студия останется без постоянного финансирования. Поэтому уже сейчас мы прорабатываем возможные варианты её будущего развития. Крайне важно, чтобы этот проект получил продолжение. Он нужен краю, он нужен его жителям, в этом мы уже успели убедиться. У меня есть список, в нём больше двадцати человек, которые хотят отдать своих детей на занятия в студию. Пока мы не можем их принять. Однако это изменится, мы сделаем всё, чтобы в будущем это была не просто студия, а инклюзивный театр со своими актёрами, зрителями и репертуаром. Театр «Во имя добра».
Режиссёр спектакля Мария Стратулат рассказала, почему выбор для первой постановки пал на известное произведение Экзюпери «Маленький принц». Конечно, сценарий не стал пересказом книги, но в нем осталась главная идея – путешествия ребёнка в огромном космосе, где происходят необычные встречи и приключения. Спектакль получил название «Путешествие по грёзам».
– В этой истории имеется необходимая нам разноплановость: есть и отношение взрослых к детям и наоборот, есть дружба, есть любовь, — считает Мария Стратулат. – Нашим ученикам в обычной жизни не хватает коммуникации, поэтому на занятиях это полноценно компенсируется. Во-первых, проявляется хорошее отношение не только со стороны детей, но и прежде всего со стороны взрослых, потому что всё идет от взрослых. Во-вторых, у ребят возникает уверенность в себе, ощущение того, что ты нужен в этом мире. Ведь если человек – часть коллективного и творческого действия, то он счастлив этим. Потому что семантика слова «счастье» — это «часть». Все они – равнозначная ячейка, в них нуждаются, и они могут создавать. Все дети, посещающие занятия студии, утверждаются в этом мире за счёт своих способностей, которые им дала природа, а мы в свою очередь пытаемся развить эти способности. Первые наши занятия были посвящены азам сценической ритмики, риторики, дети выполняли задания на улучшение коммуникационных способностей. Проблемы, связанные с коммуникацией были решены на первых же уроках, дети почти сразу привыкли друг к другу. Они быстро стали понимать характеры своих новых товарищей, прониклись общей идеей театра. Теперь они уже скучают друг по другу и если кто-то по каким-то причинам не смог попасть на репетицию – ждут его на следующем занятии с ещё большим нетерпением. Помимо занятий в репетиционном зале мы регулярно организовывали мероприятия непринуждённого формата, меняя места встреч. Наши ребята были с нами на природе, у моря, в игропарке, на уроках лепки.
По словам психолога Екатерины Фиденко, в последние годы отношение в обществе к людям с особенностями развития начинает меняться к лучшему, но таким ребятам, к сожалению, нередко приходится сталкиваться с косыми взглядами и пренебрежительными комментариями на детских площадках, в магазинах, транспорте. Инклюзивный театр – место, где детям дают почувствовать, что каждый из них уникален и неповторим и у всех есть свои особенности и таланты. Занимаясь в инклюзивной студии дети понимают, что мир очень разнообразен. Педагоги создают и поддерживают атмосферу доброжелательности и принятия. В ролевой игре ребёнок, примеряя на себя разные социальные роли, имеет возможность эмоционально прочувствовать и проиграть разные варианты межличностного взаимодействия, приобретая незаменимый социальный опыт.