От визитной карточки до современных технологий


От визитной карточки до современных технологий

С момента появления Рунета сайты организаций и благотворительных фондов были ресурсами, содержащими информацию об их деятельности, новости, контакты, отчеты — одним словом, они были привычными нам визитками, витриной организаций в сети. И сейчас таких сайтов по принципу «рассказ о себе» — подавляющее большинство. В наше время просто неприлично не иметь страницы в интернете — это означает фактически небытие. Но подлинно фандрайзинговыми ресурсами, то есть инструментами эффективной коммуникации с внешними аудиториями и привлечения средств, благотворительные сайты стали относительно недавно.

«За последние два года интернет трансформировался в более доступную площадку для благотворительности. До сих пор наш фонд рассматривал интернет как рекламную площадку, а основные средства для фонда мы собирали на концертах, – рассказывает известный актер Гоша Куценко, президент фонда «Зона надежды», помогающего больным детским церебральным параличом». – Я уверен, что мы будем рассматривать интернет и его возможности уже как эффективный способ сбора средств на благотворительность».

Как все начиналось

Первый российский фандрайзинговый сайт «Помогите спасти детей!» открылся 21 декабря 1998 года благодаря усилиям волонтеров группы милосердия имени отца Александра Меня при Российской детской клинической больнице.

Елена Мулярова, одна из участниц инициативной группы при РДКБ, так вспоминает об этом: «Волонтеры группы милосердия довольно быстро поняли, что без фандрайзинга – поиска спонсорских средств для покупки лекарств и оплаты дорогостоящих операций — они не добьются необходимого результата.

Скриншот сайта "Помогите спасти детей!"

Скриншот сайта "Помогите спасти детей!"

Возможности интернета уже тогда довольно активно использовались волонтерами, и поэтому идея создать свою веб-страницу возникла совершенно естественно. В конце 1998 года один из добровольцев, приходящих к детям (по профессии программист), создал страничку, рассказывающую о больнице. Очень быстро появились отклики, нашлись люди, которые хотели помочь больным детям и передавали небольшие суммы денег, значительно меньшие, чем действительно нужно было для их спасения. Информацию об РДКБ случайно увидел в Сети Алексей Налогин, специалист по интернет-рекламе. Он предложил свою помощь создателям сайта. Справедливо решив, что, когда речь идет о жизни и смерти, все средства хороши. Он разослал по тысячам электронных адресов вот такое письмо: «Здравствуйте, извините, что посылаем вам письмо с помощью массовой рассылки. Но наша проблема требует незамедлительного участия большого количества людей. Сейчас в РДКБ погибают от нехватки лекарств дети. Им срочно нужна помощь. Пожалуйста, примите участие в их спасении. Полная информация о странице находится по адресу www.chat.ru~dety.help».

Несмотря на не слишком деликатный метод оповещения, послание нашло своего адресата – крупная фирма пожелала полностью оплатить трансплантацию костного мозга одному из детей. Вскоре после первого успеха по просьбе организаторов сайта Антон Носик помог с хостингом, предоставив адрес www.deti.msk.ru. Судьба сайта резко изменилась: баннеры и ссылки на сайт появились по всему Рунету. Многие владельцы сайтов, редакторы сетевых изданий совершенно безвозмездно оказали мощную информационную поддержку. И, как говорится, процесс пошел. Оказалось, что фандрайзинг через интернет – фантастически эффективный способ сбора денег для детей. Мы были поражены легкостью и скоростью, с которой завязывались контакты и приходили отклики из разных стран и от разных людей».

Первый фандрайзинговый успех удалось удержать и развить. Только в 2008 году через сайт «Помогите спасти детей!» было собрано свыше 5,8 млн рублей. Сегодня команда фонда использует разнообразные способы привлечения средств: начиная от кредитных карт и заканчивая сервисом Яндекс.Деньги; все поступления, включая сумму и назначение платежа, имя жертвователя или название компании, перечислившей средства, можно просмотреть на сайте фонда.

Скриншот сайта www.sos.ru

Скриншот сайта www.sos.ru

Возникновению другого популярного в начале 2000-х годов сайта www.sos.ru предшествовала акция по поиску доноров крови, проведенная рекламщиком Георгием Безбородовым и программистом Романом Кошелевым. Запущенный в мае 1999-го сайт стал своеобразной доской объявлений, которая помогала просящим о помощи встретиться с теми, кто был готов помочь. Здесь люди сами могли размещать объявления, добавлять и обсуждать информацию, использовать баннерную рекламу. Сайт был задуман как самостоятельно действующая система, практически обходящаяся без модератора. Деятельность администратора сайта сведена к сортировке и удалению нецензурной информации.

Недостатки такого подхода перевесили преимущества: отсутствие четкой структуры, регулярных обновлений, гарантий достоверности размещенной информации привели к тому, что было практически невозможно узнать, кому и в каком объеме поступили средства или помощь, каковы результаты. Идея самоорганизующейся доски благотворительных объявлений практически сошла на нет. Сегодня сайт по-прежнему существует, но оставляет странное впечатление полурабочей площадки, которой не хватает организующей и направляющей руки.

Прорыв

Подлинным прорывом в сетевой благотворительности стал первый интернет-фонд «Помоги. Орг», основанный в 2005 году Антоном Носиком и Саррой Нежельской. Фонд собирает средства на острые и неотложные социально-медицинские нужды (операции, дорогостоящие курсы лечения, помощь детским и лечебным учреждениям в России). Для структурирования своей деятельности фонд обозначил четыре основные программы. Это поддержка детей, больных муковисцидозом; поддержка детей, больных детским церебральным параличом; помощь детям с врожденными пороками сердца; поддержка многодетных и малоимущих семей.

Скриншот сайта Помоги.Орг

Скриншот сайта Помоги.Орг

Пожалуй, «Помоги.Орг» сумел воплотить в жизнь основной принцип онлайн-благотворительности: интерактивность и прозрачность. Не случайно фонд успешно привлекает средства: только в 2009 году была оказана помощь нуждающимся на сумму 28 545 763 рубля. Вся отчетность о собранных и распределенных средствах публикуется на сайте. Каждый жертвователь может проконтролировать, на что пошли переданные им деньги. Пользователи оперативно информируются как о ходе сбора средств, так и о результатах лечения или другой помощи. На главной странице размещена информация о том, кому сейчас собираются средства. В режиме реального времени видно, сколько средств уже привлечено и сколько еще требуется, можно отследить способы совершения пожертвования: через банк, пластиковые карты, виртуальный кошелек и проч.

Ведение такого ресурса, наполнение его информацией требует кропотливой работы. И здесь кроется одна из проблемных точек фонда. Дело в том, что все пожертвования в 100 % объеме направляются на благотворительные цели. Коллективу «Помоги.Орг» приходится проводить работу с жертвователями и объяснять, что без минимальной заработной платы будет невозможна работа его сотрудников. «Административные расходы (канцелярские, транспортные, расходы на связь, арендная и заработная плата) оплачиваются из специальной, отдельно финансируемой статьи расходов. Мы строго следуем девизу нашего фонда «Из перечисленного рубля 100 копеек идут в помощь нуждающимся» и глубоко признательны всем, кто делает это возможным» — сказано на сайте www.pomogi.org

Больших успехов добился Российский фонд помощи, который собирает средства, используя площадку газеты «КоммерсантЪ», Газеты.Ру, ресурс радиостанции «Эхо Москвы», сообщества Русфонда в «Живом Журнале» ([ljcomm]rus_fond[/ljcomm]). С момента создания фонда 14 лет назад, в 1996 году, собрано 752 173 275 рублей. Только за первый месяц 2010 года собрано свыше 12,8 миллиона рублей. В фонд обращаются за помощью люди со всей России. Проверив письма читателей, Российский фонд помощи публикует их в «Ъ» и на своем сайте. Решив помочь, читатель берет в фонде реквизиты автора письма и дальше действует сам. «Фонд лишь помогает помогать и верен принципу: ваша помощь идет напрямую и адресно», — говорится на сайте организации. Правомерность такого подхода подтверждается сотнями миллионов рублей, передаваемых частными и юридическими лицами на помощь нуждающимся. Не последнюю роль в успехе Российского фонда помощи сыграл ресурс делового издания «КоммерсантЪ», имеющего выход на широкую и, что немаловажно, целевую аудиторию, а также личность президента фонда Льва Амбиндера.

Цифры

К середине 2008 года социологи фонда «Общественное мнение» насчитали в России около 33 млн пользователей Всемирной паутины. По прогнозу Министерства информационных технологий и связи РФ, к началу 2009 года количество активных пользователей должно было достигнуть 46 млн, что превратило бы в обитателей Рунета практически каждую (в среднем) семью нашей страны.

По данным CAF Россия, самыми распространенными технологиями совершения интернет-пожертвований в порядке убывания являются: Яндекс. Деньги, WebMoney, Chronopay, CyberPlat, RuPay, PayPal, Рапида, Элекснет, iKoboMoney Transfer, RBK Money, Assist.

Несмотря на то что платежи через интернет не слишком распространены, этот рынок растет высокими темпами (30 – 40 % в год).

Успешно привлекает средства через интернет Всемирный фонд дикой природы, последовательно и осознанно превращая случайных посетителей сайта в своих верных последовательных сторонников. В фонде тщательно изучают возможности интернет-фандрайзинга, собирают статистику и аналитику, привносят в Россию последние ноу-хау западных коллег. В разделе «Благотворительное пожертвование» можно выбрать один из одиннадцати способов перечисления средств! Сейчас это самый полный набор механизмов совершения платежей в благотворительном Рунете. При этом WWF подробно объясняет особенности каждого типа платежа, а также то, как любое, даже небольшое, пожертвование помогает спасать природу.

Одним из примеров креативного использования технологий ePhilanthropy является фонд помощи тяжелобольным детям «Линия жизни». Наряду с традиционными способами перевода платежей в сентябре 2008 года в партнерстве с Альфа-банком был запущен сервис, позволяющий делать переводы без комиссии на операции детям. Сделать благотворительное пожертвование в фонд можно, воспользовавшись готовым шаблоном в интернет-банке «Альфа-Клик», либо при помощи банковского перевода на расчетный счет фонда. За это время благодаря помощи клиентов Альфа-банка было профинансировано свыше 20 высокотехнологических операций на сердце.

Благотворительный фонд Даунсайд Ап, фонд Дети Марии, Центр лечебной педагогики, фонд «Подари жизнь» и сотни других некоммерческих организаций и фондов обращаются к пользователям интернета с призывом о помощи. На первых страницах на видном месте размещаются рубрики «как помочь», «хотим помочь», «сделать пожертвование» и проч., и проч. Без такой рубрики сложно представить современный сайт некоммерческой организации или благотворительного фонда.

Однако несмотря на определенный прорыв в онлайн-благотворительности, интернет-платежи в России в отличие от западных стран по-прежнему уступают традиционным способам перечисления средств (через квитанции или наличными). Причина здесь банальна: люди не хотят «светить» данные своих банковских карт, опасаясь мошенничества и недобросовестного использования этой информации.

Три типа интернет-благотворительности

В настоящий момент российская сетевая благотворительность разделилась на три потока.

В первом оказались некоммерческие организации и благотворительные фонды, активно использующие фандрайзинговый потенциал интернета, «заточенные» на сбор средств. Как правило, на таких ресурсах присутствует довольно широкая панель возможных технологий пожертвований, и человек может выбрать ту, которая ему подходит. Вполне объяснимо, что в этом фандрайзинговом пространстве с большим успехом деньги привлекают фонды помощи, хуже дело обстоит с организациями, оказывающими социальный сервис, чья деятельность более сложна для понимания.

Цифры

При наборе в Яндексе слова «благотворительность» выдается 10 миллионов страниц. Яндекс информирует, что за месяц насчитывается 20 235 запросов по слову «благотворительность».

В Google по этому запросу открывается 2 950 000 ссылок.

Рамблер выдает 9 000 000 линков и 185 000 сайтов.

Yahoo позволяет просмотреть 12 900 000 ссылок.

Второй тип ресурсов носит в большей степени информационно-просветительский характер. Здесь нет явного призыва помочь. Значительная часть таких сайтов посвящена рассказу о деятельности организации или фонда, программам, отчетам, а функции «пожертвовать» отводится вспомогательная роль. Подобные ресурсы — для вдумчивых и осознанных благотворителей. Как правило, эти люди либо знакомы с темой, и она им не чужда (кто-то из близких попал в тяжелую ситуацию), либо хорошо знают организацию и готовы жертвовать без эмоциональной «накачки».

Наконец, третий тип благотворительных сайтов – сайты, собирающие не на одну, а сразу на несколько организаций. Пока что это экзотика, первые ласточки в российском Рунете. Идея проста: на одном веб-ресурсе собрать информацию о надежных некоммерческих организациях и благотворительных фондах, чтобы потенциальный жертвователь не блуждал по интернету в поисках правды, а мог легко и спокойно в одном месте получить достоверную информацию. Так, практически одновременно появились сайты www.blago.ru и www.wse-wmeste.ru.

Скриншот сайта Благо.Ру

Скриншот сайта Благо.Ру

Благо.ру призван дать жертвователю выбор: если он хочет поддержать проект по защите животных или помочь пожилым людям, то он может сделать это, воспользовавшись рубрикатором по направлениям благотворительной деятельности. CAF Россия, выступающий администратором программы Благо.ру, служит гарантом того, что некоммерческие организации и благотворительные фонды, попавшие на сайт, являются надежными организациями, прошедшими юридическую и финансовую экспертизу. Другая задача Благо.ру — обеспечить доступ жертвователей к интересным, но пока еще «нераскрученным» некоммерческим организациям и благотворительным фондам. Пожертвования можно перевести двумя способами: через банковские карты, либо напрямую с банковского счета. На сайте есть отчеты, позволяющие понять, на что были израсходованы полученные средства.

Скриншот сайта "Все вместе"

Скриншот сайта "Все вместе"

Сайт «Все вместе» дает пользователю интернета представление о том, что происходит в благотворительном секторе, какие интересные акции, совместные проекты, новые инициативы проводят некоммерческие организации – участники этого неформального сообщества. В разделе «Нужна помощь» размещена актуальная информация о том, кто нуждается в поддержке: дети, старики, взрослые. Эти сведения поступают от членов партнерства «Все вместе» и позволяют объединять ресурсы жертвователей. Этот сайт демонстрирует, что в третьем секторе возможно реальное партнерство и взаимодействие, это сайт, повышающий доверие к деятельности некоммерческих организаций в целом.

  1. julia

    Елена Мулярова лучше пускай о своем сотрудничестве с хидденмаркетингом в жж напишет, который за нее пишет и редактирует петракова екатерина с психфака мгу. Цель хидденмаркетинга — вирусная реклама, имитация живого общения в жж и последующий контроль культурной элиты. А всякие подари жизнь — просто прикрытие этого сотрудничества

Leave a Reply